Главная > Новости благочиний > Чеховское > Катехизация в храмах Чеховского района. Протоиерей Александр Смолиевский

Катехизация в храмах Чеховского района. Протоиерей Александр Смолиевский

17 октября 2011
  1. В скольких храмах идет катехизация?

На данный момент в Чеховском районе действуют 28 приходов, а в 25 из них совершаются регулярные богослужения и требы. В трех храмах идет восстановление из руин и строительство, поэтому условия для регулярных богослужений еще не созданы.

В 25 храмах Чеховского благочиния проводится обязательная катехизация перед церковными Таинствами (прежде всего, перед Крещением и Венчанием), причем в случае с Крещением младенцев катехизация совершается над родителями ребенка и его восприемниками.

  1. Продолжительность катехизации?

Каждый приход имеет свою практику катехизации, тем не менее, можно говорить о некоей общей схеме. Катехизация состоит из двух обязательных бесед, которые при необходимости, то есть недостаточной поготовленности человека, могут трансформироваться в большее количество бесед.

  1. Состав группы? Кто проводит? Темы? План?

Беседы перед Таинствами в большинстве случаев индивидуальны, так как способствуют установлению более тесной связи с оглашаемым, да и в целом нельзя говорить о массовости желающих приступить к Таинствам, разве что в городских храмах.

Такие беседы проводятся в сельских храмах настоятелями храмов, в городских храмах – клириками храмов и катехизаторами-миссионерами. Первая беседа, более продолжительная, начинается с выяснения причин, которые вызвали в человеке желание приступить к Таинству. Такой пролог очень многое говорит о человеке и влияет на весь ход беседы, причем желательно, чтобы это была именно беседа, а не лекция. Несмотря на индивидуальность каждой беседы можно говорить о приблизительном плане разговора и тех вопросах, которые можно задать оглашаемому:

  1. Что из себя представляет человек?
  2. Положительные качества человека – повод поговорить о сотворении мира и человека, как образа и подобия Божия.
  3. Отрицательные качества человека – повод поговорить о грехопадении первых людей, о ряде событий священной истории, о грехе как таковом.
  4. Общая склонность ко греху каждого человека и исцеление от этой удобопреклонности ко греху, а также от последствий греха – причина пришествия в этот мир Спасителя.
  5. Разговор о Личности Спасителя – об Иисусе Христе и об основных событиях Евангельской истории.
  6. Разговор о необходимости участия каждого человека в приятии искупительных плодов Жертвы Христовой – разговор о Церкви, о Церковных Таинствах, о духовной жизни.
  7. Какие формы практической церковной жизни оглашаемые выполняют между беседами?

Таким образом, оглашаемый сам должен понять и логически вывести, что Крещение необходимо не для решения «бытовых проблем» или потому, что «все так делают», а для решения главного в жизни – получения радости жизни в Боге.

После первой беседы оглашаемому дается для прочтения брошюра с огласительными беседами (например, протоиерея Павла Карташева, протоиерея Илии Шугаева).

Вторая беседа совершается после осмысления первой беседы и прочтения «огласительной» брошюры и посвящена рассмотрению тех вопросов, которые могли возникнуть у оглашаемого, а также непосредственно последованию и символике Таинства. Это может происходить и прямо перед самим Таинством.

Конечно, такую практику оглашения можно признать минимальной, хотя даже она вызывает недоумение у желающих креститься, и часто после первой беседы на вторую человек так и не приходит, видимо решая проблему Крещения каким-то другим путем. Этим же недоумением вызвано и неучастие оглашенных в практической церковной жизни между беседами.

  1. Каким образом продолжается работа с оглашенным после крещение? И есть ли она вообще? Описание?

Некоторой компенсацией служит работа с оглашенными после Крещения: они понемногу вовлекаются в жизнь прихода, регулярно участвуют в церковных Таинствах, посещают просветительские беседы по изучению Священного Писания, литургической жизни Церкви, богословия Церкви, которые совершаются настоятелями во всех храмах благочиния.

В частности в Анно-Зачатьевском храме, в Иоанно-Предтеческом храме города Чехова, в Богородицерождественском храме села Васькино каждую субботу и воскресение действует воскресная школа для взрослых. Там преподают священнослужители согласно утвержденному годовому плану занятий. Основной упор на таких занятиях делается на изучение Евангелия, жизни Церкви в современном мире, практические вопросы личного благочестия. Хотя и здесь есть те, кто как в притче о сеятеле «слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется», и те, кто «слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно».

В настоящее время в Чеховском благочинии продолжается поиск и совершенствование оптимальных принципов и форм катехизации, идет поступательное накопление опыта.