Главная > Просвещение на приходе > Огласительные беседы > Огласительные беседы перед таинствами Крещения и Брака на примере Казанской церкви города Реутова. Протоиерей Максим Беликов

Огласительные беседы перед таинствами Крещения и Брака на примере Казанской церкви города Реутова. Протоиерей Максим Беликов

17 мая 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Огласительные беседы в нашем храме проводятся около восьми лет. За это время мы накопили некоторый опыт и отработали метод их проведения людям, зачастую далеким от Церкви.

Беседы проводятся два дня, в субботу и воскресение, каждая из них длится около полутора часов. Наш храм многоштатный, и поэтому мы имеем возможность привлекать диаконов и священников, каждого по своей чреде. Для бесед приходят взрослые, желающие принять таинство Крещения, восприемники или родители крещаемых детей, а так же пары, желающие сочетаться церковным браком.

Время показало, что беседы лучше проводить для всех общие, т.к. семейные пары зачастую не имеют представления ни о Боге, ни о Церкви и нуждаются в общей катехизации, а не только в понимании христианского брака. Так, если есть пары желающих венчаться, они слушают общую беседу, а во время темы о Церковных таинствах священнослужитель подробнее останавливается на венчании.

Также нужно отметить, что во время совершения таинства Крещения священник перед каждым важным священнодействием делает остановку и дает краткое объяснение его значения. Взрослым, приходящим к Крещению, рекомендуется прежде раскаяться в прежних грехах и заблуждениях, чтобы в осознанном покаянии строить новую жизнь во Христе.

Участие восприем ников в таинстве Крещения

День Крещения мы назначаем обычно после огласительных бесед. Одно время, по примеру древней Церкви, у нас была практика чтения молитв оглашенным отдельно от самого Крещения. Цель такого разделения заключается в более осознанном и серьезном отношении к Церкви и Ее таинствам, а также это дает возможность сократить время самого таинства Крещения. Во время чина оглашения крещаемый (если он взрослый) или восприемник читают Символ Веры, который всем выдается во время огласительных бесед. Он заранее готовится на отдельных листах с параллельным русским переводом. Так же и во время совершения таинства Крещения, после прошений на ектениях, восприемники повторяют за священником «Господи помилуй», а во время миропомазания – «Аминь» на каждом помазании. После Крещения священник призывает крестившихся в ближайшее время причастится Святых Таин.

Мы говорили о том, что в основе наших бесед лежит объяснение таинств и Символа Веры, но возможны также и другие варианты, например, о заповедях Ветхого и Нового Заветов и других нравственно-религиозных тем. Предлагаем вашему вниманию вариант плана бесед с оглашаемыми.

Беседа первая. О таинствах и основных понятиях.

При встрече с людьми часто можно слышать вопрос о том, зачем нужны такие беседы. Поэтому мы начинаем с обоснования цели бесед, указывая на повеление Христа «Идите и научите все народы», а потом крестите, т.е. нужна осмысленная вера.

1) Вначале говорим о добром устроении человеческой природы, о грехе и его происхождении, о поврежденности человеческой природы, передаваемой по наследству от прародителей. Пришествие Спасителя и цель Его пришествия. Обожение как цель христианской жизни. Церковь и Ее глава Христос. Сравнение Церкви с древом, где Христос-Корень, от которого питается вся Церковь. Понятие Таинства. Семь таинств Церкви.

2) Обязательность жизни в Церкви как условие действенности таинств, которая обусловлена искренностью веры, ответственностью за себя, и за близких; ответственностью перед Церковью.

3) Первое таинство, которое мы разбираем, – Крещение. Это Таинство вхождения в Церковь, сеяния семени благодати Божией, условие Крещения – вера во Христа как в Сына Божия и Спасителя. Основной момент – троекратное погружение с призыванием имени Святой Троицы. Зачем нужны крестные.

4) Далее таинство Миропомазания. Смысл. Схождение Святого Духа на апостолов, таинство Священства.

5) Исповедь, установление таинства, смысл таинства, связь болезни со грехом. Таинство Соборования.

6) Причастие, установление Таинства, соединение со Христом; о регулярном причащении детей и взрослых, о подготовке (исповедь, молитва и пост).

7) Венчание. Благословление брака в Ветхом и Новом Заветах. Основной момент, символика. Брак в Кане Галилейской. Понятие семьи как малой церкви. Жертвенное служение в браке. Образ единства Христа и Церкви, мужа и жены.

Беседа вторая. О Символе Веры (проходит на следующий день)

Вступление: История гонений на Церковь, распространение ересей и борьба против них. Два Вселенских Собора. Символ Веры – Credo христианина.

Объяснение Символа веры.

1) Что значит верить? Язычество и христианство. Кто есть христианский Бог? Бог есть Отец. Вера как доверие Богу. Свидетели веры – мученики. Понятие Троицы, Три лица – личности. Единосущность Лиц Святой Троицы. Примеры одновременного единства и троичности (солнца – круг, свет, тепло; дерева – ствол, листья, плод.).

2) О Христе. Помазанник от Отца (истинный Пророк, Царь и Священник), Предвечное Рождение.

3) Бог – самодостаточен, не имеет нужды ни в чем. Приходит спасти, видя крайнее падение человечества, открывает путь к Истинному счастью. Боговоплощение, принятие и исцеление человеческой природы.

4) Пророки о Мессии – Христе. Рождество. Распятие, Крестные Страдания и Смерть Спасителя.

5) Его воскресение и явления ученикам до Вознесения.

6) Вознесение вместе с человеческой природой, призвание человека быть рядом с Богом.

7) Первое пришествие во смирении. Второе пришествие во славе. Время пришествия, образ пришествия. Страшный суд.

8) О Святом Духе. Об ипостасных свойствах. Равночестность и равное достоинство. Богодухновенность Писаний.

9) Церковь. Святость Церкви.

10) Крещение как единственность духовного рождения.

11) Всеобщее воскресение мертвых. Жизнь в Боге, радость в вечности.

После бесед рекомендуется приобрести книгу «Закон Божий» и Евангелие тем, у кого их нет.

В заключение необходимо отметить, что во время бесед священник должен ориентироваться на слушателей и по необходимости подстраиваться под уровень понимания слушателей, так как задачей этих бесед мы считаем не просто схоластическое объяснение основ веры, а живой диалог, способствующий более близкому знакомству людей с учением Православной Церкви.