Отголосками этой полемики пронизаны все новозаветные тексты от Евангелий до Откровения. Толерантность никогда не входила в число христианских добродетелей. Интеллектуальная всеядность, индифферентность и терпимость квалифицируются в Откровении как теплохладие, духовная температура которого — температура плевка: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр 3:16). Более того, воскресший Христос одобряет ненависть у Своих учеников — ненависть к тому, что и Он Сам ненавидит: «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр 2:6).
Но полемичным был и тот мир иудаизма, в котором началась христианская проповедь. Фарисеи, саддукеи, ессеи,
Первые христиане не уклонялись от споров, хотя за свои победы в них им приходилось расплачиваться жизнью: «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян 6: 8–10). Напомню, что именно эти полемические победы первого в истории Церкви диакона стоили ему жизни. Раздраженные иудеи казнили его по ложному доносу.
Тем самым не стоит и современным христианам отрекаться от своей истории. Полемика была вне Церкви, полемика была и в самой Церкви, причем, по вопросам, которые сейчас кажутся периферийными, а тогда от их разрешения зависело будущее христианства. Но вот что важно: когда «восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деян 15:5), апостолы не стали «забаннивать» или «игнорить» оппонентов (дескать, сам дурак), а собрались вместе с пресвитерами и по «долгом рассуждении» (Деян 15:7) решили не налагать иго ветхозаветных предписаний на новообращенных из язычников.
Несомненно, эти дискуссии отличались от современных: их участники были гораздо более образованными людьми, чем в большинстве случаев участники нынешних. Результатом тех дискуссий стали апостольские послания, вошедшие в корпус Нового Завета. Что станет результатом этих — покажет время.