О трех критериях образования церковных содружеств:
- Церковная пассионарность.
- Общая духовная интуиция.
- Живое симпатическое начало.
Среди всех наших проектов, осуществляемых в рамках церковно-общественного служения, одним из них уготовано быть явлением искусственным и мало пригодным для потребностей духовных, иным же в силу чистоты намерений людей, имеющих волю к церковной организационной деятельности, суждено приносить плод…
Не без оснований считается, что здоровый баланс между административной предприимчивостью и бескорыстным христианским желанием приносить пользу обществу и Церкви есть залог успешного внешнего и внутреннего развития предпринятого дела. И все же христианская рефлексия всегда в центре своего внимания держала преимущественно феномены духовного порядка: тайноведческие процессы формирования духовного типа взаимоотношения между людьми. Здесь открывается тайна промысла Божьего о Церкви и о каждом из нас, здесь обнажаются первичные духовные мотивы деятельности, имеющие своею целью самого человека, и ничто иное.
Иногда мы говорим, что по мере удаления от «центра», пропорционально сокращаются финансовые, культурные, человеческие организационные ресурсы. Вопреки этой действительности появление церковного пассионария, зажигающего сердца людей, меняет картину, снимает подобное ограничение.
Основа основ, двигатель — это люди, стоящие у самого истока организации: лидер движения и его ближайшее окружение. Достаточно выйти из тени человеку, достаточно создать ему условия для самораскрытия, чтобы выделившаяся духовная энергия личности стала достаточной для реализации самых смелых задумок. Характер предпринятого дела определяет тип душевной формации лидера. Говорят, что у истоков всех величайших дел, стояли непременно интроверты, которые реализуются не через собственный успех, а через служение высшей идее. Аскетическая закваска этих легендарных деятелей-интровертов, их вдумчивость, самоуглубленность, обращенность к внутреннему значению событий, обеспечивала в истории всем великим кампаниям длительный успех. Если терминологически христианизировать эту общую психологию человеческой деятельности, то можно было бы сказать, что нам, христианам, должна быть близка эта аскетичность, молитвенная самоуглубленность и смиренномудрие в деле, в противовес экстравертному желанию иметь быстрый внешний эффект, рассчитанный на создание сиюминутного имиджа. В деле создания христианских молодежных объединений надо брать в расчет этот психологический факт и одновременно факт духовной жизни – все что мы делаем, делаем ради ближнего.
Нет ничего дороже, если решение об объединении людей бывает не решением церковного администратора, а живой потребностью группы верующих. Потребность в общении, как психологический факт, есть постоянная наличествующая реальность, но остается вопрос о том, когда среднестатистическая потребность в общении становится достаточной для осуществления того, что мы называем движением, организацией.
Выдающийся русский мыслитель писал, что «Истина религии, истины откровения предполагают максимум духовной общности, самую высшую его ступень, предполагают соборность сознания. Эти истины открываются общению в любви. Они существуют лишь для духовно близких и родных. Они неубедительны, недоказательны, необязательны для чужих и далеких, для стоящих вне круга духовной общности.» («Философия свободного духа» Бердяев Н.А.)
Религиозная идея, общая духовная интуиция – центральный объединяющий момент, и его наличие в наших малых содружествах есть выражение преемственности особого духа от той самой первой малой общины 12-ти, которая была собрана вокруг Того, Кто есть Путь и Истина, и Жизнь.
Наблюдая органическое существований того или иного объединения, и задумываясь над тем, как реализовать сопутствующие потребности миссионерского характера, мы не можем не видеть прозрачный для каждого внимательного миссионера факт того, что религиозные истины только при живом опыте евангельской жизни объединяют … но ведь в реальной жизни мы вынуждены обращаться к людям, которые только ищут путь религиозного самоопределения. Надо признать, что для таковых объединение на почве религиозной идеи есть лишь задание, перспектива. Как голое признание нравственных правил полезными и необходимыми для жизни не делает еще человека моральным по сути, так и ментальная убежденность в своей принадлежности Православию еще не реализует подлинную и деятельную общность Евангельского образца. Вера требует опыта и без дел мертва.
И поэтому вновь нам приходится обращаться к образу той первой малой палестинской общины. В ней преобладала не столько ясно выраженная религиозная идея – она только получала свое оформление в сознании апостолов, сколько действенное симпатическое начало. Сама Жизнь к ним снизошла, и невозможно было апостолам не реагировать своим сердцем на явление Духа.
Симпатическое начало – еще один важный объединяющий момент в жизни содружеств. Оно делает наше общение чрезвычайно жизненным и привлекательным особенно для тех, кто пока еще не принял в внутренний опыт своей жизни откровение о Боге.
Парадокс: административное начало, преследуя рациональные интересы, требует создания человеческого механизма, который был бы независим от субъективного начала, симпатии конкретных людей. Церковь Христова в истории опрокидывает это требование и утверждает категорически принцип любви, выражающийся на начальных стадиях роста как симпатическое устремление друг к другу. Жизнь каждой общины и объединения проверяется этим критерием. Человеческие организации с течением времени замещают личную заинтересованность друг в друге, преобладанием административных функций. В истории много подобных примеров… Симпатическое начало охлаждается до, так сказать, конституционной формы взаимодействия, когда отношения регламентируются и скрепляются безоговорочно принятой концепцией.
В противовес установившимся историческим формам организации общественных масс, Церковь Христова не утрачивает в веках при своем организационном расширении действия этого симпатического начала – мы все это чувствуем. Любовь нам заповедана Господом и не соответствуя ей в реальной жизни, мы восполняем ее недостаток через таинства Церкви, через литургическое общении со Христом и друг с другом.
В связи с выше поднятой темой о душевной формации членов христианских движений, приходится размышлять о жизненности наших объединений, о длительности того периода, когда деятельность содружеств характеризуется огнем, живой энергией, а не организационной инициативой руководства, когда в движении есть настоящие пассионарии, вдохновляющие на служение.
В 2014 году в городе Воскресенске было организовано православное молодежное движение «Ойкумена» — оно возникло как попытка объединения приходской молодежи приходов района и, главное, как попытка христианской реконструкции уникального духовного и интеллектуального движения начала прошлого века, которое получило в истории название ивановских сред. Мы создали свою Воскресенскую башню, наподобие той, которая находилась в Петербурге на Таврической 25. «Башня» поэта-символиста Вячеслава Иванова собирала … и оставила удивительно яркий след в истории развития русской культурных, религиозных движений 20 века. Соответствовать тому уровню мы не можем априори, мы люди иной, безусловно пониженной, культурной формации, но идея содружества, в котором культурные идеи реализуются в молодежном служении и получают новое современное христианское освящение есть благородное и вдохновляющее начинание.
Надо сказать, это оказалось достаточно сложно сделать.
Протоиерей Сергий Якимов. Благочинный церквей Воскресенского округа.