Главная > Без рубрики > Включите разум!
secta

Включите разум!

13 августа 2009
sectaКак-то, в начале девяностых годов, моя знакомая задумала принять крещение — очень ей понравилось, как интересно проходят собрания — я уже не помню название этой церкви — и пастор молодой, прошедший стажировку в Америке, и музыка живая, и проповеди забавные, словом — не служба, а занимательный досуг. Миссионеров новой веры принимали тогда всюду как вестников свободы. Кто сказал, что религия это иконы, свечи, строгая одежда и ворчливые старушки в храме? Вот мы — молодые, задорные, доступные, готовые вас принять в любую минуту без исповедей, постов и всего, что вам не нравится!

Мы читаем Библию, изданную в лучших типографиях мира. Мы подарим вам эту книгу. Наши братья и сестры по вере — самые улыбчивые, удачливые и здоровые. Вы тоже будете такими…

Через полгода моя знакомая окрестилась в православном храме.

Слово секта, в переводе с латыни означает всего лишь учение, направление, школа, но в русском языке оно несет негативный смысл, обозначая ложное учение, ересь. Существует даже решение большого жюри Союза журналистов, которое рекомендует всем журналистам не злоупотреблять понятием «секта». «Секта» не имеет правового определения. Как сказал в интервью известный православный журналист — под это понятие можно подогнать практически все, что угодно, хоть станцию юных техников. Лучше использовать другие термины, которые определены российским законом. Религиозных объединений в мире по одним источникам примерно 700, по другим данным — не менее 2000. Гарантируя свободу совести и свободу вероисповеданий, декларируя равенство конфессий, федеральный закон все же выделяет роль мировых религий: в его преамбуле говорится об особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры и об уважении к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, «составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Миссионеры новых религиозных течений, развившие необычайную активность в деле «спасения» России, массами вряд ли овладеют, хотя жизнь отдельных граждан изменить способны, и не в лучшую сторону.

Большая Серпуховская улица — самая многоконфессиональная в Подольске, хотя вряд ли подобное соседство еще где-то существует. Уже лет тридцать здесь существует молитвенный дом баптистов, разросшийся до размеров хутора. Затем здесь построили свой дом адвентисты 7-го дня, несколько лет назад открылся зал Царства Свидетелей Иеговы, и к юбилею города был освящен православный храм св. Георгия. Его настоятелю, отцу Алексею Сурикову, видимо, сам Бог велел отслеживать деятельность нетрадиционных религиозных объединений в Подольском благочинии.

«Неудивительно, что члены сект не любят, когда их организации так называют. Большинство считает себя христианами, хотя не все таковыми являются. Например, Свидетели Иеговы, известные своей активной миссионерской деятельностью. Основатель этой религии Чарльз Рассел в молодости придерживался адвентистских взглядов, поэтому некоторая схожесть присутствует и у тех и у других. И адвентисты, и свидетели начали с вычисления и провозглашения даты конца света. Пока ни разу не сошлось. Адвентисты тоже давно известны в нашей стране. У них в Тульской области даже своя семинария есть. Прочно обосновались у нас. Но, насколько я знаю, серьезных проблем с законом у них нет. Баптисты, пожалуй, наиболее традиционная из неправославных религиозная организация для России. Деструктивных моментов в их деятельности не замечено, на улицах не проповедуют, литературу не раздают. Их учение почти во всём совпадает с учением лютеран.

Наверное, многие подольчане видели на улицах города мормонов. Как правило, миссионеры этой американской организации привлекают внимание своим подчеркнуто аккуратным видом: молодые люди в строгих костюмах, на лацкане каждого — бейдж с американским именем. Они проповедуют, ссылаясь на „Книгу пророка Мормона“. Это такой фантастический рассказ о доколумбовой Америке, древней цивилизации счастливых людей. Занимательная книжка в библейском стиле. Одно время мормоны приглашали на бесплатные уроки английского языка. В объявлениях мелким шрифтом было приписано, что после учебы можно задавать вопросы на религиозные темы, т.к. организаторы курсов всё же принадлежат к духовному сословию. Мои знакомые ходили, английский учили, говорят, что никакого давления на сознание не почувствовали. Во всяком случае, православными остались. Я не слышал, чтобы миссия мормонов имела успех в России. Может быть, языковой барьер мешает.

Как-то имел счастье беседовать с мормоном, он родом из Поволжья, был направлен в Подольск исполнять миссию — так у них принято. Так он на своем родном русском языке говорил с американским акцентом.

Я знаю, что многие прихожане православных храмов дружат с представителями других вер. Ничего зазорного в этом я не вижу. Неправы те, кто утверждает, что Россия — православная страна. Вот я, настоятель храма, могу утверждать, что во время самых дорогих для сердца православного человека праздников, в храмы приходят не только не все, а даже меньше одного процента жителей Кутузова и Южного поселка. И все же Россия — страна православной культуры. И тут конкуренцию ей составить сложно, ведь практически все нетрадиционные религии берут свое начало из протестантизма.

Для православного протестантизм — это некая ущербность. Ведь для нас Священное Предание так же свято, как и Священное Писание. Библия ведь была сформирована только в IV веке и благодаря Священному Преданию. А протестанты ограничивают себя лишь Евангелием. У них нет той красоты богослужения, замечательной иконописи и многого другого, что приносит радость православному. Тех традиций, которые складывались более двадцати веков. И всё же для религиозных конфликтов почвы нет. Протестанты тоже верят в Христа. И мы скорбим и молимся о них, возглашая ежедневно о воссоединении всех во Христе. Жаль, что миссионеры многих религий считают Россию страной, которую необходимо просвещать, не принимая во внимание многовековые традиции русского православия».

Анна, сегодня она прихожанка православного храма, рассказывает, что несколько лет искала истинную веру и среди адвентистов 7-го дня и в Церкви Христа, деятельность которой сегодня прекращена. В этих рациональных верованиях, считает она, о душе заботы меньше, чем о теле. Камуфляж «бомбардировки любовью» братьев и сестер стирается по мере прозрения и сквозь него проступает жесткая эксплуатация, подавление личности, подпитка постоянного чувства вины. Ни о какой гуманности речи даже не идет.

Жажду истины продолжают искать. К сожалению, многие при духовной жажде не могут самостоятельно определиться, где живой источник, а где духовные суррогаты. Порой причиной является самомнение наших сограждан и пренебрежительное отношение к самому явлению — мол уж меня то не проведут. Желая во всем разобраться самим, люди и попадают в ту или иную религиозную организацию тоталитарного характера.

Елена провела среди свидетелей Иеговы 13 лет. Черная полоса в ее жизни длилась слишком долго. Руку помощи протянули добрые женщины, встретившись на улице. «Я так нуждалась в человеческом сочувствии и получила его с первых минут общения! Они наставляли меня по Библии, давали знания, которые, правда, расходятся с православными. Но всё было так убедительно. Согрешающий человек умирает и никогда не будет воскрешен; душа это сам человек, поэтому она никуда не отлетает, — учили новые знакомые.

Когда человек поддается этой атмосфере, этой тонкой психологической науке, он начинает жить по-другому, исполнять „библейские“ требования — праздники общегражданские и, тем более, православные не отмечать (у них один праздник в году — день смерти Христа), в избирательных компаниях не участвовать, государственные символы не признавать, в армии не служить, и много еще того, что каждый человек считает естественным. Для нового свидетеля Иеговы поступки окружающих людей становятся чуждыми. От него требуют полного пересмотра прошлой жизни, выбивают из общественной жизни. Нарушаются отношения в семье. Параллельно тебя скрупулезно изучают — твою семью, твои болезни, биографию, твои ошибки — всё для того, чтобы в случае, если ты отступишь, начнешь думать, анализировать происходящее, обрушить на тебя гонения, уязвить тебя в самое сердце, ударить по самому дорогому, причем связать негативные события с действиями бывших „братьев“ бывает не просто.

Особенно поначалу трудно удержаться от доверительных бесед, ведь у тебя есть проблемы, а рядом улыбающиеся люди, готовые выслушать. Вопрос — для чего им твоя исповедь? Я уверена, что на каждого члена секты разрабатывается программа индивидуального воздействия.

Я тоже ходила по улицам, звонила в квартиры, заводила беседы с людьми, приглашала на собрания в зал Царства, предлагала литературу. Я не могу сказать, что жизнь моя улучшилась, просто я переключилась на другие заботы, отвлеклась. А потом понемногу начала прозревать. Вот тут и начинаются проблемы: ты одинока за воротами зала Царства, и в зале Царства становишься изгоем. Нет, на тебя не смотрят как на врага, на тебя просто не смотрят, не замечают. И в то же время, далеко не отпускают. Звонят, если не ходишь на собрания, навязываются, вовлекают твоих близких в этот удушающий процесс.

Я ушла от них уже более года назад с сильнейшей психологической травмой, и пока разрыв нельзя назвать окончательным, потому что подставить ножку могут в любой момент. Они много говорят о том, что люди, покинувшие их организацию, быстро скатываются на дно жизни, после ограничений, которые обязаны соблюдать свидетели — не пить спиртного, не курить, не прелюбодействовать, — люди спиваются, умирают от наркотиков, занимаются проституцией. Я думаю, что именно братья способствуют такому образу жизни своих прозревших отступников, потерявших связь со своей прежней нормальной жизнью.

Говорят, что есть центры, где лечат бывших пострадавших от сект, мне пообещали в Троицком храме помочь».

Я не стала ждать приглашения с улицы и сама пришла к свидетелям Иеговы. «Община эта зарегистрирована в 1997 году,- объяснили мне председатель комитета местной религиозной организации Александр Буданов и член совета Алексей Муравлев (да-да, именно так называются должности в этой общине!) — всё законно. Никого мы силой сюда не тащим. Приглашаем на улице, это да, но никого не удерживаем здесь, учета не ведем, кто пришел, кто не пришел. Поэтому сказать точно, сколько прихожан посещают наш зал невозможно».

Это совсем непохоже на храм, скорее я оказалась в конференц-зале на 200 мест. На сцене трибуна. Икон естественно нет, лозунгов, правда, тоже, хотя так и просится на стенку какой-нибудь плакат «да здравствует — не допустим».

«В зале проходит учеба, — заметили учредители религиозной ячейки. — Главная цель получить библейское образование. Преподают мужчины, которые имеют духовный опыт, являются свидетелями Иеговы, хорошо знают Библию и имеют возможность делиться своими знаниями с другими». (Всё-таки плакат «учиться, учиться и еще раз учиться!» сюда — в самый раз).

«Наша цель — просветить, предложить бесплатное изучение Библии. По домам и улицам мы ходим именно поэтому. Мы признаем и Ветхий и Новый Завет, читаем их по разным переводам. Вот этот — перевод на современный русский язык, он всем понятен, вот тот — синодальный, на древнеславянском, есть еще несколько, которые изучают все христиане. Мы христиане, для нас Христос — сын Бога, он обращал свои молитвы Отцу и всегда говорил, что пришел исполнить волю Отца. Мы стараемся не читать и не слушать то плохое, что о нашей вере говорят. К верующим других конфессий относимся как Христос. Он для нас пример. А о Троице вы в Библии не найдете ни слова. Апостолы и Христос не учили этому, поэтому мы почитаем Бога. Мы против армии и войн — это отличает нас от других христиан. Ведь в сердце „христианского“ мира зародились 2 мировые войны, на которых и католики, и протестанты, и православные убивали друг друга. И трудно поверить, что они последователи Христа, который сам отдал жизнь за них, а не принудил их защитить его.

— Служение в этом зале является вашей работой?
— Нет. Александр работает лифтером, я — заправщик АЗС, никто из членов совета и учредителей не получает деньги. Естественно, есть миссионеры, которые разъезжают по городам и странам, расходы им оплачивает организация.
— Глядя на издания, которые распространяют миссионеры, не скажешь, что они изданы на добровольные пожертвования. И полиграфия завидная и тиражи миллионные.
— В нашей организации разные люди, поэтому и пожертвования многие делают серьезные. Других источников у нас нет».

Всё убедительно, на каждый мой вопрос следовал ответ, подтверждавшийся цитатой из Библии. Но Библии я не знаю, как и 99,9% моих сограждан, и отличить истинность канонической цитаты от придуманной в центре Бруклина, а уж тем более оспорить, не в моих силах. И наше незнание делает нас беспомощными перед хорошо подкованным братством. И кроме религиозной безграмотности, на стороне адептов нетрадиционных религий — неопределенность интересов большинства граждан, внедрение в наше сознание западной системы ценностей, вербовочный натиск и хорошая материальная обеспеченность.

Один из бывших свидетелей Иеговы делится в Интернете своими впечатлениями: «Лично я считаю, что их литература является для них основным методом приобретения новых членов. Это не изучение Библии, как они утверждают, но скорее изучение какой-либо из их книг; хотя они порой и выражают готовность „изучать Библию по темам“, их терпение всегда ограниченно, и рано или поздно они начинают пытаться заставить своего подопечного перейти к изучению их собственной литературы, угрожая в противном случае прекратить свои посещения, тогда как конец так близок. В двух случаях из трех такая практика приносит успех, как это было и со мной. В третьем случае человек распознает наглый шантаж и прекращает отношения. Несомненно, что, попав в сети их литературы, очень трудно бывает снова вырваться на свободу, и некоторым это никогда не удается».

Уже давно установлено, что в основе вовлечения в подобные религиозные организации лежит психотехнология формирования DDD-синдрома (deception, dependency, dread — обман, зависимость, страх), то есть составных частей того, что в США принято называть «промыванием мозгов».

Отец Алексей держит в своей библиотеке немало литературы, изданной различными религиозными объединениями. «Их теория, — уверяет православный священник, — пишется руководителями этих организаций. Ведь каждый член общины является заложником, им руководит страх. Они же люди, им тяжело ожидать „запланированного“ конца света, думая, что их близких, не разделяющих взглядов организации, постигнет тяжелейшая участь. Родители из числа свидетелей Иеговы переживают горе, видя как от кровопотери умирает их дитя и соблюдая запрет на переливание крови. Нередко, правда, медики действуют вопреки предостережению, и спасают жизнь человека. И мы, православные, тоже должны по-христиански жалеть их».

Не мешает научиться опираться на признаки, чтобы разглядеть обман в любом одеянии:>

Во-первых, во многих сектах используется религиозный маркетинг, т.е. навязывание своего вероучения. Это и приглашение посетить собрания и семинары с неопределенными названиями — изучать Библию, английский язык, освоить психологический тренинг, дискутировать о проблемах семьи и судеб России, воспитания детей и общения.

Во-вторых, психологическое давление. Новичок всегда окружен особым вниманием, его сознание активно перестраивают, т.к. установка — постоянная вербовка новых членов. Любая фраза новичка оценивается как глубокая и остроумная, у него создается впечатление, что именно его здесь только и ждали. Всё ради того, чтобы он не остался наедине с самим собой. При этом постепенно и тщательно собирается компромат, тебя подталкивают к совершению поступка, который ставит тебя вне традиционных общественных или нравственных связей, т.е ты отрекаешься от своих близких или от веры своих отцов, признаешь свою прежнюю жизнь ошибкой. И весь этот багаж при желании покинуть организацию служит шантажу и угрозам.

В-третьих, организация строго иерархична. Ступеньками «лестницы» могут быть семинары — от часовых до многодневных, пройдя их, часто небесплатно, человек повышается в степени, или одолевает ступени, проявляя повышенную активность на благо органиазции.

В-четвертых, непогрешимость основателя, который владеет истиной, которая «истинней», чем все предыдущие. Время от времени появляются новые «сыны» и «девы», по вине которых не только ломались судьбы, но и гибли люди.

А еще это программирование сознания на иллюзорный смысл жизни, внушение об элитности посвященных в веру, постоянный контроль, не всегда явный, далеко идущие политические цели.

Словом, прежде чем принимать крещение, надо включить разум.

Отец Алексей: «Если 70 лет людям запрещали иметь любую религиозность, и внушался постулат — вера и разум несовместимы, то после снятия всех запретов всё поменялось местами: долой разум, да здравствует вера! Во что угодно верят наши доверчивые люди — в инопланетян, колдунов, заряженную по телевизору воду.

— Вера в гадания, порчу, наговор не носит организованного характера?
— Никакого центра у оккультистов нет. Каждый желающий заработать может открыть свою лавку по производству чудес.

— Вам приходилось встречать в храме фанатов молодежных субкультур — готов, эмо, йоги и проч.?
— Конечно. Сатанисты в храм не приходят, я даже не знаю, насколько они в нашем районе распространены, но тревожные звоночки всё же доносились о том, что они действуют и при том активно. Неформалы посещают службы — исповедуются, причащаются — словом, ведут нормальную православную жизнь, оставаясь неформалами. Особой деструктивной деятельности не ведут.

— А как характеризуется деятельность распространителей товаров?
— У нас есть справочник, который был рекомендован когда-то миссионерским отделом Московского патриархата РПЦ „Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера“. Здесь есть глава, посвященная коммерческим культам. У меня издание 2002 года, тогда сетевой маркетинг был не на столько развит, так здесь упоминается только одна сеть — „Гербалайф“. Сейчас есть ряд активно работающих компаний, но пока не отмечено их влияние на духовную сферу. А Александр Дворкин в своем учебнике „Сектология“ их клеймит страшно. Ведь в коммерции, бизнесе, что ставится в качестве цели? Получение прибыли. По сути своей это работа, которая обеспечивает тебе пропитание. Как говорит известная пословица, взятая из Библии и перефразированная — кто не работает, тот не ест (в оригинале — каждый труждающийся достоин пропитания). Но эта норма перерастает в философию, включающую и некие религиозные моменты. Это опасно, потому что может поработить человека. Цель обогащения затмевает мысли о семье, о долге перед близкими, перед страной. Человек забывает о своем духовном начале, о Христе. У нас в стране есть несколько центров, которые занимаются реабилитацией лиц, пострадавших от деятельности сект, так туда уже обращаются люди, которым коммерческая организация сломала жизнь. Но опаснее всего, конечно, попадание в те самые организации, о которых мы вели речь. В итоге, человек не может оценить степень своей зависимости, посмотреть на свое окружение критическим взглядом. Здесь должны помочь близкие и специалисты, причем не только психолог и священник, но и фармаколог и даже психиатр. Это сродни наркомании, так что выход из этого состояния длительный, об этом немало написано.

— Что находят люди, искавшие истинную веру в нетрадиционных религиях, в православии?
— Очень просто — они находят Бога. Каждый в своей жизни неоднократно сталкивался с тем, что Бог приходит к нему и стучится в душу, но не все это слышат и понимают. Тот кто понимает, приходит в храм. Я не только от себя говорю, это свидетельство и тех людей, которые закончили свои поиски, приняв крещение в православном храме».