Главная > Вестник Миссионерского отдела > Община как «связь миров». Алексей Вайц

Община как «связь миров». Алексей Вайц

19 мая 2018

Алексей Вайц, председатель комиссии по межнациональным и межрелигиозным отношениям Общественной палаты Московской области

«…участие человека в жизни другого человека нигде так прикладно и зримо невозможно, как в жизни общины».

Община – это люди, которые прикоснулись к вечности и Христу, и которые вместе.

— Давайте для начала разграничим понятие Приход и Община

— Приход – это те люди, которые приходят ко Христу, в данном случае – в храм, к конкретному батюшке. А община – это собрание людей, имеющих общее занятие. Их объединяет некое участие в жизни друг друга. Страны, общества, в жизни того же самого прихода. Все вместе – это и есть духовно-светская жизнь Церкви.

— У Прихода есть юридическая составляющая, есть духовная. Люди, которые составляют церковную десятку, и люди, которые организовывают церковное пространство общения – могут быть разными людьми?

— Да, как разные члены Тела. Все участвуют, все – часть.

Человек может быть воцерковленным человеком, не будучи активным членом общины?

-Таких полно! У нас в храме было много случаев, когда люди ходят на службу, и батюшка их прекрасно знает, но они не являются членами общины, и никого не знают из общины.

— Современная община и древнехристианская похожи?

— Не надо стремиться к форме. Прежде всего, надо искать то место, где рождается Царство Небесное здесь, на земле, пытаться выстроить отношения прихода. Я бы не рекомендовал копировать формы. Просто участие человека в жизни другого человека нигде так прикладно и зримо невозможно, как в жизни общины.

То есть, по сути, человек не живет полнокровной христианской жизнью, если отрезает себя от жизни общины? Лишён радости общения?

— Ну конечно. Ведь радость братско-сестринского общения – это же удивительная вещь, – когда вы можете участвовать в жизни друг друга через житейскую поддержку, через бытовые вещи, через человеческое общение, в конце концов. Вообще,  тема общения тут  –  основная, потому что вера – это слышание. А  возлюбить ближнего и Бога – это значит, в первую очередь, услышать ближнего и Бога, а как его услышать? Стремление к Богу,  умение слышать других. Слышание, трезвение, – одно из самых главных составляющих умения. И надо начинать с себя, потому что, как ты можешь услышать другого, если ты себя не слышишь?

А вообще, проблема огромная современного христианина – в том, что он уходит в некий интеллектуализм. Все знает прекрасно – и Святых Отцов, и Священное Писание, а в жизни не может управлять своими эмоциями, страхами – то есть, его просто колбасит по полной программе. Но он все знает! Отсюда следует: знать и уметь – вещи разные. А еще и треть —  понимать. А это понимание приходит только через опыт общения с Богом и общение с ближними. Приходы должны выбрать стратегию общения.

-Как конкретно это можно сделать?

Я знаю батюшку – теперь уже владыку – у себя на приходе он убрал хор, чтобы все пели. Стал заниматься с приходом. Взял регента, и регент стал заниматься. Я приехал как-то туда на Александра Невского, и это было что-то невообразимое: весь приход пел!

Ведь что такое общение – это такие духовные капилляры, они очень хрупкие. Чтобы капилляры работали, мы должны постоянно упражняться в этом духовном общении. Есть притча о том, как святой человек встретил монаха в лесу, и говорит: «Я достиг совершенства. У меня звери с рук едят!» А монах говорит: «Это не велико! Ты иди в мир, и там где-нибудь в монастыре, или на приходе, найди общий язык с прихожанами, или с монахами». Великое дело – когда ты смог выстроить отношения с близкими, сохранив мир внутри. Особенно – с близкими. Есть три уровня общения – семья,  круг верующих, целый мир. В духовно близкие входят также и соседи – которые шкворчат, скрипят, резвятся – они посланы тебе, чтобы ты правильно воспитывался, то есть настраивался на правильное питание, стяжание духа.

Эта проблема особенно остро стоит в современно посттрадиционном обществе, где люди годами могут жить на одной лестничной клетке, или в одном дворе, и не знать друг друга по имени. Особенно в  мегаполисах.

— Конечно. Мы, христиане, должны заниматься душевной гимнастикой – упражнениями для отыскивания внутреннего человека. Каждому нужны свои упражнения, но все на приходе вместе – большая спортивная команда, которая существует для того, чтобы подыскивать упражнения. Вот подходишь к лифту, а там – люди с серыми лицами. Ну скажи им, если ты христианин, «Здравствуйте!». Но не поверхностно, а, вложив смысл, чтобы волна смысловая всех оросила, в смысле – не просто «здравствуйте», а «живите!».

Зачем нам это все дается? Мы берем все укладываем в интеллектуальную коробочку – я знаю! Вот как некоторые люди ходят в фитнес-клуб: я купил карточку, значит, я хожу! Тут обманываться не нужно. Вера проявляется в делах. А в каких? Когда ты смотришь и здороваешься  с человеком – в глаза ему смотри, когда разговариваешь – внимание держи, не отвлекайся на свой гаджет.

Это элементарные вещи. Все перезвонят. Все успеется – не нужно торопиться! Самое  главное – в себе сохранить способность к общению

— То есть, окружающие нас люди – это такой тренажер, и общение в общине – один из режимов этого тренажера?

-Да. Общение – это способ не превратиться в хомо диджитал, в цифровое животное,  а оставаться хомо сапиенс. Потому что человек – существо  словесное, и слово человек может и должен доносить до кого-то. Если человек общения не имеет, то он лишает себя истинно человеческого измерения. Это фантастический дар от Господа – называть вещи своими именами и словами благодарить Бога. Ведь это единственное, что человек может дать Богу, ведь человек рождает слово. Мы можем не задумываться об этом во время вечерней молитвы. Н о ведь и наше обращение, молитва к Богу – Творец слушает свое творение, и это единственное, что Господь не может. Это же переносится и на общение людей друг с другом.

Мы много говорим, что нужно изучать Евангелие, придерживаться литургического цикла,  стяжать мирный дух. А ради чего? Да ради двух вещей – общение с Богом и общение с человеком! Потому что Господь сказал: «Возлюби ближнего своего». А как его возлюбить? Через общение, через общее, через общину. Мы должны запустить процесс общения. А что надо сделать? Не мешать!

А кто мешает? Каков вообще алгоритм формирования общины?

— Бывает, что пытаются насильно руководить. А это процесс органичный. Но есть определенная технология. Нужно вычленить 1-2-3 активных людей из общины. Это может сделать батюшка, или староста, или даже матушка. Людей надо пригласить на беседу, выслушать, и услышать их сигналы. Одни скажут: хотим здесь сделать детский центр или школу. Или пункт для проезжающих водителей. Или организовать горячее питание для бомжей. Неважно. Главное – услышать. Но, мне кажется, батюшка не должен активно заниматься обустройством этой общины. Вопрос в том, чтобы это была самоорганизация. Батюшкино участие – окормление. А у нас есть такая опасность: что батюшка стоит сверху. А то, что сверху – падает, как говорят у нас в народе. А что снизу –  растет.

— То есть,  в вопросах выращивания общины батюшка должен быть стратегом.

— Да, надо слышать, отслеживать, координировать. Необходимо научиться видеть эти сигналы.

Я слышала от прихожан храма Троицы в Хохлах, настоятелем которого является известный Алексей Уминский, что батюшка говорит: если увидели после службы незнакомого человека, то возьмите его за руку, и отведите в трапезную на чай! Это может быть применимо?

— Я думаю, что эти слова отца Алексея надо осторожно интерпретировать. Вам нравится, когда в магазине к вам подбегает консультант и начинает рекламировать что-то?

— Ну, нет, конечно.

— Да, тут опасность заключается в том, что назойливое внимание не нужно. То, что отец Алексей говорит нужно разъяснять. Если мы к человеку подлетим – этого не надо. А вот  благорасположить человека – это важно, и это может проявляться по-разному. Может, ты отойдешь и поможешь человеку наблюдать за церковными вратами. Или порекомендуешь, куда поставить сумку. Или поможешь в чем-то еще. Участие – это есть, способность быть частью, становиться с кем-то одним целым.  Но не назойливым. Наша задача – быть включенным на приходе, внимать всему, деструктивное купировать, а созидательное развивать. Если зашел посторонний человек – включиться в эту ситуацию, обратить внимание, но не надо же сразу бежать: «Давайте-ка я отведу вас в подвал, и мы с вами там чай попьем!»

— Получается, что счастье, когда ты нашел свой приход, свою общину?

-Счастье – когда ты нашел богообщение. Потому что с этого момента у тебя, возможно, появятся общники, то есть люди, которых ты слышишь, и которые тебя слышат. Вот на этом строится общение человеческое! Общение в общине – как часть, но не самоцель. Как говорил Гаврила Державин:

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! — в бессмертие Твое.

А в чем бессмертие? В том, что ты проживаешь жизнь так, что за тебя есть молитвенники и там, и тут! И тогда возникает такая нейронная сеть, когда все друг за друга, это и есть Тело, и есть общение, и часть общины. И для этих клеточек нет этого или того мира – все Вечность.

Поэтому надо учиться слышать Бога, это во-первых. Второе – возлюбить ближнего. А как можно возлюбить без общения? Да никак! Потому что Близкие наши…

Что можно посоветовать  человеку, который ходит в Храм, но не вписан в жизнь общины,  ощущает вакуум. Получается, что долгое хождение не гарантирует вхождения в общину?

— Нужно слышать. Все наши проблемы существуют от того, что мы имеем свою волю. Вот, есть некий  модный храм – буду в него ходить. А ничего не получается. Думаешь – «за что?» вместо «для чего». И никакого духовного настроения, настройки не поменялись-то. А храм модный! А пришел-то ты к Богу, а не в модный храм. А как можно достичь устремления? Модным храмом? Нет. Устремленностью к Богу. Наш внутренний человек должен туда постоянно тянуться, как человек, который в трясину попал. Откуда 40 раз «Господи помилуй»? Это ощущение, что тебя вода засасывает, и тянешься из последних сил.

Община строится через конкретное физическое действие: я вижу, я чувствую, я взаимодействую. Как? Человеку, о человеке, через человека! Остановись! Включи свое внимание, сконцентрируйся, четко смотри на человека и внимай. Все просто!

Наша цифровая реальность постоянно нас рассредотачивает и пускает по поверхности.

-А у нас вера о чем? Во-первых, освобождает от псевдореальности, и дает возможность соприкоснуться с настоящей реальностью. Бог лично приходит к каждому: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Евангелие от Иоанна 14:23).

— Ум человеческий как дым, поется в духовных стихах

— Ну да, все эти состояния ввергают нас в другую реальность. Я уж не говорю о гаджетах. Мы все сегодня на передовой. Сейчас не поле сшибки, не осада городов, не окопы, сейчас – через вот этот инструмент, который в кармане. И отбиться можно только через слово – выстраивание этой паутины взаимоотношений – то, что тебе не дает утонуть в цифровом диджитал Болоте. Когда мы имеем эти горизонтальные связи, можно сохранить общение. А они не горизонтальные, они уходят в Вечность. Столько знающие о мире физическом, мы не можем себе представить насколько это ущербное и убогое отражение мира метафизического! Община – это люди, которые прикоснулись к вечности и Христу, и которые вместе!

Через какое-то время в стране появится большое количество людей, которые будут стремиться к простоте. Потому что изъясняться с людьми тяжело, весь мир стал узкоспециализированным, и сейчас все будет четко определено: либо ты хомо диджитал., либо человек Христов. А как ты можешь общаться с человеком, который узкоспециализирован? Все по своим норкам, а поговорить не с кем. И нам надо учиться вещам прОстым. Потому что вещи простые определения не имеют. Апостол Павел говорит о дарах духовных. И единственный показатель правильной духовной жизни – тихая радость, сочетаемая с внутренним плачем. Мы должны перейти из религиозной риторики в духовную. И пора прекращать разговаривать религиозным языком.

Для чего нужна община? Чтобы мы сформировали некую среду, в которой будет рождаться некий духовно-светский путь, и люди, идущие этим путем. И без этого мы не сможем развивать страну.

Тут важный момент духовно-светского пути – путь мирянина. Мирянину все открыто. Серафим Саровский говорил, что в последние времена мирские люди будут духовными. Надо с достоинством к этому относиться. Под батюшкиным окормлением совершенствоваться. Как говорил Нил Сорский: «Держись срединного пути!»

Это похоже на то, как описывается Срединный путь в буддизме Махаяны. Вот, кстати, есть ли какие-то механизмы налаживания общинной жизни, которые мы можем позаимствовать у других религий, скажите, как человек, который этим вопросом профессионально занимается.

— Мы сами можем свой опыт делегировать. Нам же преподана любовь и служение. «Я пришел не для того, чтобы мне послужили, а чтобы самому послужить».

Мир сегодняшний использует слова религиозные против Церкви, нужно учиться говорить словами прОстыми, которые сразу дают человеку взаимодействовать. Нужно разговаривать и с буддистами, и с мусульманами, быть проще. Агрессивное навязывание – это вообще не про христианство. Перечитайте  «Нагорную проповедь, чтобы понять, что ничего подобного там нет – ни про демонстрации, ни про продавливание. Стой на правде, смиренно, и жди свою участь.

— Страна – это тоже большая община, один из уровней общности. Нельзя быть христианином, и с презрением относиться к будущему страны? Сегодня довольно много людей, которые считаются христианами и жестко критикуют страну.

— Можно задать несколько вопросов, и понять, насколько человек православный. Первое: отношение к духовным ценностям. Второе – отношение к семейным ценностям. Третье – отношение к Отечеству, отношение и к Родине малой, и к Родине большой. Четвертое – отношение к языку, родному. Пятое – отношение человека к труду. Шестое – отношение к служению, это то, насколько он готов пожертвовать и отдать часть своего свободного времени. Седьмое – отношение к историческому прошлому, потому что человек должен себя осознавать как звено в цепи поколений, в Вечности. Это очевидные вещи. Эти вопросы можно задать в течение трех минут.

— То есть если человек ходит в Храм и причащает детей, но при этом костерит страну и хочет из нее «валить», как сейчас модно говорить, это маркер?

— Значит, что человек неспособен понести. Если человек не способен понести боль и позор своих родителей, то он их не любит. А Отечество имеет тот же корень, что и отец. Оно Отцом Небесным дано, и если я ругаю свое Отечество, то я не люблю своих родителей, а это нарушение аж заповедей Моисея.

Давайте обозначим болевые точки, попробуем зафиксировать принципиальные моменты для формирования общины?

— Первое – место. Должна быть точка присутствия. Трапезная, или комната. Какое-то конкретное место. Второе – встречи должны быть регулярными. Хорошая тема – встреча вокруг Евангелия, причем в ракурсе прикладного применения. Мы учимся разбирать конкретные случаи – как можно поступить, и как мы не поступили. Третье – важно, чтобы сохранялась атмосфера. Община – это первое, где выявляется, способны ли люди к самоорганизации, могут ли они «сообразить» на чай, устроить трапезу, без батюшки, собрать «на печеньки».

— Этот механизм может работать и без батюшки?

— Нет, батюшка должен окормлять это всё. Я за то, чтобы светские люди, например, разбирали сами Евангелие, а батюшка слушал, и в тот момент, когда нужно сформировать устремление, сконцентрировать фокус, он должен смотреть как родитель в песочнице. По моим наблюдениям, люди без окормления, могут  завести разговор не в ту область.

— То есть батюшка – духовный модератор.

— Да, конечно, и его задача – воспитывать  духовно-светских людей, которые будут стремиться жить так, чтобы по твоему лицу люди читали Евангелие. Потому что лицо человека после сорока – открытая книга духовного пути.

— Получается, что батюшка и община – два компонента жизни прихода?

— Батюшка – это закваска, а община – тесто.

— Позитивный опыт каких-то приходов можете  привести?

— У нас в Храме на Трех Горах раньше я организовывал, теперь, когда я в командировках, народ сам подтянулся!  И община живет! Тут можно снова  вспомнить Державина:

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Вот вам краткое описание того, что есть община! «Связь миров, повсюду сущих!»

Беседовала Софья Стебловская