Главная > Вестник Миссионерского отдела > Обзор методологических подходов к изучению Библии в малых приходских группах в современной России

Обзор методологических подходов к изучению Библии в малых приходских группах в современной России

12 декабря 2015

Руководитель миссионерских проектов. Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы

  1. Введение в проблему малых групп по изучению Писания в РПЦ в современной России.

На сегодняшний день в России сложилась уникальная религиозная ситуация, выражение чего мы можем наблюдать во всех сферах религиозной жизни общества. Можно сказать, что мы находимся в начале становления новой эпохи религиозной жизни в нашей стране и, в частности, в начале становления нового этапа бытия Церкви в России. Одно из частных проявлений этого становления — ситуация с изучением Священного Писания в малых группах.

Традиция изучения Писания в Православной Церкви имеет глубокую и разностороннюю историю, что, учитывая его роль для Неё, естественно, ведь Сам Господь Иисус Христос призывал исследовать Писания (Ин. 5:39), а святые апостолы вторили Ему: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…»(2Тим. 3:16).

Формы изучения Писания в Церкви чрезвычайно разнообразны, это и, в первую очередь, научение Слову за Литургией, и проповеди священнослужителей после богослужения, и изучение Библии в монастырях, и экзегеза, и даже научение грамоте по Библии. При этом самую сложную историю имеет изучение Писания мирянами в малых группах, и особенно дискуссионной эта тема явилась в постсоветсоветской России.

Так, при своём появлении после гонений советской власти они встречают настороженное отношение со стороны основной части церковной общественности. Часто, участников подобных групп обвиняли в «протестантизме», данные группы вытеснялись в область оппозиции к приходу. Тем не менее, с течением времени происходит повсеместный рост числа подобных групп, в начале в Москве, затем в епархиях. Основной интерес к ним проявляется молодёжью и структурами, работающими с ней, что позволяет им интегрироваться в жизнь прихода и Церкви в целом.  Характерной в этом смысле является ситуация, наблюдаемая автором на Фёдоровских городках, проводимых синодальным отделом по работе с молодёжью. Когда несколько лет назад малые группы воспринимались как нечто диковинное, затем к ним возникает живой интерес, а в последнее время представители епархий говорят о том, что у них ведётся работа по данному направлению, как о чём-то самом собой разумеющемся. Появление новых людей среди ведущих групп обуславливает разнообразие подходов к изучению Писания в них, появляются различные методики, борющиеся за «власть над умами».

При этом, данная ситуация ставит перед Церковью новые вопросы: вопрос серьёзной оценки данного метода на основании богословия, церковной философии и традиции (особенно, когда дело касается перенимания опыта у Западной Церкви), а так же систематизации подходов разработанных внутри Православной Церкви и создания методической базы.

В первую очередь необходимо отметить, что все подобные группы изучения Писания ставят перед собой разные цели. Чаще всего это формирование мировоззрения участников, актуализация их религиозного опыта, развитие навыка религиозной рефлексии, помощь во встрече со Христом . Подобный разброс целей имеет взаимное влияние с различными гносеологическими подходами к Писанию, когда в одних группах делается акцент на личностном интуитивном восприятии текста, в других основным средством познания выступает разум, и акцент делается, либо на библеистских комментариях, либо на экзегезе. Естественным образом подобные различия вытекают в разные методические подходы. На каком языке должно читаться Писание в группе; обязательно ли присутствие священнослужителя; какова роль ведущего группы; по какому принципу подбираются отрывки для чтения; какими должны быть место и форма святоотеческих толкований и библеистских комментариев; по какому плану строится изучение; и как организуется пространство группы; где допустимая граница личного восприятия текста; какой должна быть динамика группы; и какими могут быть дополнительные «внеклассные» задания для участников; каковы критерии эффективности занятий?.. — вот малый перечень тех вопросов, которые встают при подготовке и проведении подобных занятий, а также во время дискуссий, подчас жарких, вокруг данной темы.

Необходимо отметить, что исследований малых групп в РПЦ практически не существует, что обусловлено рядом причин: во-первых, это сравнительно молодое в данной форме для нашей Церкви явление, во-вторых информация по этому явлению во многом является закрытой в том смысле, что существует весьма ограниченное число публикаций о жизни данных сообществ (так, к примеру, существует лишь две общеизвестные изданные методички по ведению групп, остальные материалы носят неформальный характер, учебные планы по подготовке ведущих не публикуются и т.д.) В сложившейся ситуации классификация и систематизация существующих подходов и тенденций их развития, а так же их обоснование (что и являются предметом моей работы) представляется весьма актуальной.

 

  1. Современный и исторический контекст

Малые группы по изучению Писания в той форме, в которой они существуют сейчас можно назвать в некотором роде новым, или, точнее вновь возникшим для Церкви образованием. При своём возникновении в 80х-90х годах 20го столетия они вызвали настороженное восприятие церковной общественность, что обусловлено тремя основными причинами.

Причина первая. Предтечей малых групп по изучению Священного Писания принято считать ещё ветхозаветные синагоги, однако, в новозаветные времена, с течением времени, подобная форма изучения отходит на второй план. Более того, в связи с тем, что Православная Церковь на Руси до революции 17-го года являлась государственным институтом,  с появлением Протестантизма и его подходом к изучению Писания, со стороны государства возникает настороженное отношение к изучению Писания на национальных языках мирянами в малых группах, что выражалось, подчас, в прямых запретах на него. Таким образом, по историческим причинам подобная форма до революции 17-го года была наименее развитой [6], что по сути, означает в глазах определённой части церковного сообщества её иноприродность Церкви вообще.

Причина вторая. В советские годы, по причине гонений, подобная форма существовала лишь в виде немногочисленных подпольных кружков, в силу чего, Церковь не могла отреагировать на общемировые тенденции выраженные в применении методик малых групп к изучению Писания, или жизни церковных коммьюнити вообще, из-за чего не существует собственно «наших» научных работ и наработанных методик в данной области.

Причина третья. Изучение в малых группах было дискредитировано в глазах церковной общественности многочисленными сектами, обильно стекавшимися в Россию после падения «железного занавеса», и предлагавшими именно такой подход к изучению Библии, в качестве основного.

Вкупе эти причины привели к тому, что в девяностые годы возникавшие группы по изучению Писания естественным образом вытеснялись церковной общественностью в область оппозиции.

Однако, адекватность этой формы работы сознанию современного человека и современным разработанным методам обучения вообще, а так же трезвая её оценка привели к тому, что на данный момент времени изучение Писания в малых группах активно входит в церковную жизнь.  В первую очередь, как форма миссии, а так же как форма работы с молодёжью, подростками и детьми. Уже в конце патриаршества Алексия II подобные группы существовали не только в Москве, но и в епархиях, как при приходах, так и созданные инициативными мирянами при ВУЗах и по местам работы, а в последнее время даже Святейший патриарх Кирилл неоднократно говорил о важности создания условий для приходского чтения и обсуждения Писания . В сочетании с развитием межхристиаского диалога, ведущегося нашей Церковью (когда перед глазами как священнослужителей, так и простых прихожан всё чаще встают адекватные примеры реализации подобной формы в традиционных христианских конфессиях , а не в неопротестантских деноминациях), приводит к их активному росту: — создаются всё новые и новые группы, проводятся круглые столы и учебные секции, разрабатывается методическая база . Всё это влияет на разнообразие как сущностных, так и методических подходов.

Помимо прочего, растут модели возникновения групп: группа может возникать в результате инициативы мирян, стремящихся к изучению Писания, либо в результате поисков новой формы религиозности, может вводиться как одно из направлений деятельности уже существующего православного клуба, может организовываться как учебная группа при приходе по инициативе священника, или катехизатора. Наиболее необычной является ситуация, когда группа возникает, как результат поиска формы принадлежности к Церкви группы людей объединённых некими светскими причинами (например, православные в рамках нерелигиозных добровольческих движений).

 

  1. Классификация малых групп по изучению Писания по гносеологическому принципу

Священное Писание — богодухновенный текст в котором верующим являет себя Сам Бог, текст, через который мы можем увидеть Его образ, текст, через который мы можем услышать призыв Того, Кого мы стремимся любить всем сердцем своим, всем помышлением своим, всею крепостию своею, это базовая книга Церкви. В этом пункте естественным образом сходятся все группы по изучению Священного Писания в РПЦ. Исходя из этого, при изучении Писания в малых группах обычно ставятся следующие цели:

— формирование мировоззрения участников;

— актуализация религиозного опыта участников;

— помощь во встрече со Христом.

Необходимо отметить, что все эти цели в той, или иной мере свойственны всем группам,  однако, в каждой конкретной группе та, или иная из них, позиционируется как приоритетная. Более того, зачастую в группах заявляется недостижимость, и\или не необходимость реализации не приоритетных целей. Таким образом, например, в группе строящейся на принципе изучения святоотеческих толкований цель помощи во встрече со Христом будет заявляться как сверхзадача, достижение которой не вынесено в критерии эффективности группы и ведущий будет чувствовать свою ответственность за построение правильного мировоззрения (на основании святоотеческого наследия)[4], оставляя живое религиозное переживание на совести самих участников. Тогда как в группе ориентированной на молитвенное чтение именно вопросам мировоззрения будет уделяться меньше внимания, акцент же будет стоять на постоянном обращении к Богу и внимании к Его ответу. Проблема состоит также в том, что ведущие обоих групп будут расценивать опыт другой группы, как неэффективный и, возможно, даже не верный. Возникают подобные различия в связи с разными подходами к тому, как именно Бог проявляет себя в Писании, в чём конкретно проявляется богодухновенность текста. Именно эти гносеологические различия стоят в основании различных подходов к герменевтике Писания и позволяют не только ведущим групп, но и, к примеру, авторам учебных пособий по изучению Библии обвинять друг друга, к примеру в том, что кто-то из них считает Святого Духа не доступным для церковных людей [7].

Все группы можно условно разделить по этому признаку на следующие формации:

 

  1. Группы библейской катехизации.

Подобные группы строятся на попытке познать Бога путём чтения Писания через призму действия Святого Духа в Церкви, в первую очередь, явленную в святоотеческой традиции толкования Писания. Акцент в понимании богодухновенности в подобных группах делается на истинности Слова Божия . На подобных группах особое внимание уделяется именно святоотеческим толкованиям, чаще всего они позиционируются как единственно верные (если не единственно возможные), гарантом церковности группы в глазах её участников выступает священник-ведущий группы. Данные группы воспринимаются церковной общественностью, как наиболее традиционные для Церкви, вместе с этим, именно такие группы, наряду с группами академического исследования Писания склонны к наибольшей конфронтации с группами по изучению Писания другого типа. Парадокс заключается в том, что основным инструментом познания в данной ситуации является разум, и при явном конфликте с философией постмодернизма, позиция данных групп по сути очень близка к ней, когда приоритет толкования отдаётся определённому толковательному сообществу [5]. Как явствует из названия, эти группы в большей степени ориентированы на катехизацию, их цель — построение мировоззрения участников. Люди более старшего возраста чаще всего являются участниками именно таких групп.

 

  1. Группы академического исследования Писания.

В данном типе групп Писание и описанные в нём события расцениваются как след Бога в мире и гносеологический акцент делается прежде всего на изучении этого следа. Основным инструментом познания так же является разум. При этом уделяется большое внимание исторической, текстуальной, жанровой, канонической и прочим видам библейской критики, изучаются различные переводы Писания. Подобные группы требуют наибольшего уровня образования  ведущего, как обратная сторона, им часто бывает свойственен интеллектуальный аристократизм. Участниками данных групп могут быть люди любого возраста, обычно в них наибольший процент мужчин по сравнению с другими типами групп. Часто такие группы ориентированы на людей, находящихся на пороге Церкви и ставят перед собой миссионерские, либо апологетические цели. Вместе с тем, основной целью подобных групп так же является построение мировоззрения. Им свойственна критика (либо лояльное отношение к критике) социальной и церковной действительности. Близость позиции в отношении к Библии к западному Христианству вообще и, в частности, к протестантизму является одновременно, и слабой и сильной стороной подобных групп. При раскрытии понятия богодухновенности в данных группах часто уделяют внимание силе интенции именно библейского текста [1].

 

  1. Библейские кружки.

В данных группах акцент ставится на личностном восприятии текста, на том следе, который Писание оставляет в душах участников. Богодухновенность в них понимается прежде всего как потенциал Писания к педагогическому воздействию на читателя. Участники подобных групп в основном стремятся к экзистенциальному прочтению текста, связанному с интуитивным познанием смысла. В их рамках пытаются применить метод символического понимания текста, свойственный средневековью [2] к контексту собственной жизни, соблюдая при этом баланс с разумом. В некоторых ситуациях они близки к позиции постмодернистских «пользователей», утверждая приоритетность толкования полезного для духовной жизни конкретного участника [3,5], или, иначе, к позиции педагогического подхода при чтении Писания являющейся, наряду с изучением святоотеческого наследия, наиболее традиционной для Русской Православной Церкви [6]. При попытке соблюдения баланса между святоотческой экзегезой и библеистскими комментариями, цель подобных групп можно сформулировать прежде всего как актуализация религиозного опыта участников, либо, как развитие навыка религиозной рефлексии. Такие группы могут ставить перед собой как миссионерские, так и катехизаторские задачи. В возрастном плане они чаще всего состоят из молодёжи, стремящейся к новым проявлениям религиозности.

 

  1. Группы молитвенного чтения Библии.

Этот наиболее редкий тип групп строит свою работу на попытке непосредственного познания Бога. Богодухновенное Писание в этом смысле выступает скорее как некий катализатор и одновременно с этим критерий истинности, который помогает постижению непосредственного Откровения. В таких группах так же стремятся к экзистенциальному прочтению текста. В соответствии с названием участники группы особенное внимание уделяют молитве. Если в остальных типах групп молитва предварят и оканчивает чтение, а так же предлагается составлять молитвенные списки участников, то здесь делается дополнительный акцент на постоянной молитве во время чтения Писания. Безусловно, сказанное не отменяет желания участников групп оставаться в рамках церковной традиции понимания Писания. Подобные группы наиболее склонны к созданию устойчивых внутригрупповых связей, зарождению некоего подобия общин, или малых церковных коммъюнити, похожих на западные аналоги [9].

Задачи, решаемые группой определяются во многом спецификой условий в которых протекает жизнь группы. К часто встречающимся для всех типов групп задачам относятся: возбуждение интереса к чтению Писания; развитие навыка внимательного отношения к жизни; миссия; катехизация участников, создание устойчивого коммюнити.

При этом некоторые задачи в большей степени характерны для того, или иного типа группы:

Развитие навыка молитвы — эта задача характерна для молитвенных групп.

Развитие навыка рефлексии при чтении текста — эта задача более характерна для библейских кружков. Можно сказать, что группы библейской катехизации, в силу охранительного подхода к толкованиям, редко делают акцент на этой задаче;

Созидание общины — все группы стремятся к образованию коммьюнити (средний срок участия человека в группе составляет порядка 2-3-5х лет, что вполне согласуется с данными по западным SCC[9]), однако, молитвенные группы в большей степени склонны выдвигать создание общины и совместное причащение, как приоритетную задачу и оценивать свою деятельность по данному критерию эффективности. Группы библейской катехизации при этом делают акцент именно на участии в Евхаристии.

Религиозное наполнение деятельности материнского по отношению к группе сообщества — это специфическая задача, характерная для групп созданных при ВУЗах, или предприятиях. Частным случаем этой задачи является ситуация, когда изучение Писания в группе включается в виде одного из направлений деятельности клуба при приходе;

Миссия — в той, или иной степени задача благовествования может вставать перед любой группой. Однако, в зависимости от специфики группы, она может по разному реализовываться. Так, группы библейской катехизации и академического изучения в большей степени направлены на внутреннюю миссию, когда благовестие протекает среди вновьпришедших участников группы, тогда как библейские группы и группы молитвенного чтения Писания склонны консолидировать свои усилия в дополнительной внегрупповой деятельности.

Необходимо отметить, что тип группы с течением времени может меняться. Чаще всего это связано с изменением подхода ведущего группы к изучению Писания, переоценки им значения базовых целей группы, а так же, в меньшей степени, с законами внутригрупповой динамики.

 

  1. Основные параметры методологических различий проведения группы.

Занятие среднестатистической группы проходит обычно в течении 1,5-2х часов. За это время группа успевает разобрать отрывок от 15 стихов до 1 главы. Исключение составляют молитвенные группы чтения Писания, где обычно берутся более мелкие отрывки — до 15 стихов и особые, продиктованные обстоятельствами, обучающие занятия любого типа групп, которые могут затрагивать отрывки в несколько глав. Принцип подбора отрывков так же не сильно зависит от типа группы. Три наиболее часто используемых способа: чтение воскресного лекционария, последовательное чтение Писания и тематический подбор (особенно часто используется для групп функционирующих в рамках какого-то учебного пространства). Наиболее часто в малых группах читается Евангелие; Апостол также часто служит предметом изучения групп библейской катехизации и академического изучения; Ветхий Завет обычно изучается фрагментарно, наиболее редко в группах академического изучения. Оптимальное число участников группы 8-10 человек, при этом необходимо отметить, что библейские группы и группы молитвенного изучения Писания более чувствительны к увеличению числа участников.

Различия в очерёдности и правилах прочтения текста, взаимном расположении участников, сопутствующих чтению мероприятиях (например, совместная трапеза, или чай), дополнительных «внеклассных» заданиях и дополнительных материалах (не считая святоотеческих толкований, библеистских комментариев и проповедей) являются больше внешними и не характеризуются типом группы, так как в большей степени реализуют задачи, а не цели группы.

Основные методологические параметры по которым происходит различие разных типов групп следующие.

Язык чтения Писания: Группы библейской катехизации активно используют церковнославянский язык при чтении, ультрафундаменталистские группы используют только его; группы академического изучения сравнивают различные переводы и изучают комментарии к текстам-оригиналам, при этом церковнославянскому языку уделяется обычно мало внимания; библейские группы и группы молитвенного чтения так же могут использовать переводы и церковнославянский язык в работе, но значения им предаётся меньше.

Присутствие священнослужителя: Для групп библейской катехизации характерно стремление к обязательному присутствию священнослужителя на занятии, часто он понимается как гарант церковности группы. Остальные группы легко относятся к отсутствию священнослужителя, более того, отмечается, что метод проведения библейских групп тяжело реализуем священнослужителями в силу специфики его образа в церковной общественной среде (священник воспринимается как пастырь и руководитель,  в силу этого группа склонна навязывать ему эту роль, что выражается в частности в том, что участники группы воспринимают высказывания о личном духовном опыте священнослужителя, или высказывания о значении отрывка для него, как эталонные и стремятся их дублировать).

Роль ведущего группы: Наименее авторитарна роль ведущего в библейских группах, там, по сути, она сводится к модерированию дискуссии, наблюдению за соблюдением правил группы и озвучиванию православной позиции в случае, если участниками было высказано какое-то неправославное мнение по поводу понимания отрывка[8]. В группах молитвенного чтения роль ведущего обогащается молитвенной ответственностью за всё собрание. Роль ведущего групп библейской катехизации и групп академического исследования Библии, это роль по сути учительская, когда ведущий несёт ответственность за знания, полученные участниками группы и обязан иметь наилучшую подготовку среди участников группы по заданной проблематике.

Допустимая граница личного восприятия текста, место и форма святоотеческих толкований и библеистских комментариев: группы библейской катехизации и академического изучения Писания, как правило стремятся к выделению более чёткого, единого для всех членов группы «правильного» смысла по подавляющему большинству вопросов, основанного на святоотеческих толкованиях и библеистких комментариях соответственно. При этом между ними возникает наибольшее напряжение. Библейские группы и группы молитвенного чтения Библии не только более лояльны к частным мнениям своих участников, но и обычно в течении их, участникам предлагается избегать цитирований и пересказов, как святоотеческих толкований, так и библеистких комментариев, и их озвучивание ведущим относится на самый конец, а в некоторых группах (например, если в процессе дискуссии не были высказаны нуждающиеся в исправляющем комментарии мнения) вообще опускаются.

Молитва: Во всех группах молитве относится важное место. Она предваряет и оканчивает чтение, предлагается составлять молитвенные списки участников. Группы молитвенного чтения Писания и библейские группы чаще склонны вводить молитву своими словами. Особое место уделяется молитве в группах молитвенного чтения: делается дополнительный акцент на постоянной молитве во время чтения Писания.

Вопросы, выносимые на обсуждение: одно из основных отличий по типам групп, это акценты и приоритеты, расставляемые при формулировании и задании вопросов ведущим группы после этапа уяснения первичного значения текста. В рамках данного реферата рассмотреть типы построения дискуссии не представляется возможным.

Критерии эффективности группы: Несмотря на наличие общих критериев эффективности, таких как: развитие навыка вдумчивого чтения Писания, развитие интереса к Писанию, воплощение участниками в жизни сформулированных идеалов Писания — существуют так же критерии зависящие от типа группы и от частных особенностей той, или иной группы. Например, критерием эффективности для группы молитвенного изучения Писание может быть создание малого церковного коммьнити. Примером частного критерия может служить возникновение на базе группы миссионерского проекта.

 

Примеры источников, использованные в рефератах

 

  1. «Как читать Библию и видеть всю её ценность». Гордон Фи, Дуглас Стюарт, «Шандал» 2009г.
  2. «Писание. Предание. Современность» Андрей Десницкий, «Центр православной книги» Киев 2007г.
  3. «Библия в современном мире. Аспекты толкования» сборник статей «Триада» Москва 2002 г.
  4. «Введение в библейскую дидактику» Еп. Антоний Длугош, Биата Стипулковская, Санкт-Петербург 2006 г.

5 «Искусство понимания текста. Литературоведческая этика и толкование Писания». Кевин Дж. Ванхузер «Коллоквиум» Черкассы 2007 г.

  1. «Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви» Илья Басин
  2. «Священное Писание Ветхого Завета. Учебное пособие». Иерей Геннадий Егоров «Издательство Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета» Москва 2007г.
  3. Материалы секции по изучению Священного Писания на приходе в рамках Рождественских чтений Москва 2010г.
  4. «Малые христианские коммьюнити во второ половине XXго века». Дарья Орешина, Материалы к семинару «Социология религии» май 2010г.
  5. «Евангельские чтения, как форма работы со студенческой молодёжью» Владимир Стрелов «Библиотека «Фёдоровского городка»» Москва 2009г.