Игумен Григорий (Клименко), настоятель Николо-Пешношского мужского монастыря
В XIV веке, когда разоренная Русь находилась под ордынским игом и была раздираема княжескими междоусобицами, начался новый и очень важный этап в духовной жизни страны и Православной Церкви. Связан он, прежде всего, с именем святого преподобного Сергия Радонежского. Как отмечал историк В.О. Ключевский, «примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее»[1]. Великий подвижник показал людям образец христианской жизни, дал новый импульс монашескому деланию и устроению монастырского бытия на истинно евангельских началах. «Игумен земли Русской», как называли его современники, своим подвижническим подвигом достиг святости и стал, по словам летописца, «начальник и учитель всем монастырем, иже в Руси»[2].
Если многие из первых русских монастырей со времен преподобных Антония и Феодосия Печерских вслед за Киево-Печерской обителью были общежительными, то к началу XIV века уже практически нигде не осталось общежительного устава[3]. Преобладали особножительные обители, где каждый спасался по своему усмотрению, и где осталось очень мало от духа древней киновии. В это время, воплощая в жизнь основы христианской общины, о которых повествует книга Деяний апостольских: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян., 4:32), преподобный Сергий Радонежский ввел в своем монастыре и распространил общежительный Устав. Таким образом, в Троице-Сергиевой обители возродилась древняя духовная традиция и аскетическая школа, в лоне которой выросло целое множество замечательных православных подвижников.
Своим примером и наставлением преподобный Сергий подготовил множество учеников, которые продолжали его дело. Словно «птицы красные» из родного гнезда, разлетелись они по Руси, создавая новые обители по заветам своего великого наставника. Таким образом, благодаря движению, начатому радонежским подвижником, в XIV-XV вв. возникло около двух сотен монастырей[4].
Одним из ближайших учеников святого Сергия Радонежского был Мефодий, впоследствии ставшим основателем монастыря во имя святителя Николая Чудотворца на речке Пешноше. К сожалению, первоначальный список жития преподобного Мефодия, в котором могли быть более подробно изложены какие-либо факты биографии основателя Пешношской обители, был утрачен еще в конце XVIII века. Поэтому, как указывает историк К.Ф. Калайдович, «подробности святой жизни сего угодника… очень мало известны»[5]. До нас не дошло никаких письменных свидетельств и сведений ни о дате его рождения, ни о том, какого он был сословия, откуда он происходил родом, и чем занимался до того, как пришел к преподобному Сергию Радонежскому. Как отмечают некоторые исследователи, о преподобном Мефодии «не известно ничего биографического, кроме года его смерти»[6]. Имена родителей и родственников прп. Мефодия также остались неизвестны – они были не включены в монастырский синодик.
Что касается внешности преподобного Мефодия, то можно сказать, что иконописный образ достаточно близко передает внешний облик основателя Николо-Пешношской обители. Из сохранившегося в древних подлинниках описания следует, что преподобный Мефодий был «сед, брада поменьше Никона чудотворца, ризы преподобнические. У Никона чудотворца (17 ноября) брада доле Николиной, а меньше Сергиевой»[7].
Первую, и до сих пор наиболее серьезную попытку восстановить житие преподобного Мефодия предпринял в начале XIX века историк К.Ф. Калайдович. Он целый год провел в стенах Николо-Пешношского монастыря. В своей работе он использовал следующие документы: «Старинная книга, писанная полууставом в конце XVII в. … «Книга, глаголемая о Российских святых, где и в каком граде, или области, или монастыре, или пустыне поживе и чудеса сотвори, всякаго чина Святых»; «Опыт Исторического Словаря о всех, в истинной православной Греко-Российской вере святою непорочною жизнию прославившихся святых мужах» (Москва, 1784, С. 148); «Служба прп. Мефодию Пешношскому»[8].
Видимо, еще достаточно молодым человеком, в середине XIV века, Мефодий пришел в обитель к преподобному Сергию, поступил в число братии и стал одним из первых последователей великого подвижника. О влиянии, которое оказал преподобный Сергий на своего ученика, говорит то, что в своих трудах Мефодий фактически повторил путь своего прославленного учителя.
Преподобный Мефодий провел у «игумена земли Русской» несколько лет, а затем, как и его великий наставник, начал подвиг с отшельничества в пустынном месте. В 1361 году он, по благословению своего учителя, удалился в непроходимые леса и болота в окрестностях Дмитрова. Там, на расстоянии 25 верст от города, у слияния Яхромы и небольшой речки Пешноши, подвижник устроил свою келью и жил некоторое время в совершенном одиночестве в месте, окруженном непроходимыми лесами и болотами. Однако, как сказал Господь, «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5,14). Святость жизни отшельника стала известна в миру, и скоро вокруг него стали собраться люди, жаждавшие богоугодной жизни и наставления.
Очень показательна характеристика преподобного Мефодия, данная ему в предании об основании монастыря. Согласно легенде, когда местный князь, желавший изгнать подвижника со своей земли, вошел в келию, то «узрел старца, яко Ангела Божия, живущего в неописуемой нищете». И постепенно, в ходе беседы с преподобным, князь «умилился, взирая на его богоугодное житие», сменил гнев на милость, возлюбил его и просил оставаться на княжеской земле[9].
Постепенно число братии умножалось, и возникла необходимость соорудить церковь. Тогда преподобный Сергий Радонежский навестил своего ученика и благословил перенести обитель в более удобное, просторное и сухое место, за реку Яхрому, к устью Пешноши. Здесь же была воздвигнута первая деревянная церковь во имя чудотворца святителя Николая Мирликийского, а монастырь был посвящен этому глубоко почитаемому русским народом угоднику Божию.
Как свидетельствует устное предание, сохраненное насельниками обители, название речки, а от нее и название монастыря («Николо-Пешношский») непосредственно связаны с трудами преподобного Мефодия и произошли от того, что основатель монастыря, по примеру своего учителя, сам трудился на строительстве церкви и келий и носил вброд через речку бревна («пеш ноша»)[10].
Основав Николо-Пешношскую обитель, прп. Мефодий, с благословения святого преподобного Сергия стал в ней и первым игуменом, «имея под своим руководством множество иноков»[11]. Как гласит устное предание, преподобный Мефодий особенно прославился милосердием к нищим, сиротам и вдовицам. Нищелюбие, трудолюбие, смирение и скромность, милосердие, душевная чистота и непорочность – такими мы видим основные черты святого Мефодия, с поэтической силой выраженные в акафисте.
Нищелюбие, трудолюбие, смирение и скромность, милосердие, душевная чистота и непорочность – такими мы видим основные черты святого Мефодия, с поэтической силой выраженные в акафисте.
Все монастыри, основанные учениками преподобного Сергия, были общежительными. Поэтому и созданный преподобным Мефодием Николо-Пешношский монастырь также получил общежительный устав. С самого начала обители в ней гармонично сочетались такие направления монашеского делания, как отшельничество или скитское подвижничество и общежительное устроение монастырской жизни[12].
Известно, что преподобный Сергий не оставлял духовного попечения о своём ученике, и нередко навещал его. Как гласит устное предание, святой Сергий часто приходил к своему ученику на Пешношу, и что преподобный Мефодий был «О Христе собеседник и спостник преподобному Сергию»[13].
Вплоть до революции 1917 г. в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, для совместного поста и молитвы уединялись преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были также и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов.
Преподобный Мефодий управлял монастырем более тридцати лет. За время его игуменства обитель окрепла, отстроилась. Слава преподобного Мефодия распространилась далеко и привлекла в его монастырь множество насельников. 8 октября 1392 г. (25 сент. ст.ст.), отошел ко Господу преподобный Сергий Радонежский. И, как будто, не желая разлучаться со своим учителем, вскоре за ним последовал и пешношский игумен. Преподобный Мефодий преставился 17 июня 1393 г. (4 июня ст.ст.). Согласно преданию, умирая, игумен Мефодий благословил братии сохранять общежитие, быть милостивыми к нищим и странным.
Преподобный Мефодий был прославлен в лике святых на Московском Соборе 1549 года, причем о материалы для канонизации готовил другой прославленный настоятель Николо-Пешношского монастыря, игумен Варсонофий – будущий святитель Варсонофий Казанский.
В XIV веке монастырь на Пешноше представлял собой небольшую монашескую общину с единственной деревянной церковью во имя святителя Николая Чудотворца. Через три с половиной столетия после своего основания, к началу XVIII века, обитель превратилась в большой монастырь с каменными храмами и колокольней, мощными стенами и башнями, стала одним из крупнейших духовных центров на подмосковной земле.
В различные исторические эпохи обитель, основанная преподобным Мефодием, видела периоды расцвета и запустения, мирные времена и нашествия врагов, была названа «Второй Лаврой» [14], ее дважды: в XVIII и XX веках закрывали и снова возобновляли. Окончательно после последнего разорения, монастырь был возрожден в 2007 году, – последним из монастырей Московской епархии. За шесть лет в обители восстановлено шесть храмов, в числе которых – храм во имя преподобного Мефодия Пешношского. К 2014 году вся территория и все строения внутри монастырских стен, ранее занимаемые лечебным учреждением, переданы в ведение Русской Православной Церкви.
Столь быстрое возрождение монастыря, произошедшее в краткий по историческим меркам срок, стало возможным с Божией помощью, и, как верят насельники, благодаря заступничеству первого игумена, который покровительствует своей обители. Имя преподобного Мефодия Пешношского глубоко почитается в монастыре и зримо, самым очевидным образом, связано с именем его святого учителя. Сергиевская и Мефодиевская церкви находятся в одном здании, составляют единый архитектурный объем. Именно в храме во имя преподобного Сергия под спудом покоятся святые мощи преподобного Мефодия; к раке над мощами и к большому образу святого приходят братия и паломники для молитвы и поклонения.
В обители постоянно читается акафист Мефодию Пешношскому. С особенной торжественностью в Николо-Пешношском монастыре отмечают дни памяти преподобного Мефодия: 17 (4) июня – преставление и 27 (14) июня – тезоименитство. В эти дни поклониться святому Мефодию Пешношскому приезжают многочисленные верующие из Дмитрова, Москвы, многих городов Московской области. После литургии обычно бывает крестный ход и молебное пение у раки над мощами преподобного Мефодия.
Преподобный Мефодий, как и в дни своего земного поприща, самым непосредственным образом участвует в современной жизни монастыря тем, что подает нашим современникам самый высокий образец монашеского делания и идеал, к которому стоит стремиться. Как свидетельствует акафист о преподобном Мефодии, он словом и примером своей жизни всех направлял к Солнцу правды – ко Христу, ибо всего себя посвящал на служение Богу и ближним.
Песнопения в честь преподобного Мефодия называют его «дивным учеником дивного учителя», свидетельствуют о том, как св. Мефодий трудился, рубил и носил бревна для строительства монастыря, о том, в какой убогой, «раздранной и многошвенной ризе» он ходил, и как с равной любовью принимал всех: богатых и бедных, вельмож и простых людей. На примерах, изложенных в житии святого Мефодия и в акафисте, современная братия может учиться, аскетизму и странноприимству, смирению, трудолюбию, любви, многим другим добродетелям.
Представляется, что главной причиной, обеспечившей расцвет и славу Николо-Пешношского монастыря, его стойкость во время суровых испытаний, выпавших на долю нашей страны и Русской Православной Церкви, а также быстрое возрождение обители в нынешнее время, явился духовный фундамент, заложенный в основание монашеской жизни преподобным Сергием Радонежским и привнесенный на Пешношу его верным учеником – преподобным Мефодием.
[1] Ключевский В.О., Значение преподобного Сергия для русского народа и государства / Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М, 1990, С.74
[2] См. Воскресенскую летопись, известия под годом 6900. (Цит. по: Полное собрание русских летописей, СПб.: тип. Э. Праца, 1859, — Т.8., С.62).
[3] Куклев Ю. Краткий обзор истории Николо-Пешношского монастыря в период с XIX века по настоящее время. Часть 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.donskoi.org/1021 (дата обращения 10.03.2014)
[4] Колычева Е.И. Православные монастыри второй половины XV-XVI века // Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки. – М., 2002, С. 82.
[5] Калайдович К.Ф. Историческое описание мужескаго общежительного монастыря Святаго Чудотворца Николая, что на Пешноше, с присовокуплением устава его и чиноположения. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Университетская тип. (Катков и К0), 1866, С. 7.
[6] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад, 1892, С. 57.
[7] Цит. по: Калайдович К.Ф. Указ. соч., С. 10.
[8] Там же,. С. 7.
[9] Иероним, иером., Летопись Пешношския обители. С. 92.
[10] Такую версию, в частности, поддерживает историк обители К.Ф. Калайдович. См.: Калайдович К.Ф. Историческое описание мужескаго общежительного монастыря Святаго Чудотворца Николая, что на Пешноше, с присовокуплением устава его и чиноположения. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Университетская тип. (Катков и К0), 1866, С. 8–9.
[11] Калайдович К.Ф., Указ. соч., С.9.
[12] Петрушко В. И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. М.: ПСТГУ, 2005. С. 189.
[13] Из тропаря Мефодию, игумену Пешношскому.
[14] Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) (1737-1812), в 1795 году по просьбе строителя иеромонаха (впоследствии – архимандрита) Макария (Брюшкова) посетил Николо-Пешношскую обитель. Преосвященный Платон пробыл в ней несколько дней и был так восхищен порядком и благоустройством монастыря, что сказал: «Пешноша — в моей епархии вторая Лавра». (См.: Калайдович К.Ф. Указ. соч., С.69)