Главная > Вестник Миссионерского отдела > Особенности просветительской работы с мигрантами из Средней Азии. Артём Шарафутдинов

Особенности просветительской работы с мигрантами из Средней Азии. Артём Шарафутдинов

15 ноября 2014

Артем Шарафутдинов, ответственный секретарь Миссионерской комиссии при епархиальном совете г.Москвы

 

Миссионерская деятельность в среде трудовых мигрантов становится все более и более актуальным направлением развития миссионерского служения Русской Православной Церкви.  С одной стороны,  основная масса трудовых мигрантов — это выходцы из стран бывшего СССР, территория которых является канонической зоной пастырской и миссионерской ответственности  Русской Православной Церкви. С другой стороны, Церковь не может оставаться безучастной по отношению к судьбам миллионов трудовых мигрантов приезжающих в Россию сегодня. При этом Церковь является связующим звеном между народами бывших республик СССР и современной Россией. Именно Церковь на протяжении десятилетий осуществляет свое служение среди таджикского, узбекского, киргизского и других народов, обладает богатейшим опытом миссии среди вышеназванных народов и имеет священников и мирян, являющихся православными по вере, но живущих в культуре и традициях своих народов. Именно Церковь является одним из важнейших субъектов, способных эффективно содействовать выстраиванию системы взаимоотношений между Россией и странами бывшего СССР в области адаптации трудовых мигрантов.

В нашей статье мы рассмотрим специфику миссионерского общения с трудовыми мигрантами из Средней Азии, выросшими преимущественно в исламской культуре. В основном это выходцы из Таджикистана, Узбекистана и сопредельных государств.

Можно выделить ряд особенностей ведения миссии в их среде:

  • Люди в возрасте от 35 и старше более гибки для миссии, нежели молодое поколение. Взрослое и старшее поколение обучалось в советской школе, у многих были русские учителя. Нередко среди мигрантов встречаются выпускники Русских СУЗов и ВУЗов. В связи с этим, в большинстве своем люди в  возрасте старше 35 с уважением относятся к России и позитивно оценивают её вклад в жизнь их государств. При этом, будучи свидетелями распада СССР и последовавшего за этим падения социально-экономического и культурного уровня жизни народов Средней Азии, люди старшего поколения воспринимают распад СССР как трагедию. Ясно ощущается стремление этих людей к более тесному взаимодействию  культур.
    Старшее поколение имеет высокую степень доверия и уважения к российскому образованию и российской культурной традиции. В миссии  можно опираться на идеи и тезисы, которые несла советская школа. Многие знают Пушкина, Лермонтова, Толстого, слышали о Рублеве, Васнецове и т.д.
  • Старшее поколение в большинстве своем индифферентно относится к исламу. И с большим доверием воспринимает информацию, подаваемую через научное обоснование и ценности, закладывавшиеся в советском образовании.
  • Говоря о поколениях младше 35 лет надо учитывать, что на них в большой степени повлияли идеи национального суверенитета и культурной самодостаточности. Это ярко проявляется в среде более молодого поколения мигрантов.
    В молодом поколении сильны национальные настроения и высока ценность национальной и исламской культуры. При этом глубокого знания исламской традиции нет, скорее ислам служит внешним атрибутом. При всей поверхности исламизации, попытки дискуссии с исламом воспринимаются как агрессия, и миссионеру не следует провоцировать дискуссию с мигрантами.
  • Образовательный уровень выше у старшего поколения. Молодое поколение слышало от старшего поколения о ценности советского образования, но скорее ориентированно на западные ценности и массовую культуру.
  • Надо осознавать, что уровень жизни граждан РФ, а тем более жителей Москвы воспринимается как желанный. Часто приходится сталкиваться с гиперболизацией тех или иных внешних проявлений массовой культуры или моделей поведения. Это обусловлено желанием соответствовать такому уровню, сочетающимся часто с отсутствием особых для того возможностей.
  • В связи с несовершенством Российского законодательства в области трудовой миграции, не выстроенной системы трудовой миграции и низким уровнем правовой грамотности  мигрантов, часто приходится сталкиваться со злоупотреблениями со стороны работодателей, чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Важным акцентом в миссионерской работе может быть признание ценности их личности, уважения к их национальной культуре и проявление благодарности за их труд. С большой охотой воспринимается информация, которая может улучшить качество труда и дать хоть какие-то социальные гарантии. В связи с тем, что мигранты находятся на уровне выживания, миссионеру приходится балансировать между проповедью духовно-нравственных ценностей и обучением вполне земным аспектам бытия. Таким образом, миссионеру, работающему в среде мигрантов, необходимо уметь так организовать процесс, чтобы получаемые знания содействовали повышению материальной стороны жизни мигрантов и их духовному развитию.
  • Миссионеру также полезно знать известных деятелей персидской, иранской и тюркской культур и ссылаться на них в своих беседах, учитывать специфику среднеазиатского этикета обращаться с мигрантом на Вы, а к людям старшего поколения – по имени и отчеству, учитывать высокую ценность семейных традиций. Тема семьи может быть одной из ключевых в работе с мигрантами. Если миссионеру удастся показать, что приобретаемые знания помогут мигрантам в воспитании детей, покажут им некоторый путь по улучшению социальных и культурных перспектив их потомков, можно будет в своей проповеди поговорить о глубоких вещах и мотивировать их на дальнейшее развитие.
  • Относительно структуры и языка проповеди, стоит учитывать тот факт, что у большинства слушателей, скорее всего, будет отсутствовать навык длительного обучения. Целесообразно использовать в беседах большое количество наглядных примеров, простых метафор, вести диалог, просить их высказывать свое мнение или суждение, использовать интерактивные приемы обучения. Занятие положительностью более 40 минут без перерыва является малоэффективным. Не стоит также перегружать мигрантов домашними заданиями, так как большую часть времени они работают. Достаточно эффективным является миссия через фильмы и мультфильмы, поскольку основной формой досуга мигрантов является просмотр телевизора.
  • В связи с тем, что многие из мигрантов боятся самостоятельно выходить в город из страха быть задержанными сотрудниками полиции, особо успешной формой миссии в их среде являются поездки по значимым культурным и историческим объектам. Они с особой охотой и благодарностью принимают участие в подобных поездках и экскурсиях. Если в поездке в монастырь захотят участвовать не все, то экскурсия для мигрантов в Третьяковскую галерею, где через картины и иконы удается поговорить и о Православии, и о нравственных ценностях, — очень удачный вариант.