В наше время взгляд на православную миссию так широк, что практически любое церковное действие можно считать миссионерской акцией. Такая широта взгляда делает само представление о православной миссии несколько расплывчатым, но, всё-таки, такая широта — явление скорее положительное. Она свидетельствует о том, что система не возобладала окончательно, что не всё ещё встало на свои места намертво.
Наверное, через 10-15 лет мы будем читать «Индийские письма» Николая Сербского с недоумением, потому что станем европейцами в большей степени, чем сейчас. Потому что отношения православия с исламом и западным христианством сформируются и определятся. Потому что у нас будет другой, более искушенный взгляд на народный индийский индуизм, да и сам этот индуизм сильно изменится под нашим взглядом.
Скорее всего, так и будет. Но пока ещё, сегодня, «Индийские письма» выглядят и парадоксально и свежо.
… Три индуса – брамин, воин и христианский индийский священник путешествуют по погрязшей в материализме Европе и попадают в Сербию. Сербия становится для них открытием восточного христианства. Они для сербов становятся открытием пусть и языческой, но живой, и такой искренней любви к Создателю. Вся книга – переписка. Пишут индусы в свою далёкую Индию впечатления о христианском мире, пишут сербские учёные и богословы, пишут арабы – мусульмане. Есть даже письма монаха – святогорца – они заключают книгу и придают ей апологетический смысл. Святитель Николай старался, чтобы книга читалась любым человеком и с интересом – беллетристический элемент в ней велик, есть даже приключенческая интрига. Но в целом – это попытка увидеть чужую веру радушным и доброжелательным взглядом христианского пастыря. Увидеть Божественный свет там, где мы по привычке ожидаем только язычество и тьму демонизма. Книга писалась в немецком плену. Из 1941 года Европа виделась мрачным материалистическим, совершенно обезбоженым царством. Индия — живой и мистически плодоносной в ближайшем будущем землёй. Ну и, конечно, как это почти всегда у святителя, это рассказ о Сербии, о сербах, о сербской истории и об упрямой и не сгибаемой сербской вере.
Почему можно считать эту книгу миссионерской? Потому, что она напоминает нам, что мы не одни в религиозном мире, что религиозное разделение есть грандиозная Божественная мистерия и таинственное свойство человеческой природы. И потому, что она возбуждает в нас то, без чего православное миссионерство теряет всякий смыл – живой и любвеобильный интерес ко всем, кто любит и взыскует Бога.