Сейчас можно слышать много разных рассуждений на тему того, можно или нет создать тот миссионерский приход, о котором говорит «Миссионерская концепция Русской Православной Церкви». Я хотел бы поделиться уже наработанным опытом по организации такого прихода.
Господь наш сказал, что «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), и потому конечно, главное в любом храме, а уж тем более в миссионерском — это молитва. И с самого начала в основу нашей деятельности мы положили молитву. Еще тогда, когда не был построен наш временный храм, мы служили молебны в импровизированной часовне. До сих пор мы вспоминаем, как наши прихожане пробивались сквозь почти двухметровые сугробы, чтобы при сорокоградусном морозе пропеть молебен пророку Даниилу, в честь которого будет возведен главный храм. Думаю, что именно эти труды и легли в основу нашего прихода.
С первых же дней нашего служения в новопостроенном временном храме мы организовали постоянную молитвенную вахту, без которой нельзя ничего сделать. Любой входящий в храм может видеть дежурных, которые и читают часы, и псалтирь, и при этом заботятся о том, чтобы новопришедший мог сориентироваться в храме. Дежурные у нас набраны из уже подготовленных христиан, обязательно сдавших Катехизис. Они должны сами подходить к входящим и объяснить им азы веры. При этом на столике у дежурных лежат листовки об исповеди и Причастии, и о том, что необходимо для Крещения.
Но вот начинается богослужение (а мы служим каждый день утром и вечером). Дежурные подходят к молящимся и раздают им тексты Литургии для клироса, или всенощного бдения (его мы издали специально). Если у человека возникает вопрос, то он может узнать о его решении у дежурного.
В субботу, воскресенье и праздники в храме можно увидеть нашу добрейшую Татьяну — катехизатора. Она отвечает у нас за подготовку ко Крещению детей и взрослых. Она следит за посещением оглашенными огласительных бесед, и поздравляет по телефону с наступающими праздниками Пасхи и Рождества уже крещеных. Ну и конечно, она также ведет приходское консультирование со всеми приходящими.
Чтобы наши прихожане были живыми участниками богослужения, мы не только даем им богослужебные тексты, но и, выполняя благословение покойного Патриарха, приучаем их к общенародному пению. Мы положили за правило пасти нашу паству на основании слова Божия. Поэтому в обычный воскресный день у нас происходит три проповеди. Одна на всенощном бдении после Евангелия. Тут речь идет и о страстях, и добродетелях, и о памяти святых наступающего дня.
На воскресной Литургии первая проповедь произноситься сразу после Евангелия, чтобы истолковать этот священный текст, а вторая — после отпуста, на которой мы разбираем апостольское чтение. Сейчас внедряется программа интернет-вещания, когда желающие смогут прослушать проповедь в аудиоформате (http://mission-center.com).
Еще одной находкой стало использование времени причащения священников. Как известно обычно в это время читают или молитвы ко Причастию, или жития святых. Но учитывая то, что многие православные плохо знают Писание, мы в это время читаем Библию. Так даже наши бабушки оказываются хорошо подготовленными в священном Писании.
После службы мы завели одну крайне практичную традицию. Сразу после окончания Литургии все прихожане вместе пьют чай или кофе. Это с одной стороны крайне удобно для мам с детьми, а с другой помогает всем перезнакомиться друг с другом.
Много народу к нам собирается не только в воскресенье, но и в четверг. Сразу после вечерни у нас начинается библейская школа. Мы изучаем Священное Писание на основании учения святых Отцов. Занятия эти длятся два часа: час Ветхого Завет, и час Нового. Сразу же после занятия все слушатели отправляются пить чай. Чтобы не затруднять храм и приучить людей к апостольской любви, все продукты к чаю приносят сами слушатели, которые при этом и знакомятся между собой. Я уже и не помню, сколько за все эти тринадцать лет проведения бесед (а они начались задолго до возникновения храма) супружеских пар возникло в результате этих чаепитий.
На этих беседах можно встретить не только постоянных прихожан, но и невоцерковленных верующих, чье воцерковление как раз и начинается с чтения Священного Писания, и протестантских пасторов, да и рядовых сектантов, и даже имамов провинциальных мечетей. Я убежден, что после Чина Присоединения бывший сектант обязательно должен пройти программу воцерковления. А что может быть лучше изучения Священного Писания с точки зрения святоотеческого богословия?
Каждую пятницу у нас в храме проходит огласительная школа. Любой желающий принять святое Крещение или присоединиться к Церкви из сект (а таких у нас благодаря работе приходских миссионеров много) должен пройти пять бесед о вере. Так что подготовка длится почти сорок дней, предусмотренных Синодальным Постановлением (от 20.02.1840).
Наши беседы длятся по два часа каждую пятницу. Первая беседа посвящена тому, Кто такой Бог. Какова Его природа. Здесь же я рассказываю о том, почему Библия — это слово Божие, что особенно важно знать сейчас, после «Кода да Винчи».
Вторая беседа посвящена тому, как появился мир. В ней мы говорим и об ангельском мире, и о бунте Денницы, и о Шестодневе, и о взаимоотношении Откровения и науки, и о природе человека. В этой же беседе мы обсуждаем первородный грех. Все слушатели замечали, насколько современно звучат диалоги в раю.
Третья беседа — о спасении, совершенном Господом Иисусом Христом, начиная с Воплощения и оканчивая Страшным Судом. Я рассказываю о тайне Искупления на основании трактата св. Николая Кавасилы «Семь слов о жизни во Христе».
Четвертая беседа посвящена устройству Православной Церкви и таинствам. Подробно я рассказываю только о чине Крещения, а о других таинствах я только говорю, для чего они нужны, но чинопоследования их не объясняю. При этом я всегда говорю: «вот примете Крещение, тогда я и расскажу порядок и символы святой Литургии. А сейчас слушать об этом вы не достойны». Этот совет блаженного Августина оказался очень кстати. Возбуждая естественное любопытство, он понуждает новокрещенного и после таинства интересоваться Церковью. Тем более, что два раза в год. — После Рождества и Пасхи мы проводим тайноводственные беседы, на которые по телефону приглашаются и новокрещеные, и вообще все прихожане. На этих беседах мы подробно разбираем и объясняем всю красоту Таинства Евхаристии.
И наконец, пятая огласительная беседа посвящена заповедям. Мы рассказываем не только о том, что такое хорошо и что такое плохо, но и даем азы аскетики. Мы рассказываем, как зло развивается в сердце, что такое страсть и что такое добродетель. Даем основы сопротивления нарождающемуся греху и указываем на цель всех добродетелей — обожение через Божественную Любовь. Всех крестящихся я спрашиваю, готовы ли они стремиться к Божественной Святости при помощи Господа или нет. Ведь если мы не будем требовать от людей выполнения норм абсолютного совершенства, то в результате мы не достигнем ничего.
Я настоял, чтобы все прихожане прослушали эти беседы. Ведь опыт исповеди показал, что огромное количество постоянных прихожан наших храмов плохо знает самые основы христианства. Так около 70% прихожан сомневались (или вовсе не верили) в воскресение тел умерших. Слова Символа веры «чаю воскресения мертвых» они воспринимали как указание на бессмертие души. Были православные, которые уже более 10 лет ходили в московские храмы, но были уверены, что Дух Святой — это безликая сила. Мне было радостно видеть, как это невежество исчезает.
Помню, как однажды я тихо зашел в храм, когда меня там не ждали, и услышал бабушек, которые яростно спорили. Я уже собирался их вразумить, что нехорошо в храме выяснять отношения, но подойдя ближе, я удивился. Они не спорили о том, у какого подсвечника им стоять, а обсуждали, кому была принесена Голгофская Жертва.
Действительно, мы не призываем наших бабушек к миссии, а потому они и превращаются в «православных ведьм» (по выражению митр. Антония). Воистину, праздность есть мать всех грехов. Так что одной из новых программ нашего храма должно стать создание «бабушкиных миссионерских дружин». Это должно помочь самим наших престарелым прихожанам и прихожанкам почувствовать свою необходимость для Церкви и для людей. Но это пока еще у нас впереди.
Оглашенные в нашем храме по мере возможности (и, главное, ленивости) ходят на воскресные службы. Крещение мы всегда совершаем торжественно — или на Крещальной Литургии, благословленной покойным Святейшим Патриархом Алексеем, или перед поздней воскресной Литургии. Все наши прихожане с радостью встречают новорожденных детей Божиих, и само Крещение становиться новым центром объединения христиан. Но особенно красиво происходит Крещение на большие праздники — в Великую Субботу и на Рождество. До сих пор весь наш приход вспоминает, как на прошлое Рождество мы крестили двух индейцев из племени майя, ныне живущих в Боливии. Это было поистине вселенское торжество. Представьте себе маму и дочку, с красной кожей, с индейскими косичками, на испанском языке читающих Символ веры, а затем в белых одеждах идущих к алтарю!
В результате работы этой огласительной школы большинство крещеных становятся нашими прихожанами, а некоторые даже и миссионерами Христа.
Еще одну проблему мы начали решать в нашей общине. В тех храмах, где существует даже налаженная система катехизации, возникает следующая сложность: человек обращается ко Христу, обучается основам веры, принимает Святое Крещение, узнает о Таинстве Евхаристии, и все… Что ему делать дальше? Да. Существует духовничество (хотя та форма, которая часто бывает на наших приходах, в связи с полной недоступностью священника делает его трудноисполнимым). Существует определенный ритм христианской жизни: «Молитесь, поститесь и т.п.«». Но при этом сам духовный рост часто предоставляется на волю прихожанина. Это с одной стороны хорошо, ибо развивает в нем чувство ответственности. Но с другой, многие прихожане не знают, как им бороться с той или иной страстью, как учиться той или иной добродетели. Из-за этого возникает проблема с таинством Исповеди. — Человек не знает в чем ему каяться, что ему делать, и в результате вся духовная жизнь православного может превратиться в бесконечное выискивание грехов, а на само исполнение заповедей времени и не остается.
Чтобы хотя бы в чем-то исправить эту ситуацию, мы пришли к такому, пусть еще несовершенному способу решения проблемы: каждый Великий Пост, после чтения покаянного канона преп. Андрея Критского, мы стали устраивать «мастер-классы по заповедям». Я заранее узнаю о том, какая страсть волнует тех или иных прихожан, какие добродетели им были бы интересны именно сейчас, а затем мы разбираем вместе то, что пишет об этой страсти или добродетели Священное Писание и святые Отцы. Основным автором для нас является, конечно, преп. Иоанн Лествичник, но еще мы опираемся на творения свят. Феофана Затворника, аввы Дорофея, свят. Василия Великого и Иоанна Златоуста. В результате мы столкнулись с очень важным изменением круга чтения наших прихожан. Они практически не читают современные церковно-политические трактаты, «церковные романы», зато любые новые творения святых отцов исчезают мгновенно.
Конечно, это очень мало, но в наших замыслах есть еще несколько идей по постоянному воспитанию ума наших прихожан. Не случайно ведь святитель Феофан советовал постоянно держать ум загруженным размышлениями о священных догматах, и заповедях священного Писания для того, чтобы из-за праздности он не уклонился в грех. Одной из таких разрабатываемых ныне программ должно быть создание системы чтения Библии за год в святоотеческом понимании.
Теперь хотелось сказать несколько слов и о действующей при нашем храме школе подготовки миссионеров. Создали мы ее полтора года назад, но за это время она уже принесла много плода. Принимаются в эту школу по результатам экзамена по Катехизису свят. Филарета Московского. На занятиях мы проходим Догматическое богословие в миссионерском преломлении (т.е. объясняем как рассказать о том или ином догмате современным языком с опорой на священное Писание), практическое сектоведение, исламоведение, полемику с оккультизмом. Преподают у нас такие известные богословы как о. Олег Стеняев, Ю. Максимов, А. Солодков, А. Люлька, а также автор этих строк.
Но, главное, обучив основам миссии, мы сразу отправляем миссионеров на дело Божие. Начинаем мы с простого. С уличной миссии. Наши миссионеры, с бейджиками храма ап. Фомы на груди отправляются в парки, на остановки, во дворы и предлагают прохожим пойти в храм. При этом мы раздаем листовки (об исповеди и крещении), а тем, кто заинтересуется, дарим и Евангелие от Марка выпущенное Сретенским монастырем. Интересно, что в большинстве случаев, убедившись, что перед ними не сектанты, а православные, прохожие с большим удовольствием разговаривают, мусульмане и язычники спорят (но, что самое интересное, очень доброжелательно), и все выдвигают одну претензию: «почему сектанты ходят, а наши православные — нет?» Одно из наших главных правил, — если рядом есть другой храм, мы стараемся отправить людей именно туда.
Эта миссия приносит ощутимые плоды. На эту Пасху я посмотрел на лица наших прихожан и удивился: большинство из них узнали о храме, а многие и о вере именно благодаря уличной миссии.
После того, как миссионеры научать работать вместе, мы отправляем их на более трудное задание. Это может быть и проповедь гастарбайтерам, и главное, разговор на сектантских собраниях. Мы приходим в собрание к харизматам или баптистам на их открытые встречи, и начинаем на основании Библии показывать, что истинной Апостольской Церковью является только Православная Церковь. При этом наша главная мысль такая. — «Мы вестники христианского единства, мы не обзываем вас, а зовем к исполнению прямой Христовой заповеди „да будут все едино“ (Ин. 17, 21). Но единство это возможно только в Истине, в той апостольской вере, которую передал нам Господь. Давайте абсолютно честно посмотрим, где эта истина, и в ней объединимся». К счастью этот голос не звучит зря, и многие сектанты возвращаются к Богу в Его Церковь. Для всего нашего прихода огромной радостью являются те чины присоединения, которые проходят покаявшиеся протестанты и пятидесятники, сатанисты и маги. Все они обретают себе покой в лоне Церкви у святого алтаря.
Особые труды ожидают наших миссионеров во время родительских суббот, когда они проповедуют около храма, объясняя необходимость не только ставить свечки, но и участвовать в святых таинствах. Но самый сложный способ проповеди в этот день — на кладбищах, куда приезжает наш «миссионерский патруль». Но и здесь практика показала очень хорошие результаты таких трудов.
Но есть еще два дня, когда все наши сотрудники — и миссионеры, и дежурные на ногах. Это дни «великого нашествия маловеров» — Богоявление и Великая Суббота. Мы стараемся, чтобы все приходящие за святой водой или на освящение куличей были поздравлены с праздником. Миссионеры рассказывают и о священной истории, и об Исповеди, и о необходимости Крещения и Венчания. Они раздают наши листовки и приглашают на встречу со священником. Так поход за куличами для многих становиться началом похода в Царство небесное.
Кстати, хотелось бы поделиться еще одним миссионерским открытием. Как известно огромное количество маловоцерковленного люда собирается вокруг храмов ко времени пасхального крестного хода. Обычно они стоят и смотрят на прихожан как на некую диковинку, но при этом есть же некая внутренняя сила, которая повлекла их из теплых домов на темную улицу, чтобы хоть отчасти поучаствовать в пасхальном торжестве. И мы решили воспользоваться этим моментом. В промежутке между пасхальной полунощницей и собственно полночью (а если начинать служить полунощницу в 23 часа — это минут двадцать) я зачитываю на русском языке Евангельское чтение о том, как жены мироносицы пришли ко Гробу глубокой ночью (обычно я беру 20 главу Евангелия от Иоанна) и на основании этого рассказываю всех прихожанам и тем кто слушает на улице о самой нашей главной надежде — надежде на воскресение плоти, прощение грехов и вечную жизнь. Как уже говорилось выше, в нашем храме динамики выведены на улицу и потому все прихожане могут услышать эти слова. При этом еще до проповеди наши миссионеры стараются подойти ко всем прохожим, поздравить их с праздником и раздать приглашение на службу и листовки об Исповеди и Причастии.
Особое дело в миссионерском приходе занимает наше издательство, которое издает специальную миссионерскую литературу. Причем это не только книги на русском языке. Мы выпустили миссионерский молитвослов (он включает не только основные молитвы, но и азы веры, и призыв к принятию Православия) на татарском, киргизском и китайском языках. Сейчас готовится перевод на чеченский, турецкий и азербайджанские языки. Этот текст с большим удовольствием берут читать и молиться не только православные христиане этих национальностей, но и гастарбайтеры.
Есть еще много других идей, которые нуждаются в реализации. Например, будь у нас в храме больше священников, можно было бы ввести практику исповедального дежурства во время особого скопления людей — в день Богоявления, в Великую Субботу и в сами дни Пасхи и Рождества. Действительно, как было бы замечательно, чтобы любой зашедший в храм и поговоривший с миссионером мог сразу приступить к первой Исповеди и очиститься хотя бы от самых грубых грехов.
Другим нашим планом является расширение миссионерских возможностей паломнических поездок, которые слишком мало используются сегодня. Те миссионерские поездки, в которые уже ездят наши миссионеры, также должны приводить к созданию миссионерских приходов.
Мы планируем проводить совместные миссионерские программы с другими молодежными и миссионерскими организациями.
Но у всего этого есть одна проблема: в результате трудов наших миссионеров и катехизаторов наш временный храм настолько забит людьми, что элементарно не хватает места. Наша главная забота сейчас — построить главный храм в честь пророка Даниила с большим миссионерским центром, в котором в будущем будет располагаться и миссионерский институт. Если Всемилостивый Господь поможет нам в этом деле, то думаю, что и другие миссионерские приходы наполнят Русскую землю.
Источник: Христианская книга