Главная > Просвещение на приходе > Огласительные беседы > Опыт организации огласительных бесед. Артем Шарафутдинов

Опыт организации огласительных бесед. Артем Шарафутдинов

17 мая 2011

Хотелось бы начать с характеристики миссионерского поля, на котором предстоит трудиться катехизаторам-миссионерам сегодня. Современное общество все чаще и чаще характеризуется как постхристианское. Абсолютные истины христианства в нынешней ситуации не находят ни поддержки, ни уважения со стороны большинства наших соотечественников. Все меньше и меньше людей идет в церковь, чтобы чему-то учиться или для того, чтобы обрести истину. Слова, произносимые священником с амвона, не имеют той силы и значимости, которые имели в дореволюционной России. По мнению некоторых специалистов, причина этих процессов кроется в распространении по всему миру постмодернистского сознания. Для современного человека уже нет абсолютной истины, истин может быть много и каждая имеет право на свое существование. Для многих современных людей совершенно нормально, что один человек живет по-христиански, другой покланяется Аллаху, третий практикует новые восточные духовные практики и т.д. Эта ситуация считается благом, есть, так сказать, выбор на религиозном рынке, и каждый может выбрать то, что ему больше подходит, или практиковать свою особую духовность, так как для постмодерниста нет путей более правильных и неправильных все пути хороши. Современный человек не верит словам, не верит авторитетам и красивым призывам. Для него Библия чаще не авторитет, а мудрость предков, конечно, имеющая значение, но скорее историческое, чем практическое. И в свете этого, Церковь воспринимается как место, куда можно иногда заглянуть, чтобы стало легче или для того, чтобы чуть-чуть утолить свою духовную жажду и почувствовать себя духовненько. Но Церковь – никак не место, куда можно «заглянуть». И постмодернист идет и удовлетворяет свои религиозные потребности посредством свечей и записок, а иногда и собственно Крещения, при этом он может быть свято убежден, что исполнил свой религиозный долг, и с полным правом может считать себя православным.

Именно в этой ситуации молчаливое Крещение, Венчание или отпевание становится сродни преступлению. Совершая таинства, молча над человеком, крайне далеким от Христианства, мы делом поддерживаем его неязыческий, по сути, образ жизни и мыслей. Катехизация призвана развенчать эти заблуждения, поставить человека перед реальным и осознанным выбором между светом и тьмой, между жизнью с Богом или вне него.

Церковь уже жила в ситуации всеобъемлющего синкретизма в условиях Римской империи и выработала защитный механизм предохранявший ее с одной стороны от размывания и проникновения язычников по жизни, но христиан по имени, а с другой, — не позволявший людям, подавшимся веянию моды, или ради того, чтобы быть как все, совершить необдуманное Крещение за которое впоследствии пришлось бы нести ответственность. Этот механизм – катехизация.

В древней Церкви моменту крещения всегда сопутствовал некоторый период подготовки, когда человек мог серьезно узнать, что такое христианство, что такое духовная жизнь, и осознанно решить, хочет ли он сочетаться Христу. Согласно 2-му правилу I Вселенского Собора, попытки оглашать недавних язычников, обратившихся в Христианство «непродолжительное время», и вскоре крестить их, признаются противоречащими церковным канонам. И под угрозой извержения из клира, священникам предписано выделять определенное время для подготовки катехуменов. Процесс подготовки к Крещению занимал порой 3 года, а период наиболее интенсивной подготовки длился в среднем 40 дней. Так согласно 45 канона Лаодикийского Собора, запрещается принимать в списки крещаемых имена тех, кто не изъявил решительного желания учувствовать в таинстве Крещения и посещать огласительные занятия в течение месяца. Данное время необходимо оглашаемому для более четкого осознания ответственности совершаемого шага и испытания твердости намерения жить по-христиански, отрекшись от ценностей языческого мира.

Конечно же, нынешняя ситуация сильно отличается от того положения, в котором находилась Церковь в древности, и столь продолжительный срок оглашения в большинстве приходов невозможен, но и оставить ищущих Крещения совсем без подготовки, мы не имеем никакого права.

К сожалению, нередко приходится встречать в среде духовенства такую позицию, когда полезность таинства воспринимается без учета свободной воли человека. Не учитывается бесполезность таинства для человека неподходящего к нему сознательно. Кроме того, крестя фактически неверующего человека, мы оказываем ему поистине медвежью услугу, так как мы знаем, что некрещенный будет судиться по закону совести, а крещенный по закону Евангелия.

В нынешних условиях, таким образом, все желающие принять Крещение, должны иметь возможность пройти оглашение, и церковные общины должны сделать все от них зависящее для организации огласительных курсов.

Сегодня все более и более становится актуальным не утрированное представление о миссионерской приветливости, а богословие отказа. На наш взгляд, Крещение взрослого человека, неспособного осознанно дать крещальные обеты, совершаться в нашей Церкви не должно ни в коем случае.

Отказ, конечно же, должен осуществляется в максимально мягкой форме, с четкой его аргументацией, и предложением максимальной помощи по удалению причин препятствующих Крещению.

К числу препятствий к принятию Крещения относятся следующие ситуации:

  1. Необоснованный отказ от оглашения.

Согласно канонам Церкви, оглашенные обязаны не только выражать стремление к

постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру (78-е

правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).

Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления катехумена приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви.

2.Убеждения катехумена, несовместимые с основными христианскими догматами.

Катехизаторы призваны развенчивать иллюзии и неправильное понимание богословских вопросов катехумена. Если готовящийся к Крещению человек сознательно держится за нецерковные мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры, такой человек не может быть крещен. Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения несовместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, колдовство и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви.

  1. Заведомо высказанное Отсутствие желания участвовать в церковной жизни

Крещение – это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором, при ответном желании самого человека, он умирает для греховной и рождается в новую жизнь – жизнь во Христе Иисусе. Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.

4.Нежелание оставить греховные привычки, несовместимые с высоким званием христианина, или совершение поступков, порочащих христианина и Церковь и отсутствие раскаяния в них.

  1. Неверные мотивы также могут стать препятствием к Крещению.

Если человек хочет креститься только лишь из желания меньше болеть или иметь в жизни больше удачи, но при этом никакого желания жить духовной жизнью не имеет, то такой человек также не может быть допущен к таинству. Те же критерии могут быть применены к крестным или родителям в случае крещения младенца.

Каким же образом может быть организована катехизация в нынешних условиях?

В Церкви издревле присутствовало разделение катехизации на несколько этапов: Предоглашение, оглашение и тайноводство

Предоглашение.

Этот этап начинается задолго до Крещения. Это время первых шагов человека к вере, первых посещений храма, встреч со священником, миссионером-катехизатором. Время первого знакомства с действительностью Церкви. На этом этапе важно не спугнуть человека чрезмерными требованиями или небрежным невнимательным отношением. Желательно, чтобы в каждой церковной общине были люди, которые могли бы встретить человека, ответить на его вопросы и пригласить на систематические огласительные беседы. Сейчас в некоторых храмах Московской епархии распространяются группы приходского консультирования. В случае отсутствия возможности создания такой группы, особое внимание стоит обратить на подготовку тех, кто стоит за свечным ящиком. Именно эти люди — чаще всего — первые миссионеры или горе-миссионеры, с которыми человек встречается в православном храме. Первое впечатление о храме и Церкви в целом принципиально важно для некрещеного человека, и может стать определяющим для его дальнейшего развития как христианина. В том случае, если человек изъявляет желание принять Крещение, в обязательном порядке, он должен пройти собеседование со священником (в исключительной ситуации с диаконом). Задачей священнослужителя является испытание оглашаемого, искренности его намерений, его желания принять православную веру и придерживаться ее до конца жизни. Без тщательного удостоверения в том, что ищущий Крещения искренне и добровольно хочет стать членом Церкви, Крещение совершаться не может.

В рамках такого собеседования, будущие катехумены могут рассказать о себе, роде своей деятельности и о тех причинах которые сподвигли их переступить порог храма. В случае ошибочности мотивов, которыми руководствуется человек ища Крещения (например, здравия ради) священник должен помочь ему их изменить. Итогом такой встречи должно стать предложение пройти оглашение, или же посетить ряд встреч со священником, призванных устранить препятствия к принятию Крещения.

Завершением этапа предоглашения может стать «чин оглашения» («воеже сотворити оглашенного»), после которого ищущий крещения человек переходит в статус оглашенного, и его имя можно поминать во время литургии в молитве об оглашенных.

Оглашение

Как я уже говорил выше, оглашение в древности длилось долго, а наиболее интенсивная подготовка продолжалась 40 дней. Это во многом оправдано, так как такой длительный срок позволял реально проследить динамику духовного роста оглашенного и удостовериться в серьезности его намерений. Кроме того, становилось понятно и самому оглашаемому что им двигало: чисто человеческий энтузиазм или действие Бога в нем. Конечно же, в нынешних условиях такая практика для большинства приходов малореальна, и оглашение состоящее хотя бы из 3 беседуже благо. На наш взгляд, каждый настоятель сам должен решить, опираясь на имеющиеся условия и ресурсы, какая длительность оглашения для его прихода оптимальна.

В Церкви на данный момент существует большое разнообразие подходов к вопросу оглашения и длительности подготовки. Существует практика оглашения от нескольких собеседований до длительного оглашения, длящегося год.

Мы постараемся рассмотреть общие методические вопросы организации оглашения.

Режим встреч в рамках оглашения, если таковое предполагает несколько бесед можно организовать следующим образом: Первая беседа проводится в понедельник первой недели. Вторая во вторник второй недели. Третья неделя в среду третьей недели . Такой режим позволяет начинать новый курс катехизации каждую неделю. Также, при небольшом количестве бесед, возможна организация встреч следующим образом:

Первая беседа проводится в первую субботу в 11.00, вторая в следующую субботу в 12.00, и так далее. Такой режим встреч позволяет оглашать одному катехизатору сразу несколько групп.

В тех приходах, где количество крещений небольшое, возможна практика индивидуальных собеседований. Оглашаемым можно дать номер телефона катехизатора для того, чтобы они смогли наметить удобное время для встреч.

В нынешних условиях оглашение может быть построено только на принципах диалога, а не монолога. И искренних доверительных отношениях между катехизатором и оглашаемыми. Нужно создать комфортную атмосферу, в которой человеку, пришедшему на оглашение станет понятно, что он важен сам по себе для членов прихода. Важно показать, что в среде православного прихода человек находится во взаимодействии с братьями и сестрами.

Особую важность имеет момент знакомства, очень важно дать возможность каждому члену группы оглашаемых представиться по имени и кратко рассказать о себе. Если встреч будет несколько, целесообразно установить несколько правил взаимного уважительного общения. Эти правила можно сформулировать совместно с участниками группы и записать их на доске или флипчарте (не перебивать, выключать сотовые телефоны или же предупреждать что во время беседы кому-то должен поступить важный звонок и ему придется выйти, соблюдать регламент и т.д.). Это так же полезно и для духовного роста оглашаемых которым придется в некоторых привычках себя ущемить. Эти правила помогут участникам оглашения научиться слышать друг друга и быть более внимательными к позиции других людей.

Продолжительность одной беседы не должна, превышать 90 минут так как большую продолжительность людям будет просто тяжело выдержать. Как известно из психологии, период активного слушания взрослого человека не превышает 25-30 минут, и следовательно, желательно в процесс беседы вставлять моменты отдыха (чаепитие, творческая работа) и, по возможности, менять виды деятельности, например, вносить элементы группового обсуждения, или же самостоятельную работу с текстом Священного Писания. Как минимум, сам ведший должен стараться сделать свою речь максимально живой, наполнив ее не только содержательно, но и предав ей интересную форму. Важно задавать вопросы в аудиторию, либо использовать приемы риторического вопроса.

Важно также придерживаться принципа наглядности и использовать всевозможные иллюстративные средства для донесения информации (Иконы, Крест, презентации, ролики). Желательно уже на первой беседе вручить всем катехуменам Символ веры на церковно-славянском и русском языках с краткими пояснениями. Если в рамках бесед будет использоваться текст Священного Писания, всех оглашенных необходимо им снабдить. Так же желательно показать оглашенным путь к приходской библиотеке или дать диск с необходимыми видео- и аудиоматериалами. Всем пришедшим на огласительную беседу можно раздать небольшие визитки с указанием интернет ресурсов, где можно найти большое количество материала о Православии (azbyka.ru, www.predanie.ru, www.pravmir.ru и т.д.). Малоэфективны раздача дореволюционных изданий, так как большинство из них ориентированы на заведомо верующего человека каковыми катехумены могут и не являться.

Для того, чтобы сделать встречи наиболее продуктивными, можно их разбить на несколько частей. Вначале ответить на вопросы по предыдущей теме, узнать о проблемах, волнующих оглашаемых, опросить их, как протекала их жизнь в период между встречами. Потом провести следующую огласительную беседу. Если это возможно – сделать небольшой (15–20 минут) перерыв, во время которого нужно организовать краткую трапезу. Если оглашение проходит в будние дни, когда большинство оглашаемых приходят после работы, занятие желательно начать с небольшой трапезы, чтобы люди могли немного расслабиться после рабочего дня и настроиться на восприятие информации.

Часто трапеза становится одним из основных миссионерских элементов оглашения. И те разговоры, которые совершаются во время трапезы, часто более значительны, чем слова священника или катехизатора во время разбора темы. В формате чаепития людям проще задать вопрос. Проще выйти на разговор не на отвлеченные богословские темы, а поговорить о том, что волнует катехумена.

Желательно, чтобы после прохождения огласительных серии бесед, катехумен получал удостоверение или справку о прослушанном, благодаря которым мог впоследствии креститься в любом другом храме без повторного оглашения. Кроме того, подобное удостоверение будет иметь позитивный педагогический момент.

Стоит особое внимание обратить на воспитательный момент катехизации:

Катехумены, как известно, младенцы во Христе, и те акценты, которые будут расставлены в их христианском «младенчестве» станут определяющими в дальнейшей духовной жизни. Поэтому важно в рамках катехизации расставить акценты. Раскрыть принцип Христоцентричности, что центром духовной жизни является Евхаристия, а не беспрерывное паломничество по монастырям и поиск старцев и т.д.

В обществе всеобщего потребления очень часто люди склонны воспринимают Церковь как «комбинат религиозных услуг», куда можно прийти, пожертвовать некоторую сумму денег и удовлетворить свои религиозные потребности. Наша задача как катехизаторов – показать, что путь христианина – это путь труда. С первой огласительной беседы оглашаемый должен привлекаться к труду. В данном случае в качестве труда может выступать изучение Священного Писания, также человек с первых дней должен входить и в молитвенную жизнь Церкви. Следовательно, необходимо рассказать о молитве и предложить человеку начать молиться лично, и молится молитвой церковной. Но с другой стороны, не должны налагаться бремена неудобоносимые. Поэтому мы предлагаем при оглашении использовать наиболее простые и распространенные молитвы: Отче Наш, Богородице Дево и молитва по соглашению, в которую катехумен вставляет те прошения, которые являются для него насущными.

Для знакомства со Священным Писанием, в первую очередь, стоит предложить оглашамому прочитать хотя бы одно из синоптических Евангелий. Это чтение должно быть честным, скрупулезным вниканием и исследованием для оглашаемого. Все возникающие при этом вопросы должны разрешатся или самими оглашаемым с помощью толкований, или их будущими крестными, или другими близкими им православными , но главным образом – их церковным наставником и учителем–катехизатором.

Для вхождения в богослужебную жизнь катехуменам предлагается по возможности чаще и регулярнее посещать церковь. Правда, учитывая то, что оглашаемые не являются крещенными, стоит рекомендовать им посещать все богослужения кроме литургии верных.

Стоит обратить внимание на приобщение катехумена к посильным делам милосердия и сострадания ко всем нуждающимся. Это необходимо для того, чтобы человек учился свидетельствовать о своей вере делами. Причем желательно стимулировать оглашенного творить дела любви в своем обычном круге. С одной стороны, это может иметь определенный миссионерский эффект а с другой, — помогает бороться с синдромом «воскресных христиан».

Для вхождения в аскетическую практику церкви катехуменам следует рекомендовать соблюдать пост перед Крещением в течение 2-3 дней, а живущим в браке — накануне принятия Крещения воздержаться от супружеских отношений.

Сейчас в нашей церкви достаточно распространена практика проведения исповедально-доверительной беседы священника с катехуменом перед Крещением – это аналог исповеди, но без чтения разрешительной молитвы, она помогает катехумену еще раз осознать всю ответственность, которую налагает Крещение, и может помочь ему в изменении жизни после Крещения. Кроме того, исповедально-доверительная беседа помогает священнику составить для себя представление о будущем члене прихода.

Особо хочется обратить внимание на роль общины в оглашении. Когда в процессе подготовки к Крещению оглашенный взаимодействует с простыми прихожанами, ему впоследствии проще обрести свое место в общине и активно влиться в жизнь прихода. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно привлекать к оглашению не только катехизаторов- миссионеров, но и рядовых членов прихода в качестве помощников.

Не менее важна роль общины и в момент совершения таинства Крещения. В нормальной ситуации оглашение должно завершаться торжественным Крещением с участием общины, а не быть частотной требой. Человек должен осознать торжественность момента вхождения в Церковь и осознать, что теперь она полноправный член христианской общины. В связи с этим, все чаще начинают совершаться Крещальные литургии в различных приходах нашей Церкви, или – совершение Крещения в особо торжественные моменты богослужебного годового круга.

Стоит учесть разные категории оглашаемых, которые приходят к нам. По возможности, необходимо разделить оглашаемых по возрасту. Дабы избежать ситуации, когда 16-летний юноша будет проходить оглашение совместно с 70-летними старушками и наоборот.

Оглашение в случае крещении младенца

На наш взгляд, все вышеуказанные принципы организации оглашения могут быть применены и к подготовке восприемников и родителей младенца, которого предстоит крестить. С единственной поправкой, что для крестных и родителей требуется особое пояснение их ответственности за младенца и даваемых от лица его обетов.

В нынешних условиях, когда крестные видятся с крестниками не чаще нескольких раз в год и, соответственно, не могут серьезно повлиять на религиозное воспитание ребенка, особое внимание стоит обратить на подготовку родителей или тех людей, которые занимаются воспитанием ребенка. В идеальной ситуации, в оглашении должны участвовать и крестные, и оба родителя.

Как проводить беседу с оглашенными.

Когда мы беседуем с православными о Боге и Церкви, логично рассчитывать на интерес с их стороны . Мы ожидаем, что в Церкви люди жаждут узнать больше о вере, более серьезно вникнуть в текст Священного Писания. Когда же мы беседуем с оглашенными в первый раз, то стоит признать, что по большей части – это люди, которые не сильно интересуются богословием и не живут духовной жизнью. Разумнее будет признать, что они часто задаются вопросом: «Почему я должен слушать?», и поэтому наша первая задача заинтересовать оглашенных.

Истина сама по себе не всегда явля­ется интересной. Если мы начнем, сказав: «Сейчас я хочу из­ложить православное учение о спасении», то они, скорее всего, заснут. В целом, люди не заинтересованы в богословии или исторических фактах, пока они не увидят, что это относится к их жизни. Мы должны заинтересовать их с самого начала: первые несколько секунд крайне важны.

Они должны подумать: «А это интересно?». Нам нужно обращать внимание, прежде всего, на их нужды, на их боль, на то, что может «затронуть их за живое». Желательно коснуться актуальной для слушающих тем: работа, стресс, одиноче­ство, отношения, брак, семейная жизнь, страдание, смерть, вина или страх.

Не стоит забывать и о форме подачи материала. Можно говорить об очень важных вещах, но настолько скучно и невнятно, что никто рассказываемую истину не услышит.

Юмор также может подготовить их к восприятию той исти­ны, которую мы хотим передать. Людям нравится слушать истории: и смешные, и серьезные.

При проведении беседы мы не должны ограничиваться рассказом о грехах и следующим за ними наказанием. Нужно показать, что христианская жизнь – это радость. Мы должны сказать, что Христос победил смерть, и нам нечего боятся.

Важно показать, что жизнь с Богом помогает разобраться в самых сложных вопросах. Большинство нецерковных людей страдают от незнания цели и смысла жизни, у них нет вразумительного ответа на вопрос о неизбежности смерти. Ко всему прочему, они, вероятнее всего, также ощущают «вселенское одиночество» из-за того, что они живут в Божием мире без Бога, для Которого и Которым они были сотворены.

Зная эти нужды, надо постараться показать, какое значение имела жертва Христова. Нужно показать, что общение с Богом возможно и сейчас, что Бог реальность, и Он может помочь нам понять наше предназначение, обрести смысл и разобраться в себе.

 

Особенно в первых беседах центром нашего рассказа должен быть Господь. Важно доказать людям, что евангельские события – это не миф, а реальность которая имеет к нашей жизни самое непосредственное отношение. Не стоит увлекаться второстепенными вещами в своем рассказе, и не надо давать возможности катехуменам увести разговор в сторону (например, для обсуждения политических событий с точки зрения Церкви).

Стоит внимательно следить за теми вопросами, которые задают катехумены, и не слишком увлекаться ответами, так как они могут уводить вас от темы.

Мы живем в век господства телевидения и видеоигр. Люди не привыкли к долгим речам, и удержать их внимание быва­ет трудно. На одном богословии им трудно надолго сосредото­читься. Они предпочитают слушать разные истории, чтобы попробовать применить их в своей жизни. Таким образом, желательно иллюстрировать ваши тезисы яркими примерами и образами для лучшего запоминания. Кроме того, современные люди часто очень практичны и им важно понимать, как можно будет применить те знания, которые вы им передаете в реальной жизни.

Как говорил протоиерей Александр Шмеман, самое трудное в мире – это говорить о самом простом, о самом насущном; гораздо легче излагать чужие мысли, ссылаться на чужой опыт, говорить чужими словами, и так трудно – от сердца к сердцу.

Конечно, идея, которую мы хотим донести, является объективно истинной, и большая часть из того, что мы говорим, будет провозглаше­ние этой истины. Однако для слушателей будет огромной по­мощью, если мы сможем проиллюстрировать эти истины, ссылаясь на наш собственный опыт. Нам нужно быть чест­ными и искренними. Не нужно притворяться совершенными или делать вид, что нам никогда ни с чем не приходилось бороться. Это не означает, что нам обязательно нужно делать публичные признания, которые поставили бы всех в весьма неудобное положение. Необходимо просто уметь показать, что и у нас бывают проблемы, и мы тоже когда-то переживали те трудности, которые сейчас переживают катехумены . Например, я когда провожу оглашения часто рассказываю о тех предубеждениях, которые были у меня до того, как я стал верующим.

Излагая тему, чаще говорите «мы», реже — «вы». Пред­ложение со словом «вы» звучит угрожающе и предполагает, что мы определенным образом ставим себя над своими слу­шателями. «Мы» — гораздо лучше, поскольку создает впе­чатление, что мы все находимся в одинаковом положении.

Важно, чтобы наша беседа была понята. Никогда не следует переоце­нивать знание слушателей и недооценивать их интеллект. Из-за того, что знание ограниченно, нам нужно избегать церковного жаргона (привычного лишь для «своих») и спе­цифических терминов, таких, как «ипостась», «апокатастасис», «искупление» или любых других слов, которые не встреча­ются в повседневной речи. Использовать эти слова можно только в том случае, если мы объясняем их значение про­стым языком. 

Посткрещальная катехизация

После момента крещения важно сохранить связь прихода с новокрещенным. В идеале, сразу после крещения новопосвященного стоит пригласить продолжить обучение основам веры. Это может быть воскресная школа для взрослых, богословские курсы, группа изучения Священного Писания и т.д. Если же человек не изъявил желания учиться далее, стоит предложить ему включится в социальное служение или другие виды деятельности общины, которые могут быть интересными для крещенного, но еще невоцерковленного человека. Можно создать для членов прихода и новокрещенных e-mail или SMS-рассылку, в которой можно включать приглашения на значимые события жизни прихода, например, пасхальный детский утренник или благотворительные акции.

В случае, если оглашение было непродолжительным, то особый упор стоит сделать на тот материал который можно подарить новокрещенному. Это может быть Евангелие, книга об основах православной веры или диск с фильмами об основах православия (например, фильмы цикла «Вера Святых»).