«Благими намерениями вымощена дорога в ад» — это о лицемерии. Мы привыкли жить в окружении лицемерия, сами лицемерим, где-то сознательно, а где-то не задумываясь, не замечая этого. Лицемерие как вирус, мы не ощущаем его внедрение и размножение. Лицемерие можно сравнить с покровом, который скрывает зло, где-то очень умело, где-то прозрачно, так, что пороки видны насквозь. Лицемерие как красивая, сорная трава, которая радует глаз, стала частью пейзажа, привычного для нашего взора. Она разрастается так, что губит все живое. Ее можно скосить, даже перепахать, но сохраняются корни (то, что остается в душе человека), и они дадут новые ростки, новые всходы.
Без примеров все же не обойтись. Демократия, которую нам пытаются привить – лицемерие, борьба с коррупцией – лицемерие, политика в области образования и культуры – сплошное лицемерие. И так далее. Спустимся на уровень личности. Все мы (по крайней мере большинство) признаем в себе те или иные пороки, грехи, но в лицемерии боимся, не хотим признаться, не то что кому-то, себе боимся, не решаемся. Живем двойной жизнью, в оправдании себя, погружены в себялюбие, живем обманом, усыпляя свою совесть. Губим свою душу, губим себя. Пряча глубоко зерна, ростки лицемерия, мы боимся потревожить их: не трожь, это «святое». Наверное, поэтому, обличая лицемерие книжников и фарисеев, Иисус Христос стал для них злейшим, смертельным врагом.
Самое страшное, что мы лицемерим перед Богом. Всегда тяжелее переносить лицемерие, обман, предательство близких, тех, на кого надеешься, рассчитываешь, кому доверяешь. Считая себя людьми воцерковленными, мы часто молимся, просим Господа в получении земных благ, а не о спасении души. И молитвы «специальные» есть, знаем какому святому, какой иконе поставить свечку, к какому источнику, исповеднику обратиться. И вспоминаем Господа Бога по случаю. Торгуемся: мы Тебе, Господи, молитвы, а Ты помоги нам, как мы хотим, а не так, как Ты разумеешь. Проторили себе короткую дорожку к душевному спокойствию: согрешил – покаялся – причастился. Благодать. В стремлении к комфорту (и к внешнему и к внутреннему) мы преуспели. Спешное, равнодушное, невнятное чтение молитв, то, что мы порой слышим, это ли не лицемерие. А когда мы читаем молитвы машинально, привычно, походя, превращая это в ритуал, это ли не лицемерие. А наши добрые дела, в расчете на благодарность, с мыслями, что нам зачтется, нам воздастся. Можно о многом вспомнить.
Как не сказать о пожертвовании и жертвователях. Пожертвование в правильном понимании мы подаем во славу Божью, с искренней благодарностью к Богу, с благоговением, с желанием и истинным стремлением приблизиться к Богу. Разве можно назвать пожертвованием те деньги, которые «жертвователь» заработал неправедным путем. Во Славу Божью он обманывал, воровал, наживая эти средства? Разве передав их, человек стал на путь спасения? Что лукавить, большинство богатых жертвователей имеют одну цель – откупиться от Бога, надеются, что им зачтется на страшном суде. И хвастаются с экранов телевизора известные люди перед страной и друг другом, кто какой храм построил. В России, в основном, строили храмы на народные деньги, выделять себя лично было не принято.
В храме Христа Спасителя установлена мраморная плита, на которой золотыми буквами выведены названия организаций (конечно, имеются в виду и руководители), внесших большой вклад в строительство храма. Следуя Святому Писанию, нужно было бы в первую очередь упомянуть наших пенсионеров, внесших по своей бедности, а не по богатству более существенный вклад. А стоило ли вообще это делать? Храм Христа Спасителя был построен в память о наших соотечественниках, положивших жизнь за Веру, Царя и Отечество в войне 1812 года. В этом соборе выведены имена и фамилии тех, кто отдал жизнь, а не деньги.
Вот так мы и живем, откупаясь от Бога, торгуясь с Ним, продавая, предавая Его, отделяясь от Господа нашего Иисуса Христа стеной лицемерия. «С нами Бог» — утверждаем мы, бьем себя в грудь. Да, Бог с нами. А мы с ним?
Вообще, Господь не ждет, не требует от нас каких-либо жертв. Он уповает на нашу любовь к Нему, на нашу любовь к ближним, на соблюдение нами заповедей Божьих, борьбу со страстями для нашего же блага, для нашего же спасения. Нам это тяжело, мы начинаем торговаться. Нам проще откупиться. По большому счету, что мы можем Господу Богу отдать? Только то, что нельзя ни купить, ни продать – это любовь. И Слава Богу, примеры такой любви есть, они вокруг нас, они не выставляются напоказ. Побывав в Оптиной Пустыни, я понял, убедился воочию в этом. Что позволяет, вернее ради чего иноки и послушники изо дня в день с пяти утра до одиннадцати вечера постоянно пребывают в молитве и труде, что дает им силы. Любовь и та благодать и радость, которую приносит общение с Богом. И дай нам Боже хоть немного приобщиться к этой любви. Только жить нужно нелицемерно, помоги нам Господи в этом.
Поскольку мы общаемся на миссионерском сайте, напоследок добавлю, мне кажется, что первым и главным правилом миссионера должно быть НЕ ЛИЦЕМЕРЬ!
С уважением С.В.
Продолжение: Написал статью, прочитал еще раз на свежую голову сегодня утром, и пришла неожиданная мысль. Представьте себе, что люди перестали лицемерить, выкладывают все начистоту: свои цели, свои мысли, чувства. Поступают так, как хотят на самом деле. Воцарился бы всеобщий хаос, беспорядок, мир бы рухнул. Развалились бы государства, различные объединения, организации, распались бы семьи. Так что лицемерие в нашей жизни оправданно и, наверное, прав Шекспир: «Весь мир театр: ..» И пусть каждый исполняет отведенную ему роль: политика, предпринимателя, чиновника, верного мужа, любящей жены, православного христианина. Существует точка зрения, что в российской экономике коррупция встроена в механизм хозяйственной деятельности, в отношения между хозяйствующими субъектами. Не будет коррупции — встанет экономика. Так объясняют ее необходимость и неизбежность. Что обычно говорят берущие и дающие взятки, как оправдываются: многие так делают, не я один, другого выхода не было. Но вот здесь дело совести каждого, это личный нравственный выбор. Каждый отвечает перед Богом, перед своей совестью сам.
И все-таки жизнь без лицемерия возможна и все в ней будет по-другому. Бороться с лицемерием нельзя без искоренения своих грехов, без борьбы со своими пороками, своими страстями. В свою очередь, побеждая в себе обман, гордыню, тщеславие, воспитывая смирение, терпение, другие добродетели мы побеждаем лицемерие. И что тогда? Царствие Небесное на земле. Вы спросите: возможно ли это? Возможно. Обратимся к нашим святым, они достигли Царствия Небесного, соединились с Богом здесь, на земле.
С уважением, еще раз, С.В.