Главная > Просвещение на приходе > Огласительные беседы > Опыт миссионерской работы с оглашаемыми в сельских храмах Домодедовского благочиния

Опыт миссионерской работы с оглашаемыми в сельских храмах Домодедовского благочиния

20 октября 2010

Доклад на семинаре для катехизаторов-миссионеров в г.Домодедово. 15 октября 2010 г.

Сегодня весьма затруднительно говорить о том, какие формы огласительной практики применимы к нашим реалиям современной приходской жизни. Но совершенно очевидно, что нельзя ограничиваться десятиминутной проповедью, излагающей основные теоретические знания, которая обыкновенно произносится непосредственно перед совершением таинства. Необходима именно личностная подготовка, создание внутреннего настроя у желающего принять Св.Крещение. При Таинстве, совершаемом над человеком, не осознающим подлинной глубины происходящего, теряются активность и чувство личной ответственности. Особенно это заметно при Таинстве Крещения – новый член Церкви, зачастую оставшись не воспринятым в полноте общиной, так и остается на Ней (Церкви) сухой ветвью.
Переходя от взгляда в прошлое к современному опыту оглашения и географически конкретизируя этот опыт Домодедовскими церквами, хочу прежде всего обозначить два обыкновенных вида приходских общин: городская церковь с достаточно  мощным потоком желающих принять Св.Крещение, и сельский храм, где количество желающих существенно снижается до нескольких крещаемых в месяц. Соответственно необходимо разделять и характер работы с оглашаемыми.
В отличие от города, требующего широкого и многопланового подхода к катехизации, в деревенском храме священнику приходится работать на индивидуальном уровне с каждым приходящим человеком. Соответственно и содержание оглашения носит более личностный характер, т.к. определяется пастырем по характеру и внутренним качествам желающего креститься.
Предкрещальная подготовка в нашем приходе свв.бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана выглядит следующим образом:
В самом начале происходит первая ознакомительная встреча желающего креститься или родителей, желающих крестить ребенка со священником. На этой встрече помимо личного знакомства, которое играет весьма  важную роль происходит выяснение мотивов крещения. Пример распространенных причин: «Хочу, чтобы у меня (или ребенка) все было хорошо»; «Хочу, чтобы у меня (или ребенка) был Ангел-Хранитель»; «Хочу защиты от колдовского воздействия» и  т.д. Мало кто из приходящих желает обрести Христа и вечную жизнь с Ним.
В ответ на эти ошибочные мотивы священник объясняет, что креститься необходимо только в том случае, если человек хочет реально войти в церковную ограду и там пребывать. Соответственно возникает вопрос к вновь пришедшим: как можно хотеть войти в неизвестное миллионное сообщество людей международного масштаба, не зная чем объединены эти люди, что составляет предмет их концепции, зачем, наконец, вообще существует Церковь. Итогом этих недоумений становится кульминационный вопрос: — Вы хотите просто покреститься или присоединиться к Церкви через Крещение?
Отступив от темы, важно отметить в деле оглашения значимость личность пастыря. Придя в храм, люди должны встречать  в священнике не холодную и суровую букву законов и правил, не бюрократа, требующего исполнения предписаний, а друга и доброжелателя, который в духе любви, аргументированно показывает человеку, что предложенная ему подготовка в интересах в первую очередь самого крещаемого. Священнику необходимо раскрыть, используя обычные житейские примеры, целесообразность подготовки таким образом, чтобы человек не видел в принципе иного пути к Крещению кроме как через оглашение.
Затем выясняется вторая важная тема: — Кто те люди, которых Вы избрали в крестные родители? (в случае крещения младенцев)  — Младенец не имеет воли, а в Церкви все добровольно и нет насилия, как же можно его крестить?  Ответ: — Церковь крестит ребенка по вере принесших его и только (за исключением сирот и т.д.); значит надо выяснить состоятельность веры тех, кто приносит младенца, т.е. родителей и крестных. Есть редкие исключения, когда восприемниками становятся известные священнику опытные христиане; в основном, малоцерковные люди выбирают подобных себе «хороших» людей, к сожалению, невоцерковленных. Таким образом, второй важный момент, над которым надо заставить размышлять пришедших родителей – это вопрос качества христианской веры кандидатов на восприемничество.
Перечисленная выше краткая цепочка вопросов, ответов и выводов может заставить пришедшего взглянуть на свои желания под другим углом и переосмыслить их.
Когда оба вышеобозначенных вопроса, т.е. цель и смысл крещального действия и готовность потенциальных крёстных к их участию в таинстве (гарант и поручительство
за серьезность  религиозных намерений родителей; произнесение крещальных обетов, т.е. волеизъявление вместо немогущаго решить за себя младенца; духовное родительство
) повиснут в воздухе, требуя разрешения, то пастырь должен предложить единственно верную альтернативу – это знакомство с Церковью через научение.
На этом завершается обычно первая встреча, после которой люди либо пытаются все-таки найти более удобный путь крещения в другом храме, где еще не введены огласительные беседы, либо осмысляют полученную новую информацию, либо не испытывая колебаний, приходят на вторую встречу со священником.
На этой беседе, где обязательно присутствуют кандидаты на восприемничество, священник произносит объемную лекцию на основные понятия христианской веры (смысл жизни человека, краткая адаптированная сотериология, истинное предназначение Церкви, молитва и взаимоотношения с Богом и т.п.). Помимо этой познавательной беседы священник отдельно собеседует с будущими крёстными, выясняя их «профпригодность» в свете двух позиций – веры как мировоззрения и нравственной чистоты. Если после беседы с ними не находится препятствий и в том, и в другом, и требуется лишь научение, то тогда крещаемому или, в случае крещения младенца, обоим родителям и обоим восприемникам предлагаются следующие условия крещальной подготовки.
Во-первых, обязательным условием для всех является прочтение одного из Евангелий, обычно от Марка или от Луки, т.к. именно их повествования наиболее понятны и усвояемы для невоцерковленных людей. Во-вторых, им на руки выдаются комплекты катехизической литературы, состоящий из нескольких брошюр, написанных современным доступным языком и стилем, раскрывающих смысл и бытие Церкви, сущность таинств Крещения и Покаяния, православное вероучение (Символ Веры).
Также обязательным условием для родителей младенца (или взрослого, желающего принять Крещение) является посещение богослужений в храме, в котором они хотят крестить ребенка (креститься самому) в период подготовки. Это очевидно полезно  с духовной точки зрения, т.к. пребывание на Божественной Литургии, слышание Евангельского благовестия, благодатность общей молитвы не могут не оказывать внутреннего воздействия на души вновь пришедших (достаточно вспомнить послов св.князя Владимира, посетивших патриаршее богослужение в Константинополе). Нельзя недооценивать и иллюстративную сторону этого условия оглашения: катехумены могут наблюдать доселе неизвестную сторону жизни христиан, видят не абстрактную Церковь вселенского масштаба, но реальную христианскую общину с конкретными  людьми.
Для будущих восприемников, по усмотрению священника, возможно, необходимо подготовиться к исповеди и Причастию.
Собственно, этим исчерпывается огласительная подготовка, и по прочтении литературы и выполнении прочих обязательств назначается удобное для всех время крещения и совершается собственно Таинство.
Положительные стороны такого индивидуального оглашения очевидны:
1.    Во время первой встречи-знакомства со священником и беседы с ним люди во многом пересматривают свои взгляды на Церковь и духовенство. Даже если после этого они не будут готовы проходить оглашение, то, по крайней мере, они получат правильное знание о цели и сути  Крещения и будут иметь личный опыт общения со священнослужителем.
2.    При понимании, что Крещение не есть разовое мероприятие, а начало пути и новой жизни во Христе, в желающих Крещения людях разрушается языческий стереотип необходимости Крещения в силу традиции, национальности, географической принадлежности или личных оккультных представлений.
3.    В сравнительно небольшой период времени оглашаемые проходят базисный план «теоретического» воцерковления: знакомятся со Словом Божиим, познают азы православной веры. Соответственно изучив преподанное им знание, они приходят на участие в Таинстве не в пустоте ума и сердца, но с чувством ответственности и пониманием сути происходящего.