Главная > Просвещение на приходе > Огласительные беседы > О Боге и вере. Рекомендации для проведения огласительной беседы. Иеродиакон Александр (Волков)

О Боге и вере. Рекомендации для проведения огласительной беседы. Иеродиакон Александр (Волков)

12 декабря 2015

Общие замечания:

 Предлагаемая беседа лишь некий план, отдельные модули и идеи которого могут меняться в зависимости от обстоятельств разговора и собеседника.

Ее цель – посеять в сердце семя веры, но ожидать, что оно прорастет здесь и сейчас не стоит.

Главная задача состоит не в том, чтобы за одну или несколько бесед воцерковить человека. Это в большинстве случаев невозможно, если только он сам не проявит инициативу. Если говорить совсем честно, то наша главная задача — не отпугнуть человека от Церкви. Важно показать, что церковная жизнь — живая и актуальная. Не просто традиция, или «клуб по интересам». Бог — это Тот, кто может и хочет войти в нашу жизнь, чтобы сделать ее полноценной во всех отношениях.

Не нужно также стремиться рассказать о Боге и Церкви все и сразу, по максимуму. Это не лекция, а живой диалог, который должен лишь обозначить ключевые моменты веры, заставить человека задуматься. Но сразу стоит заметить, что диалог не всегда складывается — слишком много здесь зависит не столько от нас, сколько от собеседника и его готовности открыть свое сердце.

Есть и другая крайность — говорить расплывчато и «вообще», с использованием цитат и «кондовых» церковных выражений, которые неподготовленным слушателем не воспринимаются.

Нужно говорить по сути. Суть: Христос. Беседа должна быть христоцентричной.

 Основные вопросы, которые необходимо затронуть:

  • Вера и религия: что это такое? Что она для меня?
  • Бог – Творец мира и человека. Истинное назначение человека и поиски счастья.
  • Почему мир не соответствует этой идиллии (грехопадение, смерть, несчастье).
  • От чего так настойчиво пытается спасти людей Церковь?
  • Стремление человека к Богу и стремление Бога к человеку, суррогаты этого стремления в древности и современном мире (здесь же можно затронуть вопросы: иудейская религия – путь к Мессии, язычество – искажённое видение мира, христианство — полнота истины).
  • Сын Божий – Вопрос о Святой Троице.
  • Христос Спаситель – Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом.
  • Церковь – реализация богообщения. Дух Святой в жизни христианина.
  • Отец –творит, Сын – спасает, Дух Святой – созидает (т.е. доводит до совершенства).
  • Что делает человека христианином – Причастие Тела и крови Христовых. Нравственная жизнь — это следствие. Основные моменты христианской жизни:
    • Таинства (Крещение, Причастие, Исповедь);
    • молитва;
    • заповеди;
    • борьба с грехом.
  • Конечная судьба мира и отдельного человека (воскресение и вечная жизнь).

  

Чего нужно избегать:

 Стремления рассказать всё и сразу. Проблема в том, что каждый вопрос имеет предысторию, подробности, логические связи с другими темами… но на этом не надо зацикливаться. Максимум простоты, непонятное – кратко разъяснять. Сложные вопросы лучше вообще не затрагивать (если нет инициативы от собеседника). Беседа должна длиться не более полутора часов, при условии диалога и заинтересованности собеседника – дольше. При условии большей заинтересованности  можно провести еще беседу-другую.

Не занимать позицию оправдывающегося. Например, фраза: «Вас в школе учили, что человек произошел от обезьяны. Но есть другое мнение», — не годится. Мы исходим из того, что наше мнение истинное – этого не надо стесняться или затушевывать. Вера для нас – смысл жизни, а не просто философские размышления. Мы готовы за это умереть. Если собеседник этого не чувствует, он не воспримет нас всерьез.

Однако не стоит впадать в другую крайность – радикализма и фанатизма. При разговоре о других мнения надо привести четкие аргументы — спокойно и грамотно – чтобы человек понял, что вы в теме и с головой у вас все в порядке.

Общий подход к другим религиям – они ищут истину – молодцы, но на определенном этапе, вот в этом и этом месте они ошиблись и ушли в сторону с прямой дороги. В подобном русле можно говорить и о философии,  литературе, науке.

Не говорить того чего не знаешь: понятно, что при разговоре с философом или физиком или даже врачом, легко «сесть в лужу». Поэтому если мы не компетентны, то лучшеизбегать споров о литературе, концепциях естествознания и других узких проблем. По крайней мере, не говорить отсебятину. Лучше просто записать вопрос и потом посоветоваться с человеком, который знает, в этом не надо стесняться признаться (мы же не можем все знать).

Не затрагивать вопросов личной жизни собеседника. И вообще не переходить на личности.

В конечном счете, для подавляющего большинства людей важно увидеть в глазах и словах церковного человека живую и искреннюю веру, а не набор догматов, исторических фактов и нравственных идеалов. Можно всё разложить по полочкам (а в диспуте можно даже победить оппонента), но веры в нем от этого не прибавится, если в твоих глазах он не увидит главного: «для меня Господь — это всё». Если этого нет (ну хотя бы малого стремления к пониманию этого), то за дело катехизации, оглашения, а тем более миссионерства, лучше не браться.

И наконец, наверное, самое главное: нужно молиться за собеседника, искренне желая, чтобы его душа открылась Богу. 

  1. Знакомство.

Если всех приходящих на беседы условно поделить на две категории, то в одной окажутся люди, прошедшие через личные переживания или даже трагедии и имеющие определенный религиозный опыт, но таких меньшинство. В другой же будут люди с нерелигиозным сознанием и нежеланием что-то менять в своей жизни – их большинство.

До первых достучаться легче, но нужно помнить, что у них может быть некая «обида на Бога», за испытания, тяжелые болезни, смерть близких и т.д. Здесь нужно быть деликатным и стараться не лезть в вопросы, на которые не знаешь утешительного ответа.

Со второй категорией проблема другая: их сложно вывести на диалог. Беседа для них – это лишь «пропуск к крещению», на который нужно потратить полтора часа своего времени. Здесь нужен опыт, интуиция, наблюдательность. Важно увидеть то, что может зацепить человека. Для кого-то это противоречия науки и религии, для других вопросы исторических личностей и событий, для третьих – философские размышления. Но это всё редкость. Как правило, людей больше волнуют проблемы практические и бытовые, а чаще – предрассудки, связанные с верой, о которых, как правило, стесняются спрашивать.

Поэтому нужно сразу понять, к какой категории относится человек: обыватель, философ или сомневающийся; довольный всем или обиженный судьбой; и в зависимости от этого строить разговор.

 Что касается места. Нельзя проводить беседу в «военно-полевых» условиях: во время уборки храма, где-то в углу на лавочке, «на коленке». Идеальный вариант – отдельная комната и чашка чая.

Нужно создать благоприятную эмоциональную среду для общения, потому что обсуждаемые вопросы глубоко личностные и требуют некоего откровения.  Человеку сложно раскрыться на первой встрече. Тем более, если это группа людей. Поэтому начать нужно чуть-чуть издалека.

Во-первых,представиться самому, но не очень подробно.

Во-вторых, познакомиться:

  • спросить имя
  • если человек молодой, активный и радостный – уместно спросить, чем занимается (работа, учеба), в других случаях не стоит этого делать: могут быть проблемы, о которых они не готовы говорить.
  • так как люди сами пришли для беседы, уместно спросить о том, почему они решили креститься или крестить ребенка.

 

  1. Переходим к самой беседе.

(она подразумевает диалог, поэтому жирным шрифтом выделены вопросы, которые требуют ответа собеседника, и что еще важнее – правильного ответа катехизатора, который обязательно надо озвучить).

В наше время редкий человек осознает, зачем он приходит креститься. Для кого-то это, действительно, результат размышлений о смысле жизни, о Боге. Этоможет быть неосознанное до конца желание определиться с важным вопросом своей жизни.

Но чаще  люди ищут крещения по иным причинам:

  • чтобы быть как все,
  • потому что я — русский,
  • мои родители были верующими,
  • чтобы не болеть, не сглазили, и всё было хорошо.

Все эти ответы, как ни странно, верные, но в них не хватает одного – самой сути, о которой мы сегодня с Вами и поговорим.

 И раз мы уже завели разговор о вере, религии, то давайте для начала разберемся, а что такое вера? Когда и где она возникла? Как Вы думаете?

На самом деле, подавляющее большинство жителей нашей страны придерживаются таких взглядов:

  1. Вера – это нечто личное, мое субъективное переживание Бога, в которое никто не должен вмешиваться;
  2. Бог у меня в душе.

Самое интересное, что всё это — правда. И в обратном я вас убеждать не собираюсь.

Эти положения основаны на глубокой исторической памяти людей. Памяти о религии, которая была изначально задумана Богом. В этой религии не было ни храмов, ни икон и свечек, ни облачений, ни даже священников.

В ней были только Бог и человек.

Итак, Православие открывает людям один важный факт – у этого мира есть Творец.

Факт этот кажется кому-то простым, кому-то наивным. Но на самом деле он — один из главных в нашей жизни.

Скажите, пожалуйста, для чего живет простой среднестатистический человек? А если решитесь на откровенность – для чего живете Вы сами?

 Знаете, есть одна короткая притча о нашей современности:

Радостный сын прибегает к отцу и говорит:

— Папа, ура, я поступил в университет! Буду юристом!

Отцу очень приятно:

— Значит, изо всех сил будишь учиться?

— Конечно!

— А потом?

— Диплом на «отлично», самостоятельная адвокатура.

— А дальше куда?

— Женюсь, воспитаю детей, поставлю на ноги!

— Ну, и..?

-И пойду на заслуженный отдых, буду радоваться счастью своих детей.

— А потом? – не унимается отец.

— Потом? – юноша задумался. – Нужно будет умереть…

И тут отец задал самый странный вопрос из всех:

А что после этого?

Сын долго молчал, и, наконец, промолвил:

— Спасибо, папа. Я как-то забыл о самом главном.

Так вот, чаще всего в круговороте будней и суете повседневности и мы о самом главном  забываем. Но Церковь вновь и вновь напоминает человеку:

если у мира есть Разумный Творец, значит и тебя он призвал из небытия с какой-то целью.

Что это за цель? Неужели только прожить 60-70 лет, с девизом «бери от жизни всё»? А может принести пользу человеческому обществу? Реализовать себя в творчестве или построить карьеру, разбогатеть, завести счастливую семью? Наверное, любой человек согласится с этим.

И я соглашусь с вами по всем пунктам (даже с первым!).

Но вот парадокс… Человек почему-то не удовлетворен всем этим…

Странно и непонятно: многие люди добиваются славы, денег, успеха, профессионализма, но ищут еще чего-то высшего.

В современной Европе многие миллионеры кончают жизнь самоубийством. Не секрет, что голливудские и отечественные звезды шоу-бизнеса увлекаются йогой, каббалой, вступают в секты.

Зачем, как Вы думаете? Им мало славы и денег? Или все это не удовлетворяет их?

Над этим вопросом думали многие. Вот, например, мысли знакомого нам со школьной скамьи писателя Антона Павловича Чехова:

«Зачем  мозговые  центры  и  извилины,  зачем  зрение,  речь, гений, если всему этому суждено уйти в почву и, в конце  концов, охладеть вместе с земной корой, а потом миллионы лет без смысла и  без  целиноситься с землей вокруг солнца? Для этого совсем не нужно извлекать из небытия человека с его высоким, почти  божеским умом, и потом, словно в насмешку, превращать его в глину».

Что такое человек с точки зрения теории эволюции? Помните из школьной программы?

Обезьяноподобное существо, которое обрело в процессе развития ум и совесть.

Что такое человек в восприятии буддиста?Не знаете?

Одно из перевоплощений души, которая до своего вселения в тело человека могла существовать в теле собаки или свиньи и после смерти человеческого тела может вновь оказаться в теле животного.

А сточки зрения ислама?

Загляните в Коран: сурра 51:56.

«Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне» — и всё. Чтобы через человеческий гений раскрылось величие Аллаха.

 Способны ли все эти точки зрения удовлетворить извечную жажду человеком чего-то высшего?

Иногда человек напоминает птицу, которой отрезали крылья. Ее посадили в клетку, кормят, поят, лелеют. Конечно, всё это хорошо. Но она чувствует всем своим существом: что-то в моей жизни не так! И еще ей иногда снится небо, полет, свобода…

Так вот, еще один важный момент, который открывает нам христианство, заключается в том, что

Творец вселенной создал этот мир и человека для того,

чтобы подарить нам Свою любовь.

Говоря же более простым языком – чтобы подарить людям счастье. Как говорится об этом в Библии: «чтобы имели Жизнь и имели с избытком» (Ин. 10,10).

Что означает само слово «человек»? Как вы думаете?

Слово это славянское. Я сейчас не претендую на филологическую точность, а просто хочу поразмышлять.

На славянском языке «чело» — это лоб, а «век» – это вечность.

Человек – это тот, кто устремлен в вечность, к Богу.

Христианство раскрывает смысл жизни человека как вечное счастье. Но это счастье возможно только рядом с его Источником – Богом.

 Многие люди спрашивают: а какое счастье дает Православие?

Зайдите в православный храм: сосредоточенные, порой,напряженные лица. Темные одежды. Посты, долгие службы, самоограничение… Какое удовольствие не возьми – всё грех! Строгие лики икон, аскетичная архитектура древних храмов… Где тут радость и веселье? Где полнота жизни?

А кроме этого: в мире полно горя, несправедливости, жестокости. Если Господь создал его по своей великой любви, то почему страдают и умирают дети? Случаются войны, наводнения и землетрясения? Примеров множество…

Итак, мы пришли к двум противоречиям:

1) с точки зрения христианства, человек создан для счастья и любви;

2) с точки зрения здравого смысла, мы видим в этом мире отсутствие счастья и любви.

Вновь соглашусь: оба эти положения, как ни странно, верны.

Но в этом противоречии кроется и ответ. Счастье, а тем более любовь,возможны исключительно как свободный выбор человека.

Разве можно кого-нибудь заставить любить? Уважать?

Бояться – да. Но не любить. Поэтому Творец вложил в человека Свой образ и подобие, одним из свойств которых является свобода выбора. Зло – это как раз проявление свободы выбора.

И об этом надо поговорить подробнее.

 Имена первых людей на земле известны всем с детства. Помните их?

Адам и Ева стали родоначальниками человеческого рода. Господь дал им всё для того, чтобы они и их дети достигли полноты жизни.

Первые люди обладали бессмертием, которое им давал бессмертный Бог. Они обладали огромным творческим и интеллектуальным потенциалом. Но главное – они могли постоянно общаться с Богом, как мы с Вами общаемся сейчас.

Помните, о чем я говорил в начале нашей беседы? Какова истинная религия задуманная Богом?

Там, где Бог и человек. И между ними нет преград.Это условие общения с Богом очень важно.

Человек – существо, в котором Господь соединил земное и небесное. Наше тело состоит из тех же элементов, что и вся остальная природа, мы имеем такую же физиологию, как многие млекопитающие. Но Господь дал нам еще кое-что. На библейском языке это называется «дыхание жизни», душа.

Как для телесной жизни нам нужна пища (попробуйте один день не поесть!), так и наша душа требует особой духовной пищи.

Этой пищей является Сам Бог.

Не случайно даже в атеистическом советском обществе было огромное количество религиозных элементов. Вместо крестных ходов – демонстрации, вместо святых – вожди и партийные деятели, вместо икон – их портреты. Службы заменили съездами, крестины – октябринами. Даже возгласы: «Да здравствует!» или «Да будет!»-взяты из церковнославянского языка.

Потребность человека в духовной жизни очевидна. И если он не верит в Бога, то будет пытаться заменить ее суррогатом. Кто-то суевериями и гороскопами, кто-то йогой, а кто-то алкоголем и наркотиками. Но не это ли самое желание лежит в основе культуры, искусства, творчества, даже науки?

Так вот, первые люди обладали полнотой общения с Богом. Они были бессмертны и счастливы.

В этом была суть человека как венца творения: вести вселенную к Богу, поднимаясь в этом познании выше и выше – ведь Бог беспределен и вечен, а значит, открывать все большую полноту и счастье.

Но это не значит, что люди прибывали в каком-то блаженном бездействии. Они возделывали райский сад, давали имена животным. Их жизнь была проста и естественна, потому что в ней было самое главное – Господь.

А если этого главного нет, то человек может завладеть всем миром, но так и не обрести счастье.

 Вы знаете, кто такие святые?

Святые – это самые счастливые люди на земле! Они познали Бога еще в этой жизни, и все сокровища нашей земли оказались для них прахом и пеплом.

 Слышали про святого Серафима Саровского?

По мирским меркам – неудачник. Карьеру не построил, всю жизнь провел то в монастыре, то в лесу, постоянно болел, терпел унижения от других монахов… в общем радоваться особенно нечему…

Но когда человек приходил к нему в келью – то слышал пасхальноеприветствие: «Христос Воскресе, радость моя!»И видел перед собой самого счастливого человека на свете, рядом с которым уже не возникало вопроса: есть Бог или нет. О святом Серафиме и его счастье есть десятки свидетельств современников – людей XIX века.

Другой святой – Иоанн Златоуст, жил в пятом веке и был Константинопольским патриархом. А Константинополь являлся в  то время самым богатым городом мира. Казалось бы, живи припеваючи при царском дворе, и радуйся. Но у него была другая радость, которая не имела никакого сравнения со всем золотом империи, – любовь к Богу. И он, умом икрасноречием которого восхищались даже неверующие, выбрал жизнь с Богом, жизнь по совести, за что был гоним и наказан, потому что жизнь по совести чаще всего не соответствует интересам власть предержащих. Но, несмотря на то, что он лишился всего: власти, денег, здоровья, друзей, — святитель непрестанно повторял: «Слава Богу за всё!».

Тысячи мучеников отдавали свои жизни только за то, что были христианами. Это было с I по III век истории Церкви. А также повторилось в советские годы, в «просвещенный» ХХ век, когда наши прадеды и прабабки предпочли расстрелы и лагеря, только бы не отрекаться от Бога.

Примеров можно привести еще сотни. Что это? Массовое сумасшествие на протяжении двух тысячелетий?

Нет. Просто люди знали, что есть настоящее счастье,которое ничто не отнимет, даже смерть.

А попробуйте забрать наши источники счастья. У богатого – деньги, у спортсмена  — здоровье, совсем жестокий пример: у любящего – любимого…И счастье развеется, как сон, растает, как воздушный замок.

Но вернемся к первым людям. Как было сказано ранее, неотъемлемой чертой их жизни была дарованная Богом свобода выбора.

Так, вот эту самую свободу наши предки по молодости и неопытности своей употребили не в том направлении.

Как вы думаете, в чем состояло грехопадение первых людей. Почему это произошло?

На самом деле, все гораздо проще:

Вместо вечности, вместо Бога человек устремил свой взгляд на землю.

Это с одной стороны понятно: материальное можно потрогать, им можно завладеть, обладать. А духовное? Чтобы быть с Богом, нужно тянуться к Нему, признать свое несовершенство перед Ним, проявлять послушание.

Наши предки захотели стать такими же, как Бог (что в принципе и было задумано Творцом), но без Бога…

Господь хотел, чтобы человек рос и развивался духовно, пока не стал бы вторым Богом, только не по природе своей, а по дару Божьему. Человек – существо тварное. Он не может сравняться с Творцом. Но Бог хотел подарить ему свою славу.

Это так же, как было в дореволюционной России. Дворяне могли усыновить крестьянского мальчика, у которого нет ни фамилии, ни кола, ни двора, и подарить ему наследство, имение, титул. По природе он крестьянин, а по дару – дворянин.

То есть, эти дворяне были настолько богаты и счастливы, что захотели поделиться своим благополучием с другими.

Так вот и человек по природе своей – земля, потому что взят из земли. Но по Божьему дару – Его сын, второй после Бога.

Поэтому ошибка и трагедия первых людей состояла в том, что они захотели сами завладеть этим Божьим даром, не спрашивая Дарителя. Это эгоистическое желание Господь позволил осуществить. Он никогда не навязывается и не нарушает человеческой свободы.Но беда в том, что неразумные люди в поисках свободы и счастья сбежали из Отцовского дома, как иногда поступают подростки, желая жить самостоятельно.

Воттак, сознательно и свободно (хотя и не без содействия диавола), человек на самой заре своего существования захотел пойти по дороге жизни самостоятельно, без Бога. Однако очень скоро понял, что без Него далеко не уйдешь.

Потеряв источник счастья, люди вдруг осознали, что никакие материальные радости не могут принести им духовной полноты.

Потеряли они и источник бессмертия. Потому что без Бога вечная жизнь теряет смысл — она рискует превратиться в вечную духовную деградацию, как это произошло с диаволом.

Изменилось и сознание человека: в нем появился грех.

Как вы думаете, что такое грех?

Как и в случае с понятием «человек», рассмотрим само слово «грех». Здесь я уже претендую на филологическую точность.

Слово «грех», в переводе с греческого языка означает «непопадание в цель», «промах».

Мы привыкли к тому, что грех — это какое-то преступление, злодеяние, провинность… И это, в какой-то мере, тоже. Но главное, в чем заключается грех –это нарушение или искажение тех глубинных законов бытия, которые в нас вложил Творец.

Никому же в голову не придет питаться корой деревьев (хотя многие животные ее едят), или, совсем глупый пример, ходить на четвереньках — просто все это не свойственно человеческой природе, и любой человек об этом знает. Это касается телесной стороны.

Есть и духовные общечеловеческие законы. Например, не убивать, не воровать… они знакомы всем.

И понятно, что нарушение этих законов может привести к чему угодно: от болезни до смерти.

Но вот в глубинах человека скрыт еще один важный закон, который осознается уже не всеми. Этот закон заключается в том, что без Бога человек начинает умирать и духовно, и физически.

Так вот, грех Адама и Евы состоял не в том, что они яблоко съели, а в том, что они захотели жить без Бога.

Они исключили себя из важнейшего союза во Вселенной — союза любви. Любовь не терпит самоизоляции.

Любовь — это МЫ, а не Я.

Собственно говоря, с этого и началась вся неразбериха, которую мы видим в нашем мире.

Если бы Адам и Ева покаялись и обратились к Богу, то все бы пошло своим чередом. Но грех меняет сознание. Он, словно, омрачает душу и человек уже не видит очевидных вещей (можно привести простой пример из жизни: когда человек сильно разозлится, то порой не отдает себе отчета в словах и поступках, а потом, когда гнев пройдет, жалеет об этом).

Так вот и наши предки не заметили очевидного. Материальный мир стал для них ближе и родней, а Бог — Кем-то далеким, а в конце концов — и невидимым.

Плоды такого искажения человеческой природы я уже назвал: это смерть, несправедливость, духовная деградация.

Одним словом, человек лишился рая.

 Наверное, осмыслив всё вышесказанное, вы и сами сможете сказать, что же такое «рай».

Мы чаще думаем, что это какое-то место. Возможно. Но бесспорно другое: рай – это, прежде всего, состояние души, когда она находится рядом с Богом. Это состояние наши предки и потеряли.

Теперь бытие Бога хоть и было для них очевидным, но не приносило никакой радости. Действительно, тяжело, когда тебя любят, а ты не можешь ответить взаимностью.

Так вот, дети Адама и Евы уже родились в таком состоянии богооставленности.  У них уже не было опыта непосредственного общения с Господом. И пока Адам был жив, он еще мог объяснить своим детям и внукам, что такое настоящая цель человеческой жизни, что такое настоящая религия, но после его смерти  это знание стало все больше и больше забываться.

Слишком сильно было притяжение земли, и слишком тихо говорил голос сердца, призывающий к Небу.

Сыновья Адама стали строить первые города, плавить металлы, придумали музыку… начался процесс, который мы теперь называем «научно-технический прогресс». А вот в духовной сфере началась деградация. Ведь там, где потеряны нравственные ориентиры, не может расцвести святость.

А параллельно шел еще один важный процесс. Как я говорил ранее, очевидно, что человек не может в своей жизни удовлетворяться только земными материальными благами — ему хочется духовного.

Но, истинная религия стала забываться. Ее место стали занимать примитивные верования, которые либо искажали суть вещей, либо совсем изменяли.

Так и появилась очень простая и понятная религия: язычество.

Язычество — это поклонение твари вместо Творца. Солнцу, луне, стихиям, идолам, предкам… чему угодно. И надо сказать, что религия эта оказалась весьма живучей, потому что дожила и до нашего просвещенного XXIвека. Дожила в своих проявлениях: магии и оккультизме, гаданиях и астрологии, а на бытовом уровне в суевериях, приметах, порче, сглазе…

Как вы думаете, чем же так привлекателен такой магический подход к вере?

Наверное, прежде всего тем, что здесь отсутствуют какие-либо личные отношения с Богом. Для язычества Бог, а точнее боги — это лишь средства для достижения своих целей.

Прочитал заклинание, заговор и т.п., и какой-нибудь джин из бутылки исполнил твое желание. Но человек ставит одно условие: исполнил — и полезай обратно. В мою жизнь не надо вмешиваться!Условие конечно хорошее, но проблема в том, что в духовном мире оно не действует.

Как говорится, «свято место пусто не бывает». Если в сердце нет Бога, то Его место может занять диавол. А уж как он может вмешаться в жизнь, могут рассказать многочисленные посетители «бабушек», целителей и гадалок. Добиваясь исполнения своих желаний, они не представляли, какую цену за это придется заплатить:

Проблемы и болезни, неурядицы и конфликты — полный разлад всего. Такова цена общения с суррогатным духовным миром.

Наверно, теперь становится понятным, для чего мы крестим младенцев? Ведь логичнее сказать: вырастет – сам выберет в кого и во что верить?

Но дело в том, что пока он или она вырастет, в душе пышным цветом расцветет этот самый демонский суррогат духовной жизни, последствия которого мы видим сплошь и рядом. Опять же, потому, что эти сорняки растут в душе сами собой – для этого не нужно трудиться. Тогда как вера в Бога, хоть и требует труда, но дает сладкие плоды, которыми и ребенок и его родители будут наслаждаться с детства.

Христианская же вера – это, прежде всего, личностные, живые отношения с Богом,цель Которого состоит не в том, чтобы поработить человека, а в том, чтобы сделать его по-настоящему свободным, дать ему полноту счастья.

Итак, человек был создан свободным и счастливым. Создан, для того, чтобы обрести в этом мире полноту жизни, которая возможна только рядом с Богом и в Боге. Но вскоре, поддавшись диавольскому искушению, первые люди свернули с пути духовного и стали на путь жизни материальной. Плоды которой – грех, болезни, несчастье и, в конце концов – смерть.

Ну, казалось бы, скоротает человек свой недолгий век на этой земле, на которой все же остались осколки счастья, любви и радости – и отмучается.

Но в том-то и беда, что умереть нам не удастся.

Помните, из чего состоит человек?

Из души и тела. Тело пожинает плоды искажения своей природы – болезни и смерть.

А душа создана бессмертной, ведь в ней заложен образ Бессмертного Бога.

И что же ждет человека после смерти? Разлучение души и тела. Но это разлучение не означает уничтожение. Человек продолжает существовать, но уже неполноценной, можно сказать, «получеловеческой жизнью». И был бы обречён на такое существование вечно, если бы не одно «но».

Дело в том, что Господь, как Всеведущий и Всемогущий, предвидел то, что человек уклонится от задуманного Им пути. Предвидел это грехопадение еще до сотворения мира!

Тут мы приходим к еще более страшному парадоксу, чем все предыдущие:

Зачем  Господь, зная то, что будет с людьми, создал их? Чтобы обречь их на страдания? Неужели это та ужасная насмешка, о которой писал Чехов?

 Если следовать человеческой логике, то да.

Но христиане всегда следуют логике Божией. Эта логика выражена простыми словами в книге, под названием Евангелие, о которой мы с Вами поговорим чуть позже.

А пока, вот эти слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Ин.15:13.

Бог есть Любовь

Это основополагающий принцип христианства.  Любовь может реализоваться полностью только в жертве, только тогда, когда мы забываем себя и ставим в центр мира другого.

И Бог, непостижимый Творец Вселенной, именно так реализовал Свою любовь к человеку.

Знал Он, что человек отвернется от Него? – знал.

Знал ли Он, что человек попадет в тупик, заблудится на распутье жизни? – знал.

Знал ли Он, что люди начнут умирать и страдать? – несомненно.

Для чего же Он создал человека?

Для того, чтобы Самому вместе с ним пройти этот путь,вывести его из тупика и снова привести к вечной и счастливой жизни. Но уже с опытом познания добра и зла, с опытом борьбы за своё счастье.

Мы с Вами подошли еще одной важной истине христианства:

Чтобы вернуть человеку полноту жизни, которую он не смог обрести самостоятельно, Бог Сам стал Человеком.

Произошло это более двух тысячелетий назад. Конечно, все знают имя Иисуса Христа. Это и есть тот Богочеловек, Который пришел на землю для того, чтобы соединить людей с Богом.

А что было до Него? До Христа люди, собственно говоря, ждали Христа. Вернее, часть людей. Очень малая часть.

Вы, конечно же, слышали про еврейский народ? Что Вы про него знаете?

Помните, когда мы говорили о первых людях и их жизни с Богом после грехопадения, то отметили, что уже дети Адама начали забывать, Кто такой Истинный Бог, потому что не видели Его явно, как и мы с Вами сейчас.

Так вот, уже первому поколению людей Господь дал обещание, что однажды на землю придет Тот, Кто вернёт людям потерянный рай.

Но это обещание стерлось из памяти уже через несколько поколений. Поэтому Господь образовал в человеческом обществе особый народ, который должен был пронести сквозь историю эту весть о том, что не всё потеряно. Именно из этого народа, который стал называться Израильским и должен был прийти долгожданный Христос или Мессия.

Вы, наверное, знаете, что Библия делится на Ветхий и Новый Завет?

Так вот, Ветхий завет – это и есть история израильского или еврейского народа, который среди языческого мира хранил веру в Истинного Бога. Ветхий Завет – это еще свод законов и заповедей (помните, известные 10 заповедей?), которые сохраняли в этом народе некую самоидентификацию, чтобы евреи не смешались с язычниками.

Так вот, Иисус Христос – это реальный Человек и одновременно Бог, который вошел в человеческую историю, чтобы открыть людям дверь в вечность.

Тут мы с вами подошли еще к одному важному моменту христианского учения.

Дело в том, что еще одно имя Иисуса Христа – Сын Божий.

Возникает вопрос: а откуда у Бога Сын? И что вообще значит Сын Божий?

Наверное, Вы не раз слышали такое выражение: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»? О Ком здесь идет речь?

 Здесь говорится о Святой Троице.

Воплощение Сына Божия открыло людям великую тайну:

Наш Бог один по природе, но в Нем есть три Личности.

Если бы правы были Вольтер и его последователи-атеисты, утверждавшие, что человек создал Бога по своему образу и подобию, то, наверное, такой Бог был бы в высшей степени доступен человеческому пониманию.Когда человек выдумывает нечто, он старается быть убедительным для других людей. Откровение же о природе Бога в Новом Завете воспринимается нашим разумом как непостижимая тайна. Но тогда не является ли это наилучшим свидетельством в пользу того, что учение о Святой Троице имеет Божественное происхождение?Это тот единственный случай, когда 1 = 3 и 3 =1.

Кстати, английское «Тринити», или французское «Тринитэ», или немецкое «Драй-айних-кайт» и означает «Триединство». Славянское слово «Троица» это тоже синоним «Триединства».

Что мы можем сказать о бытии Бога как Троицы? Мало. Для человеческого ума это тайна.

Но мы можем выразить некоторые свойства, которые на языке Церкви называются «догматы».

Прежде всего: Бог один по природе, но троичен в Лицах.

Бог Отец предвечно (то есть всегда) рождает Бога Сына. От Отца исходит Бог Дух Святой. Что такое рождение и исхождение? Естественно, не нужно понимать это в человеческих категориях. Эти слова означают лишь то, что Сын и Святой дух не одно и тоже.

Конечно, тайну Троицы мы постичь не в силах. После такого  маленького экскурса в богословие, приведу слова еще одного русского писателя – Николая Васильевича Гоголя:

«Бог весь одна любовь, содержащая в Своей Троице и любящего, и любимого, и само действие любви. Любящий — это Бог Отец, любимый — Бог Сын, и сама любовь, их связующая, есть Бог Дух Святой».

Вот так, лучше всяких богословов, Гоголь раскрыл великую тайну отношений между лицами Святой Троицы.

Это отношение называется простым словом – любовь.

Здесь становится понятным, почему в основу всего бытия Творец вложил стремление к любви: потому что Сам живет по этому закону. Любовь не может быть к самому себе – это уже не любовь, а замкнутый круг. Любовь возможна только к кому-то другому.

В Троице этот закон любви реализуется очень просто: одно единое существо содержит в себе три личности, между которыми и существует любовь.

Бог живет по закону, который не знает слова Я, но знает слово Мы.

Именно поэтому Он и нас призывает к любви. Именно поэтому и человека и всю Вселенную Он хочет включить в эту Свою любовь.

Наконец, именно поэтому два тысячелетия назад Бог стал Человеком, чтобы навсегда соединиться с людьми.

Господь Иисус Христос – реальная историческая личность. Наверное, Вы что-нибудь слышали о нем?

За кого только не принимали Христа. За великого учителя нравственности, за политического вождя иудейского народа, за религиозного лидера – основателя новой секты в рамках иудаизма… А нередко и за шарлатана и обманщика, желающего славы.

Даже его ближайшие ученики не понимали истины, что Христос – это Богочеловек. И они не раз спрашивали, когда Тот, наконец, поднимет восстание и возьмет власть  в Израиле в Свои руки.

Такое отношение становится понятным, если вспомнить, что еврейский народ ждал Мессию.

Мы с Вами говорили чуть выше, что у израильского народа была особая миссия: возвестить всему миру, что Христос непременно придет, а когда он придет – встретить долгожданного Спасителя мира.

Но так уж устроен человек, что любую высокую идею он стремится применить для своего удобства и выгоды.

Пророки израильского народа – особые люди, движимые Богом, не раз возвещали о скором пришествии Христа Спасителя. Книжники и старейшины хранили предания о Нём… Но ко временам пришествия Христа большая часть израильского народа уже не понимала, в чем смысл Его прихода.

Этому способствовала политическая и религиозная обстановка. Израиль был захвачен Римской Империей, став ее провинцией. Большая часть евреев смешалась с языческими народами, утратив свою религиозную идентичность. Моисеев закон и пророчества, можно сказать, растворились во множестве обрядов и предписаний, придуманных религиозными лидерами народа.

Чего ждали от Мессии?

  • Освобождения от римского ига – а Он пришел дать людям свободу, которая выше политической, свободу от греха и смерти;
  • Благополучия и богатства для еврейского народа – а Он пришел дать то, что ценнее всего в этом мире – возможность соединения с Богом, духовные блага;
  • Когда народ увидел, что Христос исцеляет, воскрешает, может накормить 5 000 людей пятью хлебами и двумя рыбами, то поняли, что лучшего Царя им и не найти. Но Господь пришел для того, чтобы дать людям царство, которое выше земного – Царство Небесное.

Мы сталкиваемся со страшным парадоксом:

Воплотившийся Бог не вписался в представления людей о Боге.

Евангельский Христос оказался полной противоположностью ожидаемого. Он пришел не как царь, а как раб, чтобы послужить людям, отдать всего Себя для спасения человека.

  • Он родился в загоне для скота, потому что в этом мире не нашлось места для Творца Вселенной даже в гостинице.
  • Он тридцать лет жил в доме Своего нареченного отца Иосифа и Девы Марии, помогая им в нелегком деревенском труде.
  • Наконец, три года он ходил по пыльным дорогам Палестины, призывая людей обратиться к Богу.

Чем была наполнена Его жизнь? Сам Он говорил, что Сын Человеческий не имеет места, где приклонить главу. Что Он видел перед Собой?

С одной стороны человеческие страдания, в которых Господь был последней надеждой. С другой – постоянные преследования со стороны иудейских священников и старейшин.

Они не понимали, что человека может спасти, вырвать из лап смерти только Бог, и считали, что Мессия – это просто особо одаренный человек. А Иисус Христос не раз говорил о Себе как о Боге, как о Сыне Божием. Это казалось немыслимым, богохульством и кощунством.

Евангельский конфликт — это яркое выражение человеческого отношения к Богу.

Отношения весьма эгоистического. Ведь нередко и мы с Вами желаем получить от Бога чего угодно: здоровья, благополучия, решения проблем… кроме самого главного — Самого Бога.

Но: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф. 16, 26), — говорит Господь.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Поэтому Господь и пришел на эту землю  как раб, как нищий плотник, как странствующий учитель без кола и двора, чтобы показать — всё, чего так настойчиво ищут люди в этой жизни — успеха, славы, богатства — всё это не имеет смысла, если нет самого главного. Этим главным и является Господь.

Все наши попытки стать счастливыми без Бога — это замки на песке, которые рассыпаются при едином дуновении ветра.

Эти попытки повторяются в судьбе отдельно взятых людей, и в судьбах целых народов. Вспомните Советский Союз или гитлеровскую Германию. Что это, как не попытка устроить рай на земле? Разными способами, но цель одна.

Так вот, как сказал Сам Господь: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).

Евангельский конфликт между Христом и представителями еврейской религиозной аристократии закончился всем известным событием — Голгофой.

«Иисус из Назарета — Царь иудейский» — эти слова были прибиты на кресте над головой Спасителя…

 Терновый венец, бичевание, насмешки и избиения, страшная и мучительная казнь — вот то, чем отплатили дети земли своему Творцу.

Эта голгофская трагедия могла превзойти и само грехопадение: там люди Бога не послушались, а здесь — убили. Если бы не одно НО.

Если мы посмотрим на Евангелие не человеческими, а Божиими глазами, то увидим весьма стройную картину:

  • человек сам не мог вернуться к Богу — инерция греха, его притяжение были слишком сильны, поэтому Бог пришел на землю Сам и стал человеком;
  • Христос родился сверхъестественным образом — без мужа, от Девы Марии, то есть, избежал наследства первородного греха — искаженной человеческой природы;
  • так как Иисус Христос был Богом, то Он даже не мыслил о грехе, и тем более не совершил ни одного греха на деле, то есть,

в Себе Самом он исцелил падшую и поврежденную грехом человеческую природу;

  • Христос намеренно отказался от всех благ этого мира, показывая, что без Бога они не имеют никакой ценности;
  • Он проповедовал, учил и наставлял главному — отказаться от своей гордыни и эгоизма и возлюбить Бога и ближнего всем сердцем, указывая путь к настоящему счастью.
  • Наконец, прожив на этой земле тридцать снебольшим лет, Господь принял мучительную казнь для того, чтобы пройти с человеком через последний, самый страшный рубеж — смерть;
  • Но, будучи не только Человеком, но и Богом, Христос не мог умереть Своим Божеством. Вместе с человеческой душой Бог сошел в ад — место, где пребывали души всех потомков Адама и Евы, потому что вход в рай — место подлинного богообщения для них был закрыт. В ад Христос принес ту же радостную весть о том, что стена между Богом и человеком теперь разрушена.
  • И конечно же, смерть не могла удержать в своих объятиях творца Жизни — Христос Воскрес!

 «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но

имел жизнь вечную» (Ин.3:15).

Христос исцелил и преобразил человеческую природу, сделав ее в Себе Самом такой, какой задумал ее. На богословском языке есть даже специальный термин – обожение, который означает, что человеческая природа стала подобна Божественной.

Спаситель победил грех и его главное последствие – смерть, открыв людям путь к вечной и радостной жизни с Богом.

Тело Воскресшего освобождается от воздействия физических факторов этого мира, оно как бы ускользает из-под власти законов земного бытия и являет собой не только физическую, но и духовную реальность. А это означает, что в акте Воскресения разрушается средостение между физическим и духовным, между видимым и невидимым, между временным и вечным.

Прославленное тело Спасителя обладает всей полнотой бытия. В подобном теле должна была бы обитать душа каждого из нас. Но в силу своей греховности люди утратили возможность в земной жизни осуществить эту вечную Божественную цель.

Итак, Пасха – это не просто красивый весенний праздник, на который принято красить яйца и освящать куличи.Пасха – это суть христианства.

Если мы откроем Новый Завет, в частности апостольские послания и посмотрим те первые проповеди, что приведены в «Деяниях апостолов», нас ждет сюрприз: апостолы не знают никакого «учения Христа». Ни разу они не говорят «как учил нас Господь».

Важнее всего этого для них одно:

Он умер за грехи наши и воскрес из мертвых.

Пасхальные события – вот основа христианской проповеди. Христианство – не «учение», не моралистика -это рассказ о факте.

Но при этом апостолы говорят о воскресении Христовом не как о событии лишь в Его жизни, но и в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие,  потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8:11). Необычность происшедшего со Христом в том, что смерть Его и воскресение «действует в нас» (2Кор. 4:12).

С тех пор каждый христианин может сказать: самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»…

На протяжении 40 дней после Своего Воскресения Господь являлся ученикам, открывая им истины Небесного Царства, наставляя и укрепляя в вере.

Но Он не явился первосвященникам и старейшинам, Понтию Пилату и многим другим по простой и понятной причине: Бог никому не навязывает Свою любовь, Он никогда не насилует воли человека, Он тихо стучится в двери нашего сердца.

И тогда и теперь для нас вера – это некий духовный подвиг, требующий определенной самоотверженности.

Но есть в христианстве маленький секрет:

Вера является верой только в самом начале, когда человек только знакомится с Богом. Христианская жизнь преобразует веру в знание.

Христианин, который живет в общении с Богом, постоянно чувствует Его присутствие, Его заботу и защиту. Для него Бог – это не мировоззрение, не философская концепция, – это живая Личность, с Которой я общаюсь.

Так вот, во Христе Бог и человек соединились навсегда и нераздельно. На сороковой день после Своего Воскресения Господь попрощался с учениками и вознесся на Небо. С тех пор, там, в тайне Святой Троицы бьётся еще и человеческое сердце.

 Вы когда-нибудь видели икону Святой Троицы преподобного Андрея Рублева? Помните, там на престоле сидят три Ангела, символизирующие Отца, Сына  и Святого Духа?

Так вот однажды, гуляя по Третьяковской галерее, один посетитель спросил стоящего и витрины с Троицей старичка: «За этим столом три места заняты, но одно свободно, они ждут еще кого-то?».

«Это место Господь приготовил для тебя», — ответил старик.

Христос исцелил искаженную грехом человеческую природу, чтобы вернуть человеку прежнюю славу.

Но может возникнуть вполне закономерный и простой вопрос: если Христос победил смерть, то почему люди до сих пор умирают. Если он даровал нам полноту счастья, почему вокруг столько несправедливости и горя?

Ответ заключается всё в той же человеческой свободе, которую  Господь никогда не нарушает.

И теперь перед каждым человеком стоит выбор, как когда-то перед Адамом и Евой: выбрать Бога или отвернуться от Него.

Смерть, грехи и несчастья современного нам мира – это последняя дань, которую люди платят тому далекому поступку, произошедшему в первозданном раю.

Но всё это уже побеждено. Рай снова открыт.

Суть христианства заключается в том, что здесь, в этой жизни мы должны сделать этот выбор, принять правильный вектор, направленный в вечность, чтобы,  в конце концов, достигнуть цели. Христос умер вместе с нами, чтобы мы вместе с Ним могли воскреснуть.

Задача христианина в этой жизни двумя руками, всеми силами ухватиться за Христа, чтобы с Ним пройти по жизни и пережить смерть.

Как же это сделать? Ведь явно, что одной веры недостаточно, нужно изменить всю свою жизнь. А где взять для этого силы, ведь на одном энтузиазме далеко не уедешь.

Господь, конечно же, это знает. Именно поэтому он обещал, что пребудет с верующими в Него до скончания века.

Христос исцелил нашу природу. Но мы должны приобщиться этому исцелению, усвоить его себе. Для этого господь оставил нам особые средства, которые называются Таинства.

Таинства – это средства преображения человека,которые дают ему возможность измениться, стать ближе к Богу.

Первым таинством для христианина является Крещение.

Однажды Господь призвал нас из небытия в бытие. Мы родились для земной жизни. Но жизнь эта — еще не конец, не цель человеческого бытия. Бог хочет дать нам и высшую, духовную жизнь, которая и является полнотой бытия. Жизнь эта дается в Крещении.

В Крещении человек рождается для новой духовной жизни с Богом.

«Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).

Почему ставиться такое условие?

  • Потому что крещение – это, во-первых, свидетельство нашей веры в Иисуса Христа как Бога, как Спасителя мира;
  • во-вторых, – это выражение нашего желания быть с Богом, пустить Его в свою жизнь, открыть Ему дверь своего сердца;
  • и, наконец, в-третьих, (это, наверное, самое главное) в Крещении Господь прощает человеку все грехи и их страшные последствия, обновляет и дает благодатные силы жить так, как задумал о человеке Бог, жить счастливо.

Но обновиться и войти в новую жизнь – это только начало. Надо как-то жить дальше.

Крещение смывает грехи, но душа наша как бы по инерции, по привычке продолжает еще долгое время жить старыми эгоистическими и самолюбивыми пороками. И душа и тело требуют некой реабилитации, преображения.

Для этого Господь Иисус Христос дает нам возможность стать причастниками Его прославленной, преображенной человеческой природы. Это Таинство так и называется – Причащение, или Приобщение Тела и Крови Христовых.

Причащение можно сравнить с переливанием крови.

В наши ветхие, поврежденные грехом жилы, Господь вливает Свою Кровь, а наше тело соединяется с Его Богочеловеческим Телом, чтобы мы стали Христу братьями и сестрами, а вместе с Ним – чадами Небесного Отца.

Часто христианство сводят к набору каких-то нравственных правил: «Я не убиваю, не краду, не пью, не курю – чего ещё от меня требовать. В Бога верю: он у меня в душе», — то и дело слышится голос нашего современника.

Но христианство не сводится только к нравственности.

Нравственная жизнь – это только следствие, но еще не всё.

Христианином человека делает Причащение Тела и Крови Христовых.

Таинство Причащения, или как его еще называют, Евхаристия (в пер. с греч.‘благодарение’) совершается только в Церкви.

Многие склонны обвинять Церковь в том, что она присвоила себе право совершать какие-то обряды, что лишает человека свободы отношений с Богом. «Почему попы нам указывают, как молиться и как жить?» — слышится голос другого нашего современника.

Но если мы поймем, что такое Церковь, то многие вопросы отпадут.

Если для Бога Троицы основополагающим законом бытия является любовь, если Он этот мир создал так, что счастье в нем можно обрести, живя только по закону «МЫ», а не «Я», то логично предположить, что и царство Божие – это не собрание отдельно взятых личностей, у каждого из которых свое личное спасение.

Царство Божие – это не Я и Бог, а Мы и Бог.

Начало этого Царства должно быть положено уже здесь в земной жизни.

Если бы христианство обещало блаженство только за гробом, где-то там, в заоблачном будущем, то какой бы страшной религией оно было!

Царство Божие начинается здесь и сейчас. И еще один радостный секрет христианства заключается в том, чторадость жизни с Богом, кусочек рая, мы вкушаем уже здесь, в этой жизни.

Так вот, не мог же Христос, Который провозглашал в качестве главных заповеди о любви к Богу и ближним, допустить, чтобы Его ученики и все верующие в Него жили каждый сам по себе, ища какого-то индивидуального спасения.

Нет!  Более того, он устанавливает между верующими особые связи, которые даже выше кровного человеческого родства.

Эта связь – быть единокровным с Самим Христом. Быть частью Единого организма, который называется Церковь.

Скажите, с чем у вас ассоциируется слово «Церковь?»

Для кого-то – это особое здание с куполом и крестом. Для другого – батюшки в красивых облачениях.

Так вот, Церковь  — это Тело Христово, это все мы.

Изначально это были ближайшие ученики Христовы, которых называют апостолы. Они проповедовали Евангелие по всему миру и организовывали общины, каждая из которых была полноценной Церковью по слову Самого Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Но все они составляли Единую Церковь, которую так и называют Вселенской, потому что в ней объединены христиане всего мира.

С самого начала, как только появлялись эти общины, встал вопрос об иерархии, как и в любом человеческом обществе. Ведь если в общине каждый будет молиться по своему, то получится хаос, а не богослужение.

Поэтому в Церкви существует понятие предстоятельства.

То есть в общине выбирается человек, который будет молиться от лица всего собрания. Изначально это были апостолы, их приемников стали называть епископами и священниками.

В то же время предстоятельство – это не должность или заслуга. Это особое служение. Поэтому Господь дал этим людям особые дары. Например, «Иисус сказал ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся»» (Иоанн 20,23).

Дары предстоятельства – совершать Таинства, руководить церковным народом, в каких-то вопросах управлять и сохранять определенную структуру, без которой невозможно земное бытие Церкви.

Собственно, поэтому кажется весьма странным выражение: зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе? Зачем нужны обряды и службы? Посты и правила? Ответ на все эти вопросы очень прост:

за свою историю Церковь осознала и испробовала на практике путь ко спасению.

 Этот путь – жизнь с Богом, причастность Ему, который возможен только в Таинствах, только в соблюдении тех законов бытия, которые в нас вложил Творец.

Не может человек дома один совершить Евхаристию, не может сам себе простить грехи, не может стать частью Тела Христова, если он находится вне Церкви.

Если палец отрезать от руки, то он умрет, потому что в него не поступает кровь.

Если человек отрезан от Церкви, то и он лишен этого благодатного питания Кровью Христовой.

Но Церковь имеет ещё и двухтысячелетнюю историю. За это время сформировался определенный уклад ее жизни, который дошел до наших дней. Он включает в себя отголоски античной культуры, пышность византийских церемоний, а также определенные традиции, обусловленные конкретной местностью и народом, например, церковнославянский язык.

Следует понимать, что в Церкви есть внешние формы: храмы, иконы, пение, язык… Всё это имеет одну цель — помочь человеку сосредоточиться на духовном мире, устремить свой взор к Богу. Но внешнее есть внешнее. Церковная жизнь никогда не ограничивала себя рамками обряда, потому что главное, что она имеет — это сокровенная внутренняя жизнь.

В Церкви явным образом присутствует и действует Сам Христос.

Но здесь важно коснуться и еще одного аспекта. Мы с Вами поговорили о Боге Отце, в  еще большей мере о Боге Сыне, но совсем обделили вниманием Бога Святого Духа.

Может сложиться впечатление, что Он непричастен жизни мира. Но это не так.

Можно кратко сказать, что Бог Отец творит этот мир, Сын Божий спасает, а

Святой Дух созидает, то есть доводит до совершенства.

Через 10 днейпосле Вознесения Господня третье Лицо Святой Троицы явно явилось в этот мир. На апостолов и всех верующих во Христа сошел Святой Дух.

Он дал людям особую энергию, которую принято называть благодатью. Она помогает верующему человеку соединиться с Богом, понять основные истины христианства, а также вести духовную жизнь.

Сошествие Святого Духа было, по сути, днем рождения Церкви Христовой.

Кучка неграмотных рыбаков, которые даже читать не умели, и до сих пор не могли поверить в Воскресение Христово, потому что думали, что им явился дух, вдруг стали проповедниками Слова Божия. Господь дал им дар говорить на разных языках, истолковывать ветхозаветные пророчества, совершать чудеса.

Страшно сказать, двенадцать человек, в конце концов, обратили ко Христу почти всю Римскую Империю. Потом она еще три века безуспешно сопротивлялась Богу, пока в IVвеке окончательно не обратилась в христианство.

Итак, Дух Святой участвует как в жизни Церкви в целом, так и в жизни отдельно взятого христианина.

В Таинстве Миропомазания, которое совершается сразу за Крещением, священник помазывает человека освященным маслом, произнося: «Печать дара Духа Святого».

Можно сказать, что

Миропомазание – это личная Пятидесятница для каждого христианина.

Именно благодаря этому дару в человеке открывается особая способность к вере, к личным отношениям с Богом. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 1,23), говорит апостол Павел.

Дар Святого Духа – это способность чувствовать Бога, знать Его, и вместе с Ним иди по жизни к вечности.

Кому-то Господь дает особые дары. Это нужно для функционирования церковного организма, где каждый из нас является органом, у каждого свое служение.

Надо сказать, что в Церкви есть разные служения. Но это вещи внешние. И у Патриарха и у бабушки-уборщицы совершенно одинаковые возможности стать святыми.

Хоть у нас и серьезная тема, позволю себе маленький церковный анекдот по нашей теме, о служениях. В одном городе умерли священник и водитель автобуса. И как ни странно, священник попал в ад, а водитель автобуса, который нередко возил людей слегка подвыпившим, — в рай. Священник, видя вопиющую несправедливость, спросил, почему так получилось. И услышал ответ: «Потому что, когда ты произносил проповеди, все спали, а когда он вез пассажиров, все очень усердно молились!»

Бог создал нас разными во все отношениях, чтобы мы друг в друге нуждались, чтобы в этом проявлялся закон любви, закон МЫ.

Эту закономерность мы видим и в мире вообще, и уж тем более, в Церкви – мире, который стремится к совершенству, к Богу.

Часто люди не понимают, а что же делает человека христианином. Как бы Вы ответили на этот вопрос?

Нередко христианство сводят к набору моральных правил. И человека высоконравственного могут отнести к разряду верующих.

Для других христианство – это церковность: исполнение обрядов и правил, участие в таинствах, соблюдение постов…

В обоих случаях ответы верные, но не полные.

Христианство нельзя свести только к исполнению заповедей, но ошибка и в том, чтобы считать церковность полноценной жизнью с Богом. Не секрет ведь, что можно выполнить все обряды и предписания Церкви, а к Богу ближе не стать, если всё это – только внешние действия.

И не секрет, что часто люди нецерковные бывают чище и светлее, радостнее и добрее своих «верующих» братьев.

А секрет в том, что христианство – это просто сама жизнь со Христом.

Мы постоянно просим у Бога каких-то мелочей: чтобы здоровья прибавилось, зарплату повысили, экзамены сдать. Это всё, конечно, важно и нужно просить, если чувствуем нужду. Но нельзя забывать: самое главное, что Бог может нам дать – этоСамого Себя.Если Бог с нами, то никакие перипетии жизни не страшны.

Поэтому человека делает христианином стремление к Богу, вектор жизни, направленный к Нему.

Учитывая всё вышесказанное, становится понятным, что без Церкви такая направленность продержится недельку-месяц и потухнет.

Через Церковь Господь дает нам благодатные силы для жизни с Богом.

* Прежде всего, это соединение со Христом в Евхаристии, причащении Тела и Крови Господних. Это самое важное средство христианской жизни. Поэтому и прибегать к нему нужно как можно чаще. Минимум – раз в месяц, а желательно и чаще.

Причастие соединяет с Богом. Но сложно человеку переключиться на духовный мир после суеты будней. Поэтому существует небольшая подготовка к этому Таинству, которая помогает настроиться на нужный лад. Она состоит в чтении Последованияко святому Причащению (его можно найти в любом молитвослове) и Исповеди.

Младенцев до семи лет можно причащать на каждой службе без подготовки, хоть каждый день. Очень скоро Вы заметите, что малыш стал спокойнее, меньше болеет, чувствует храм и молитву. Это следствие благодатного воздействия Причастия на душу.

Но важно, чтобы и родители старались жить по-христиански, иначе ребенку придется пребывать в двух мирах: то в Церкви с Богом, то дома с родителями, которые о Боге и не вспоминают. Это ни к чему хорошему не приведет.

* Но в храм нужно ходить и не только, когда мы хотим причаститься. Церковная молитва питает душу, сама обстановка церкви способствует умиротворению. Поэтому посещение богослужений–это неотъемлемая часть христианской жизни. Есть хорошее правило: каждое воскресенье посещать Божественную Литургию (конечно, по мере возможности).

Сложно решиться отдать часть выходного Богу. Но вот увидите, Господь потом устроить и все внешние дела, так что человек ничего не теряет. А уж тем более устроит и духовную жизнь.

* Однако нельзя быть христианином только раз в неделю. О Боге нужно помнить всегда. Тогда Он входит в Нашу жизнь и преображает ее.Этому помогает личная молитва.

Молитва – это обращение верующей души к Богу. Молиться можно в любом месте, в любое время, в любом положении (в храме, дома перед иконой или занимаясь повседневными делами; по пути на работу… в общем, всегда и везде).

Самая важная молитва – это сказать Господу то, что лежит на сердце, просить того, что нужно в данный момент.

Но бывает, что сердце молчит. Бывает так, что душа настолько далека от Бога, что не может сказать ни слова. И тогда на помощь приходят молитвы, составленные святыми людьми. Они – о самом главном в жизни – о спасении. Эти молитвы, как камертон, настраивают душу, направляя ее к Богу. Они находятся в молитвослове.

Есть молитвы, которые легко запомнить и повторять как можно чаще:

Господи Иисусе Христе, помилуй меня

 Пресвятая Богородице, спаси нас

 Святый Ангеле, хранителю мой, моли Бога о мне

 Святый (имя), моли Бога о мне

Молитва Иисусова — Господи Иисусе Христе, помилуй мя – имеет огромную силу, потому что нет в мире иного имени, которым люди могут спастись, кроме Христа Спасителя. Это очень простая, но очень глубокая молитва, которая заключает в нескольких словах самую суть христианства.Поэтому молитву Иисусову нужно повторять как можно чаще.

Молитва – это и крестное знамение, и поклон, и вообще воспоминание о Боге.

* Еще один момент христианской жизни – это чтение духовной литературы.

Прежде всего, Евангелия, как книги, написанной свидетелями земной жизни Христа.

Многие люди достигли святости, достигли настоящего счастья. Некоторые из них оставили нам книги, в которых описали свой путь к Богу. Чтение духовной литературы, во-первых, дает нам правильное представление о Боге и духовной жизни, а во-вторых, зажигает огонёк веры, пробуждает желание быть с Богом.

* И, наконец, важно реализовывать себя как христианин в общении с ближними. Добрые дела ижизнь по совести –это то, без чего христианина сложно представить.

Часто мы не довольны своим окружением: начиная от членов семьи, коллег по работе… и, заканчивая власть предержащими и политиками.

Но, как ни пытаемся изменить окружающий мир, всё остаётся по-прежнему. Просто мы не с того начинаем.

«Сотвори мир в душе твоей, и вокруг тебя спасутся тысячи»,— говорит великий русский святой Серафим Саровский.

Только изменив свою душу, направив ее к Богу, можно преобразить всё вокруг.

Зло не победить злом. Иначе бы Христос пришел как диктатор и тиран. Зло можно победить только любовью.

Жизнь христианина – это исправление своей падшей природы с помощью Божией. Это исцеление от тяжких недугов души и тела – страстей.

Дело в том, что Господь вложил в человека некие потребности: есть и пить, спать, размножаться. Эти потребности сами по себе безгрешны. Но наша гордыня и эгоизм используют их как свои орудия. Эти потребности превратились в тиранов. Человек уже не ест, чтобы жить, а живет, чтобы есть. Это же относится к накопительству, гневу, блуду…

Не зря поэтомуЦерковь называют лечебницей, больницей, в которой человек мало-помалу приходит в себя.

Важно принять нужный вектор, направление своего движения к Богу, а что не успеем здесь, Господь восполнит в жизни будущей.

Мы с Вами подошли к последнему вопросу нашей сегодняшней беседы. Вопросу сложному и загадочному.

«Смерти нет – это всем известно.

Повторять это стало пресно.

А что есть – пусть расскажут мне…»

— вопрошала когда-то Анна Ахматова.

Уже то, что смерть кажется человеку чем-то противоестественным, страшным, не есть ли доказательство бессмертной души, которая знает, что живет вечно?

Представления о загробной жизни есть у каждого. Что-то там есть… Но что это?  Чаще всего наши представления сводятся к пониманию воздаяния от Бога: праведники пойдут в рай, а из грешников в аду будут вечно жарить шашлык…

Я же приведу лишь несколько простых и понятных размышлений, основанных на учении Церкви.

Господь обещал, что Он придет на землю во второй раз. Если Первый раз Он приходил как раб, чтобы послужить людям, то во Второе пришествие Он спросит, а как люди отреагировали на этот зов, на эту жертву, на любовь Божию?

Интересно, что для современного человека Второе пришествие Христово – это какая-то катастрофа, ужас и мрак, конец света…

Для древних христиан всё было с точностью наоборот: «Приди, Господи Иисусе!» — восклицали верующие на литургических собраниях. Это была жажда встречи с Богом, жажда освобождения от уз греха.

Но, как бы то ни было, факт всеобщего воскресения из мертвых при Втором пришествии Христовом – это один из основополагающих догматов христианства.

Наше тело и душа вновь соединятся. Соединятся так, что уже ничто и никогда не сможет их разлучить.

Вселенная, поврежденная человеческим грехом и отступлением от Бога также обновиться. И «будет Бог всё во всём» (1 Кор. 15, 28).

Итак, Второе пришествие Христово – это встреча каждого человека с Богом лицом к Лицу.

Собственно говоря, главный вопрос нашей жизни и заключается в том, какой будет эта встреча.

 

Притча о солнце.

Представим двух людей. Один из них живет в жаркой стране. Он наслаждается солнцем, растит под ним свой огородик, загорает и веселится…

Но есть на свете и другой горемыка, который по каким-то обстоятельствам всю жизнь провел в тёмном подвале и о солнце даже не слышал. Что будет, если он когда-нибудь выйдет из своего заключения на свет Божий?

Глаза, привыкшие к тьме, ослепнут, кожа обгорит, покроется волдырями…

Одно и то же солнце, но одному человеку оно приносит радость бытия, а другому – страдания.

Итак, проблема не в Солнце, а в нашем отношении к Нему.

Царство небесное – это пир, праздник, полнота счастья и жизни. Но для человека, который этого хочет. В рай нельзя поместить насильно.

Многие преступники, зеки, уже не способны жить обычной жизнью. Они совершают повторные преступления, чтобы попасть за решётку, потому что там им хорошо. Для нас с вами это кажется безумием, а для них – норма жизни.

Если человек не познакомится с Богом в этой жизни, то после смерти и всеобщего воскресения, встретившись с Его любовью, он вряд ли испытает радость. Проблема в том, что человек не сможет ответить на нее взаимностью.

Он встретится с Тем, от Кого бегал и скрывался всю свою жизнь…

И, напротив, человек, который всегда стремился к Богу, наконец, встретит своего Возлюбленного Отца.

«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19), — сказал когда-то Господь Израилю. Но слова эти актуальны и для каждого из нас. Все в наших руках.

 

Я хотел бы завершить нашу беседу маленькой притчей. О вере.

 Один человек шел по дороге и сорвался в глубокий овраг. Каким-то чудом он успел схватиться за ветку кустарника, но и та вот-вот могла оторваться.

Как всегда в таких ситуациях, человек вспомнил о Боге: «Господи, помоги, погибаю!» «А веришь ли ты в Меня?» — как гром раздалось над головой. «Конечно, верю! Только спаси меня!»

«Так вот, если ты действительно веришь в Меня, то отпусти эту ветку… и Я спасу тебя».

Итак, в этой не очень короткой беседе я попытался дать Вам небольшое, весьма поверхностное представление о Православии. Но задача человека, решившего связать свою жизнь со Христом — постоянно учиться. Учиться жить по новому, как говорили раньше «по Божьему». Для этого есть множество литературы, фильмов, интернет-сайтов. Есть священники и верующие люди, у которых можно спросить совета. Но самый главный наш Учитель — это Сам Господь. Только через общение с Ним, через Таинства и молитву, через доверие Богу, мы можем стать такими, какими нас задумал Бог — счастливыми.

Поэтому, надеюсь, на то, что Ваше общение с Богом не прервется только начавшись, но станет крепким и постоянным, и тогда, будьте уверены, Вы увидите в своей жизни настоящие чудеса и радость. которую ничто не отнимет.

Благодарю Вас за внимание!

 

Заключение.

В этой маленькой беседе я попытался рассказать о самом главном просто и понятно. Но ещё раз повторюсь, многое зависит от того, кто сидит перед нами. А еще больше зависит от нас самих. Можно всё разложить по полочкам, ответить на все вопросы, но человек от этого не станет верующим, если не увидит огонёк веры в твоих глазах.

Никогда не забуду один случай такой беседы. Моя школьная учительница решила принять Крещение. Пройдя через многие колебания и горнило сомнений, страхи и неуверенность, она всё же решилась поговорить о Боге и вере, предупредив, что у нее очень много вопросов.

Мы встретились. Вопросов было действительно много. Не сложных, большей частью бытовых, хотя были и философские и злободневные, всякие… По мере сил я на все ответил, но заметил, что всю беседу учительница очень пристально смотрела мне в глаза.

И вот она решилась: «Отец Александр, если честно, все эти вопросы меня не очень волнуют. Но скажи мне честно, я никому не расскажу: ТЫ САМ В ЭТО ВЕРИШЬ?»

Мой ответ, который был совершенно честным, стал ключевым моментом в принятии решения о Крещении. Это была моя первая крестница.

 

P.S.

Я глубоко убежден, что мы ответственны за всех, с кем когда-либо беседовали о Боге.

Во-первых – это молитва за них.

Во-вторых, что самое сложное и страшное, хорошо бы продолжить общение.

Это трудно, чаще всего неблагодарно. Но если это будет, то ниточка связи с Церковью непотеряется, даже если человек сразу не воцерковится.

 

Мы знаем их телефоны, знаем дни именин. Не так уж сложно позвонить и поздравить этих людей или их малышей три раза в год: на именины, Рождество и Пасху. А может, к этому времени назреют вопросы, а может, они лишний раз вспомнят о Боге…

Понятно, что всё это требует сил и времени, но что может быть важнее, чем пролить в еще одну человеческую душу хоть маленький лучик Истины?!

 

Интересующимся Православной верой можно рекомендовать сайты:

missionary.suсайт «Незнакомое православие»

azbyka.ru«Азбука веры» — о главном

pravoslavie.ru — «Православие.ру» о вере и современности

pravbiblioteka.ruбиблиотека, аудио