протоиерей Вадим Маркин, настоятель Троицкой церкви г. Коломна (Щурово), духовник НОУ СОШ «Православная гимназия» и НУСО «Детский социальный центр»
Введение
В наше время особенно стремительно меняется внешний мир: новые технологии сменяются новейшими, то о чем некогда читали в фантастической литературе, становится явью в нашем быту. В этом, стремительно меняющемся в техническом пространстве времени, бывает достаточно сложно сориентироваться: с одной стороны, странно было бы не использовать те или иные достижения технического прогресса для осуществления главных задач жизни; с другой стороны, увлечения всеми разветвлениями достижений технического гения может легко уводить человека от главного в его жизни – дела спасения. Одним из таких технических изобретений в сфере коммуникаций являются появившиеся в последнее время социальные сети. Можно смело утверждать, что на сегодняшний день они, в определенном смысле слова, захватили мир. Вот несколько фактов: в социальных сетях в России зарегистрировано 82% пользователей интернета (в 2010 г 52%). Типичный пользователь — человек в возрасте 18-24 лет (96%), обеспеченный (87%), проживающий в Москве и Санкт-Петербурге (94%).
Социальная сеть facebook в 2012 году насчитывает более 1 млрд. человек по всему миру. На 1 февраля 2012 г. Россия занимает 20 место по количеству пользователей в twitter и 7-е место по активности.
У социальных сетей сегодня две функции: во-первых, это мощное средство общения, а значит и возможность проповеди; во-вторых, это новое средство СМИ и в этой роли социальные сети стремительно набирают свое значение. Эти две роли социальных сетей мы внимательно должны разобрать.
Социальная сеть как средство общения и проповеди
Сегодня отношение Церкви к интернету стало сбалансированным и спокойным. Большинство храмов имеют свои web-странички, используется электронная почта, и прихожане, и священники используют интернет как источник информации. Социальные сети, родившиеся в интернете, имеют более позднее происхождение, чем web-странички и электронная почта, поэтому, как к явлению новому, отношение к ним остается более настороженным. Прообразом социальных сетей были многочисленные форумы, создаваемые на сайтах, думаю, что постепенно эти формы будут уходить из нашей жизни из-за все большего разрастания возможностей социальных сетей. Из этих многочисленных форумов и родилось новое явление в наших коммуникациях – социальные сети: facebook, twitter, в контакте, google+ и др.
Социальные сети критикуют часто за излишнюю агрессивность, использование ненормативной лексики, одним словом, одна из главных претензий, которые предъявляют критики социальных сетей, состоит в том, что люди в интернете ведут себя часто не так как в жизни, без ряда сдерживающих факторов. Надо понимать, что этот огромный минус имеет и свои положительные моменты. Поведением человека управляет целый ряд социальных установок и условностей. В интернет-пространстве некоторые из этих установок и условностей уже не работают так явственно, как в обычном пространстве. А это значит, что человек перед нами предстает таким, какой он есть в большей мере. Может быть, картинка эта непригляднее, но много ближе к реальной, к той, которой хотелось бы нам видеть. Как это ни странно звучит, в таком положении человек может быть даже более восприимчив к слову, информации и проповеди.
Все основные параметры проповеди, конечно, остаются и в интернет-пространстве, но вместе с тем кое-что, конечно, меняется. Можно сказать, что сегодня рождается новый язык ассоциаций, система образов, меняются светские идеалы, все это необходимо учитывать и в нашей лексике, и в нашей манере подачи, когда мы проповедуем в социальных сетях. Мы сталкиваемся с необходимостью вводить новую систему базовых установок по взаимодействию с обществом, и прежде всего с интернет-сообществом. Это трудно, и в этом кроется главная причина, почему большинству из нас легче не принимать социальные сети, нежели работать в них.
Сегодня Церковь пришла в социальную сеть. Совсем недавно появился аккаунт в facebook у Патриарха Кирилла. Это не личная страница главы Русской Православной Церкви, это один из официальных информационных ресурсов Московского Патриархата, который поддерживается Синодальным информационным отделом. Страничка Патриарха Кирилла обновляется ежедневно. В день, когда страничка открылась в facebook, к вечеру у него было 700 подписчиков, и их число с каждым часом росло. И это не единственный опыт присутствия Русской Православной Церкви в социальных сетях. В facebook есть отдельный аккаунт пресс-службы Патриарха, есть страница в Живом Журнале, есть собственный аккаунт на видео-сервисе YouTube.
Пока мы смотрим и размышляем о нашем присутствии в социальных сетях, в этих сетях находится практически вся молодежь. Опубликованы исследования о том, что среднестатистический россиянин имеет более трех открытых аккаунтов. Количество участников социальных сетей в сотни раз превышает количество людей приходящих в храм, поэтому сегодня полностью не правильно и не грамотно продолжать спор о необходимости нашего присутствия в социальных сетях. Другое дело, мы должны обсуждать механизмы нашего присутствия в социальных сетях, этику и пр.
Есть формальные методы поддержки информационного поля: пресс-релизы, телеобращения, интервью. Это все важно иметь и сохранить, но наши оппоненты борются с нами неформальными методами. Наши оппоненты используют продвижение в блогосфере и социальных сетях. Можно поставить под сомнение, что в той части общества, которая действует вне традиций, возможно чего-то существенного достичь, пользуясь традиционными методами. «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» [1 Кор.9:20].
Надо сегодня сказать прямо, что в блогосфере и социальных сетях выглядим мы не так внушительно, как на церковной кафедре и амвоне. Сплошь и рядом в интернете примеры, когда на одно взвешенное и трезвое размышление о Церкви мы видим обрушение доводов, перевернутых фактов, пусть с нарушением логики, но очень импульсивных и ярких. Причем для тех, кто знает и понимает, совершенно ясно, что этот антицерковный всплеск четко спланирован и управляем. Скажем просто: репутацию, позицию и проповедь Русской Православной Церкви сегодня нужно поддерживать и укреплять самыми современными методами. Иначе, как сказано в одном из размышлений в интернете: «нас просто загрызут».
Молодежь, которая сегодня общается в социальных сетях, очень быстро подрастет, и она будет управлять страной, диктовать правила жизни. Присутствуя в социальных сетях Церковь (мы с вами) могла бы внести огромный вклад в развитие общества, в воспитание нашего подрастающего поколения. Но нам нужно уметь говорить с людьми на их языке, только тогда мы станем интересными и необходимыми.
Социальная сеть как СМИ
В истории развития социальных сетей сегодня наступил очень важный момент, который мы с вами ни в коем случае не должны пропустить: социальная сеть стала не только средством мощного, откровенного общения, но и стала мощнейшим, качественно и принципиально новым средством массовой информации.
В чем новизна и мощь социальных сетей как средств массовой информации, пояснить достаточно легко. В любом событии участвуют конкретные люди, и когда непосредственные участники события рассказывают о нем, причем рассказывают в режиме онлайн, то есть тут же, такое освещение событий открывает нам новые горизонты с точки зрения подачи информации. Если о проходящем событии у нас есть возможность узнать одновременно от нескольких человек, то мы видим происходящее в объеме, с разных точек зрения. Мы получаем доступ к малейшим, но, порой, очень важным деталям.
Объяснить же, что социальная сеть — это еще и качественно другой вид средства массовой информации значительно труднее. Как работает классическое СМИ, в том числе и церковное? Корреспондент становится участником определенного события, он слушает, смотрит, собирает информацию, потом корреспондент пишет статью, т. е. обобщает полученную информацию, различными способами старается донести до нас свои мысли и выводы. Эту статью рассмотрит редактор. Дает важные указания, может быть, какая-то мысль будет недостаточно ярко выражена, а какие-то мысли могут оказаться лишними для конкретной статьи и конкретного издания. Потом этот материал будет долго печататься, доставляться подписчикам и в торговую сеть. Читатель будет читать статью и, конечно, понимать, что каждое конкретное издание будет доносить до него свою точку зрения, свой ракурс и видение данного события. Так, оппоненты Церкви в своих статьях подчеркнули бы худшие стороны происходящего в церковном мероприятии, гипертрофировали бы те или иные его недостатки. Так живет любое классическое СМИ.
Какие возможности нам предоставляет социальная сеть? Предположим, прямо с мероприятия онлайн идет поток сообщений в twitter. Если это официальный аккаунт, например, миссионерского отдела или, например, правящего Архиерея, то это мог бы быть поток из целого ряда коротких сообщений. У подписчиков в twitter была бы прямая возможность соучастия в мероприятии: каждый мог бы прямо сейчас получать основные тезисы и утверждения, или более того – выражать свое мнение или задавать вопросы. Если к этому мысленно прибавить возможность видеть twitter-сообщения простых участников мероприятия, то можно было бы видеть не только официально выверенную позицию, но и некоторую окраску происходящего, размышление о происходящем. Таких возможностей нет ни у одного из классических СМИ – ни светских, ни духовных. Эти возможности открывают качественно другое поле для деятельности.
Конечно, мы должны понимать все недостатки этого качественного другого СМИ. Первый и главный недостаток налицо: если каждый может говорить все что он хочет, то есть реальная опасность погрузиться в информационный хаос, запутаться в приоритетах. Если говорить о наших церковных изданиях – даже в главной цели – спасении души в жизнь вечную. Недостатком можно считать и возможность различных выпадов против нас, некоторые из которых можно просто назвать неадекватными, конечно, это малоприятно. Если кто-то специально православную газету топчет ногами, разрисовывает и тому подобное, то мы, как правило, это не видим. В социальной сети это все будет на наших глазах. Я думаю, что эти недостатки не должны нас страшить. Наша задача состоит в том, чтобы выступать слаженным и единым фронтом, если выразиться светским языком, иметь общие подходы в освещении событий и подаче информации.
Мы боимся этих новых форм средств массовой информации, потому что они ставят нас в совершенно непривычное положение. С 90-х годов прошлого века мы привыкли, что нашу церковную деятельность люди воспринимали с одобрением: восстанавливались из руин храмы, люди массово принимали крещение. Сегодня все не так. Кто-то смотрит, на каких машинах священники передвигаются, какие часы на наших руках, какой недвижимостью располагаем, что и где едим, как и где отдыхаем. Священники могут ездить на спортивных машинах, а люди находятся в вечном поиске над чем посмеяться и что бы покритиковать. Появился целый ряд спланированных акций против Церкви. Уже невозможен с нашей стороны менторский монолог, он уже никем не будет услышан, а необходим диалог, причем, как правило, острый.
Различные деструктивные силы, некоторые специально, некоторые не осознавая того, что делают, критикуя Церковь со всех сторон, извращая различные моменты и явления внутри церковной жизни, делают это сегодня достаточно мощно, в том числе, и прежде всего через современные каналы информации. И порой, создается ощущение, что мы, имея сотни открытых социальных учреждений таких как: православные гимназии, приюты, благотворительные столовые и пр., ведя, без всякого преувеличения, огромную работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, тратя огромные средства на служение ближнему, выглядим так, как будто нам нечего ответить. Наши церковные издания читают церковные люди. Можно легко провести простейшие исследования, чтобы понять, кто нас смотрит и читает, и какой это процент от общего числа живущих и размышляющих людей.
Организация на приходе ведения социальных сетей
Теперь расскажем, как организуется работа социальных сетей на приходе, – обсудим основополагающие вещи. Прежде всего, необходимо открыть странички в социальных сетях сотрудникам с ведущими должностями на приходе, священникам, а также создать отдельные странички храма и отдельных организаций, если они есть при храме. Необходимо выстроить целую систему управления информационными потоками. С одной стороны, не нужно включать жесткое редактирование, так через него уберется весь дух быстрых и искренних сообщений из социальных сетей. С другой стороны, конечно, должны быть выработаны правила по которым каждый действует в своем аккаунте. Начинать нужно с малого, сначала подписаться друг на друга для того, чтобы каждый мог видеть всю исходящую информацию из этого общего пула. За ведение общественных акаунтов должны отвечать конкретные люди, адекватные и умеющие конкретно и четко освещать события. Очень важно не застрять, не остаться на этом уровне, необходимо выстроить и расширять свой круг читателей – это целый процесс. Необходимо постоянно повышать уровень подготовки тех, кто пишет в социальных сетях, здесь нужно понимать, что выпущенное слово назад уже вернуть невозможно, поэтому нужно быть готовым к определенным накладкам. Одна из самых распространенных ошибок – это когда сообщения в социальных сетях остаются на уровни краткой официальной информации. То есть, в новых средствах массовой информации мы применяем старую психологию. Очень важно здесь суметь перейти на другой импульсный уровень. Для читателей интересен рассказ от первого лица, интересно читать о событии изнутри события. Не потом, когда оно произошло и все оценено и взвешено, а в момент, когда оно происходит – это дает ощущение соучастия и сопереживания.
Для того чтобы ведение отдельных акаунтов «не разваливалось», а представляло собой общий редакционный центр, который ведет сообщения соц. сетей, дает общие указания, подсказывает, нужно обязательно обсуждать уже размещенный материал, чтобы учиться точнее и лучше выражать мысли и представлять ту или иную информацию.
Социальная сеть интересна тем, что она позволяет не односторонне располагать информацией, а организовывать диалог сразу большого количества участников. Очень важно запустить этот диалог, направить его в правильное русло. Сначала этот диалог нужно устроить внутри системы: пусть это будет наш разговор друг с другом и потом, по мере нашей готовности, этот диалог может иметь распространение и на других людей. Включение других людей в соц. сеть тоже может быть управляемым – можно разместить объявление для прихожан со страничками соц. сетей, обратиться к нескольким известным людям поддержать странички в социальных сетях, оживить. Таким образом будет увеличиваться число участников разговора и, соответственно, увеличиваться рычаг распространения информации.
Заключение
Основные проблемы в организации работы в соц. сетях и использования их как новых средств массовой информации, конечно, в нашей голове. Где-то происходит техническая боязнь нового, где-то гипертрофируется опасность и рождается боязнь. Очень трудно понять устоявшиеся традиционные нормы в головах наших писателей, корреспондентах: писателю в социальной сети намного проще написать дежурную фразу типа «сегодня в нашем приюте состоялся благотворительный концерт по сбору финансов на устройство детских лагерей», чем искренне размещать свои мысли и чувства, и эмоции находясь на этом концерте. Важно наладить диалог, чтобы поступающие вопросы имели ответы. В этом направлении нужна большая и планомерная работа.
Итак, сегодня в наше бурно изменяющееся время, оставаясь на традиционных позициях и неся всю ответственность за сохранение традиций, мы должны понимать, что на наших глазах происходит, или сказать точнее, произошло рождение принципиально новых тенденций в распространении информации. Мы должны это осознать и действовать. От новых систем распространения информации мы должны не отмахиваться, не закрываться, а смело по-другому строить систему работы СМИ. Для того чтобы быть конкурентоспособными в серьезной битве между правдой и ложью.