Главная > Вестник Миссионерского отдела > Опыт современной общинно-приходской миссии в США. Олег Воскресенский

Опыт современной общинно-приходской миссии в США. Олег Воскресенский

12 декабря 2015

Олег Воскресенский, магистр богословия, кандидат педагогических наук, преподаватель Белгородской православной духовной семинарии

Последние два десятилетия в жизни американского православия были отмечены не только количественным ростом прихожан в большинстве церквей, но и своеобразными качественными изменениями в составе приходов и общин.

Впрочем, стоит сразу оговориться, что Америка, при её экономи­ческой гомогенности, весьма разнообразна в своём социальном, этническом, культурном и духовном обличии по мере продви­жения от побережья к побережью и от границы с Канадой к Мексикан­скому заливу.Не случайно белоголовый орёл на американском гербе держит в своём клюве ленту с надписью «E Pluribus Unum», т.е.«едины в многообразии», и в церковной жизни страны можно отметить это разнообразие проявляющимся, в частности, в подчас прямо противо­положных по характеру явлениях и тенденциях в различных её шта­тах и территориях.Вместе с тем, в статистических отчётах и анализах с начала-середины 80-х годов прослеживалась устойчивая тенденция роста православных церквей во всей стране, заметно опережавшая по­казатели всех без исключения других христианских конфессий и де­номинаций.Кажется, только самые последние два-три года «пальма первенства» по темпам роста была перехвачена пятидесятническими течениями, что, впрочем, можно легко объяснить неиссякаемым при­током иммигрантов из Латинской Америки, где «пожар пятидесятничества» охватывает одну страну за другой как раз в эти последние не­сколько лет, преобразуя традиционно католические страны и народы в этом новом духовном движении.Понятно при этом, что правосла­вие в США, уступив первенство, вовсе не замедлило тенденции своего численного роста, и православные приходы продолжают расти и мно­житься.И, конечно, эти темпы роста ещё не означают количественно­го доминирования православия в духовном облике страны – согласно недавним данным Центра изучения религии Хартфордской семина­рии (www.hirr.hartsem.edu), православные верующие составляют лишь 0,6% от общего числа христиан страны.Причём эта цифра в разных го­родах и штатах очень по-разному распределяется между несколькими православными юрисдикциями: американской (OCA), русской (бывш.ROCOR), сербской, румынской, греческой, украинской и т.д.

Общей для большинства из них, вместе с тем, является, как уже было отмечено, тенденция к численному росту, причём главным об­разом не за счёт притока новых иммигрантов из традиционно право­славных стран и не за счёт прихода к вере благодаря миссионерским усилиям этих церквей новых людей из числа так называемых «неверу­ющих» (т.е., по сути, язычников, боготворящих тварный мир, природу, материю и т.д.), а за счёт перехода в православие христиан других, пре­имущественно протестантских конфессий.Это явление, по-видимому, приобретает столь устойчивый и со временем массовый характер вследствие достижения возраста духовной зрелости самой многочис­ленной возрастной группы американского населения, известной под названием «бэйби-буммер».Это – то самое поколение, родившееся в послевоенные 40-е и начало 50-х, когда страна переживала небывалый в своей истории взрыв рождаемости.Это – то самое поколение, кото­рое в шестидесятые, ознаменованные множеством великих разочаро­ваний и стрессов – от Карибского кризиса и Вьетнамской войны до нефтяного кризиса и войны Холодной – составило большинство в движении хиппи, т.е., того самого «ромашкового поколения», духовные искания которого обращались главным образом к наркотикам, психо­деликам и всякого рода восточным и ньюэйджевским сферам.Конец семидесятых застал этих ещё молодых, но уже успевших «наиграться» во всё это и успевших разочароваться во всём этом людей жадно ис­кавшими личного прощения за тот немалый урон, который они успели нанести себе и другим.К ним-то и был обращён призыв к покаянию перед Христом на стадионах и «крусейдах» таких протестантских про­поведников, как Билли Грэм, Билл Брайт и др., на которых выходили вперёд, становились на колени и публично каялись перед Богом тыся­чи и десятки тысяч людей.К середине восьмидесятых многие из них уже прошли систематическое теологическое обучение в евангельских церквях, основательно изучили Писание, прониклись духом миссио­нерства, приобрели навыки церковной дисциплины, в т.ч.финансовой (десятина является нормой жизни большинства из них) и т.д.

И вот это самое многочисленное поколение достигает того воз­раста – физического, психологического и духовного – когда всё боль­шему числу из него оказывается «тесен» размеренный и комфортный, но уже перестающий удовлетворять их мир протестантского церков­ного обихода.Некоторым, по мере взросления и пересмотра собствен­ного жизненного опыта, начинает в протестантской церкви не хватать историчности и преемственности – им просто надоедает наступать на те же грабли и совершать те же ошибки, которых можно было избе­жать, обратившись к двухтысячелетнему опыту церкви.Других пере­стаёт устраивать отсутствие таинственности (ударение на «а») и ми­стичности там, где необходимость их интуитивно ими чувствуется: в крещении, в совершении брака, «хлебопреломлении», и т.д.Третьи, что называется, «дочитываются до православия» (read themselves into Orthodoxy), однажды обнаружив тот богатейший, но неизвестный им дотоле литературный пласт, который представляет из себя святоотеческое наследие.Поиск исторической или «древней» церкви (ancient church), наверное, приводил бы многих из них и в католическую цер­ковь, если бы не существовало среди большинства протестантов не­коей исторической идиосинкразии на католицизм, культивируемой в их среде ещё со времён Реформации.Православие, таким образом, оказывается именно той благодатной средой, в которой они находят естественное продолжение своих духовных путей и исканий.

Какова же в таком случае роль православной церкви и в чём вы­ражается её миссионерская деятельность, если новые члены прибыва­ют в неё сами? Причём приходят они, как правило, уже наставленные в христианской вере, уже исповедавшие Бога во Христе, уже крещённые по личной вере и т.д.? Иеромонах Григорий из церкви Воскресения Христова в г.Фридли, штат Миннесота, сформулировал эту особен­ность современной православной миссии в Америке следующим об­разом: «Protestant church is a church of promotion.Orthodox church is a church of attraction», что можно близко к тексту перевести как: «проте­стантская церковь это – церковь рекламирующая, православная цер­ковь это – церковь привлекающая».Другими словами, всё в православ­ной церкви должно быть столь привлекательно для нового человека, что ему из неё просто не захочется уходить.Причём, это относится, конечно, не только к церковному зданию, интерьеру, пению и богослу­жению, но и, в неменьшей степени, к самому Телу Христову, т.е.при­хожанам, Его составляющим, будь то в церковном обиходе, в личном общении, в семейных отношениях или даже в простом приятельстве и случайном знакомстве.Людям, даже случайно (чит.«провиденци­ально») соприкоснувшимся с православием, должно не захотеться его покидать и с ним расставаться.Зашёл ли человек в православный храм, встретился ли с православным на улице или на работе, прочёл ли книжку православного автора – у него должно остаться впечатление, что он всю жизнь именно этого и искал, именно этого и жаждал, пусть даже несознательно.Не случайно книга прот.Питера Гиллквиста, од­ного из лидеров протестантского молодёжного движения, пришед­шего к православию в конце 70-х и увлекшего за собой, наверное, не одну тысячу молодых американцев, называется «Возвращение домой».Именно к этому, очевидно, должна испытывать миссионерское при­звание современная православная церковь в Америке – становиться таким «домом», в котором находит пристанище душа человека, ищу­щего полноты общения с Богом и приобщения к Его Телу – Церкви.

Чисто практически это может выглядеть, например, так, как это происходит в приблизительно двадцати православных церквях Го­родах-Двойняшках (Twin Cities, Minnesota) на Среднем Западе США.Богослужение проводится на английском языке – на современно, по­нятном и вразумительном.В некоторых церквях, при этом, отдельные молитвы, тропари и песнопения звучат на национальных языках тех народов, которые насадили эту церковь одно, два или более поколе­ния назад, как добрая дань традиции и культуре.В некоторых храмах Апостол и Евангелие читается на двух языках, а в русских приходах – даже на трёх: на английском, на церковнославянском и на русском, и проповеди звучат также на двух (или с переводом).Внятности чтения и пения при этом уделяется особое внимание – чтецы заранее назнача­ются и готовятся к произнесению текста и становятся либо лицом к со­бранию, либо посреди собрания, пение никогда не бывает торопливым и излишне обилующим руладами, мешающими его слышанию и по­ниманию, таинственные (ударение на «а», т.е.относящиеся к таинству, а не «секретные») молитвы произносятся священником во всеуслы­шание.Каждому новому человеку предлагается взять с полочки при входе текст богослужения и следить за его течением, не стесняясь в случае затруднения обращаться за помощью к стоящим рядом.Очень часто для этой цели по очереди выделяется один из прихожан (usher), встречающий и привечающий новых людей, при необходимости подсказывающий им, как, что, где и когда принято делать в этом храме.На него же возлагается обязанность по возможности ненавязчиво узнать у нового человека, что его привело в церковь, не нуждается ли он в какой-то дополнительной информации или помощи, а также пригла­сить его после службы в трапезную на общий чай или даже настоя­щий общий обед, устраиваемый в каждое воскресение приходом, за которым у него будет возможность встретиться и познакомиться со священником или побеседовать с духовно образованным мирянином.

Этой первой встрече и этому первому знакомству уделяется особое внимание и значение, ибо даже если человек оказался в храме случайно или по конкретной необходимости («поставить свечку»), это соприкосновение с храмом и это впечатление от общения с православ­ными людьми может сохраниться в его душе надолго и снова привести его в церковь – не в эту, так в другую.Вообще, ревность о наполнении новыми прихожанами именно своей церкви оказывается по-видимому в наименьшей степени продуктивной и благодатной при всей её ка­жущейся оправданности, особенно в столь «жёстких» условиях, когда на одну православную церковь приходятся сотни протестантских и католических.Напротив, взаимное уважение к труду и опыту других церквей – в том числе, иных конфессий – оказывается характерней­шей чертой современного американского православия и едва ли ни не­обходимым условием его дальнейшего здорового роста и укрепления.Один из православных священников Сент-Пола, церковь которого за последние десять лет удесятерилась в своём составе, главным образом, за счёт прихода в неё прозелитов из других церковных деноминаций и их детей, выросших уже в православии, заметил: «У меня никогда язык не повернётся сказать что-либо дурное о протестантских церквях, по­скольку они за меня выполнили самый тяжёлый труд приведения этих людей к Богу – иногда из самых страшных и отчаянных условий! Они их кроме того воспитали и взрастили, а мне досталось самое радостное – с этими людьми славить Бога и помогать им расти в вере».

Этот дальнейший рост, помощь во вхождении в полноту пра­вославной веры осуществляется православными церквями горо­да совместно и также без малейшего опасения того, что человек в результате этого оглашения окажется в церкви иной юрисдикции.Четырёхмесячный курс катехизации, например, в уже упомянутых Городах-Двойняшках проводится дважды в год (сентябрь-декабрь и январь-май) в помещении одного из храмов города, чисто географи­чески расположенного приблизительно в центре городской черты, но занятия с катехуменами ведут священники и миряне разных церквей, каждый выбирая для себя одну из тем.Таким образом, воцерковление происходит одновременно с приобщением слушателей к различным национальным православным традициям и местным обрядовым осо­бенностям, но крещение (или вхождение в церковь через миропомаза­ние для уже крещённых), естественно, совершается одной из церквей, которая и принимает в себя нового члена.Никакой конкуренции, но опять-таки преемственность и взаимоприятие.Миссия церкви, таким образом, рассматривается в её исторической динамике и в её конкрет­ном социальном контексте, в настоящее время требующем от неё го­товности к восприятию в себя новых членов, по преимуществу из чис­ла пришедших к вере в других церковных традициях и конфессиях, и, следовательно, уже обладающих некоторым развитым духовным и церковным опытом.

Понятно при этом, что эти, воспитанные в протестантской, т.е.почти исключительно мирянской миссионерской школе прихожане просто не могут не делиться со своими верующими и неверующи­ми друзьями и знакомыми только что совершённым ими открытием полноты исповедания веры в православии.Вследствие этого арсенал православной миссии пополняется такими отчасти новыми для неё, но давно и с успехом применяемыми евангельскими миссионерами инструментами, как, например: молитвенные встречи и библейские занятия на рабочем месте, домашние молитвенные группы, духовно- просветительские брошюры и плакаты, православные кафе и мн.др.Большая часть из этих инициатив и начинаний не требует от церкви значительных материальных затрат, ибо проводится силами самих мирян на добровольческой основе и при жертвенном финансовом уча­стии самих прихожан их финансовыми средствами, временем, про­фессиональными умениями и т.д.Священник при этом оказывается в состоянии посвящать больше времени и внимания исполнению сугубо священнического труда, т.е.совершению церковных таинств.При этом вместо проведения множества частных молебнов и треб большая часть связанных с ними нужд находит себе достойное место в литургиче­ском чине, не нарушая, но, напротив, наполняя его конкретным и жи­вотрепещущим содержанием, и тем самым даже впервые ступивший в храм человек слышит и видит, как его прошение или благодарение ста­новится частью «общего действия» (от греч.- λειτουργία) церкви, воз­носящей его Богу.Это, а также то, что на богослужения, в домашние группы или на молитвенные встречи новых людей не зовут, не при­глашают и не направляют, а именно приводят с собой, делает для них эту, может быть, первую встречу с собранием верующих (церковь от греч.– ἐκκλησία Κυριάκος – «собрание Божие») особенно значащей и потенциально решающей в их духовном выборе.

Наряду с этим, американское православие продолжает и раз­вивает и более традиционные формы миссии, в частности, на новых территориях штата или города.От «материнской» церкви при этом отделяется небольшая группа, как правило, проживающая в этом но­вом районе, и священник-миссионер, первое время не получающий от церкви содержания и добывающий его себе мирским трудом.По мере роста прихода, однако, он, как правило, переходит на частичное и, в дальнейшем, на полное обеспечение общины, а подчас так и не оставляет своего профессионального поприща, если чувствует к нему призвание, и миряне берут на себя большую часть церковного труда, прямо и непременно не требующего участия.Пожертвования в таком случае направляются, например, на строительство церковного здания, благотворительные, духовно-просветительские или миссионерские проекты и т.д.

Не следует, конечно, полагать, что все без исключения церкви и приходы Америки оказываются в равной мере готовы к этому вызову времени и откликаются на него с необходимой открытостью и ожида­емым рвением.Одни, например, настолько дорожат уже достигнутым ими в деле сохранения своей веры в новых и подчас материально тяж­ких и духовно чуждых условиях, что и во втором, и в третьем поколе­нии своего иммигрантства по-прежнему высшей ценностью полагают сбережение вывезенного ими из своих стран богатства традиции и об­рядовости.Однако следующие поколения – дети детей иммигрантов – при всём уважении к тем трудностям, которые пришлось испытать их отцам и дедам, уже не дают себе труда сохранения национально­го языка и, если уже во втором поколении богослужение не начинает переходить на общепонятный английский и принимать черты, харак­терные для американской церкви (в качестве примера назовём такую, как строго определённое время начала и заранее обозначенную про­должительность службы), начинают воспринимать её всё более в ка­честве скорее некоего подобия «национального клуба».Приход посте­пенно «стареет», сокращается и, бывает, вовсе перестаёт существовать по мере того, как внуки иммигрантов, в лучшем случае, переходят в англоязычные храмы (зачастую, неправославные), где внятность бого­служения позволяет им участвовать в нём с большей полнотой и ис­кренностью, или вовсе уходят из церкви.Новые люди из числа амери­канцев, понятно, также не задерживаются в таких приходах, и после одного-двух посещений начинают ощущать себя не только чужими, но и чуждыми витающему в них духу. Начитавшись св.Отцов, а также таких более современных авторов, как Т.Уэр, А.Шмеманн и И.Мей­недорф, и ожидая обрести в православии долгожданное «возвращение домой», они подчас наталкиваются на искусственно поддерживаемые и культивируемые языковые и другие культурные барьеры, перена­правляющие их стопы в те приходы, где миссия церкви в мире ста­вится выше ласкания слуха, ублажения взора и сохранения status quo.

Другой известной бедой и преградой естественного роста «мис­сионерского» прихода, принимающего казалось бы вполне понятное решение о приобретении более вместительного здания (например, од­ной из опустевших в силу вышеупомянутых причин «национальных» церквей), может явится излишний административный контроль со стороны епархиального руководства, решающего, что «мы не можем себе позволить ещё одной церкви в городе» (автор слышал собствен­ными ушами) и не дающего благословения на переход общины в но­вое здание.Печально сказываются на жизни и росте прихода также попытки епископа, проживающего подчас за два штата от опекаемо­го им прихода, перераспределить членов общины между имеющими­ся в городе церквями, т.е.его властное вмешательство в живую ткань сложившихся в приходах отношений и динамику их служения, в том числе миссионерского.Были прецеденты, когда от такой «опёки» рус­ские приходы считали за благо перейти в американскую или даже бол­гарскую церкви, как правило, не возлагающие на свои церкви бремён неудобоносимых и предоставляющие им заметно большую свободу в пределах канонического права и порядка.Это, естественно, не рассма­тривается в качестве идеального решения, но оказывается вынужден­но-необходимой мерой, к которой прибегают некоторые приходы ради сохранения живого духа общины, её дальнейшего роста и способности к приёму новых членов. Другими словами, живейшее участие прихода в миссии не про­сто требуется, но почти подразумевается, ибо сама церковь осозна­ётся прихожанами как нечто им всецело принадлежащее и из них, собственно, состоящее. Церковь это – мы, миряне и священство, а сле­довательно, и миссия – внутренняя и внешняя – является нашим об­щим и важнейшим делом.

Источник: Доклад на XXI Сретенских чтениях (http://sfi.ru/konferencii/sretenskie-chteniya-1/xxi-sretenskie-chteniya/sekciya-missiologii-i-katehetiki/opyt-sovremennoj-obshinno-prihodskoj-missii-v-ssha.html)