Чтобы жизнь наблюдалась в пастве, в частности, нужно прилагать усилия к тому, чтобы люди читали, причем, не только церковную литературу. И здесь мы опять вступаем на поле культуры, воспитания и просвещения христиан. Слово универсально. Ребенку, начинающему познавать мир, нужно помочь открыть для себя его гармонию, некую божественную продуманность. Это непременно начнёт отображаться в душе прочным складом, внутренней красотой. Именно этому и учит классическая литература.
Я не думаю, что сначала мы должны озаботиться духовной жизнью человека, а потом привязать ему для украшения «культурный бантик». Ни в коем случае. Все должно происходить органично, одновременно. Но как раз утрата органичности, параллельности воспитания, когда мы воспитываем только на духовном, причем, понятом очень узко, ведет к нетерпимости, а в худшем случае, даже созданию внутрицерковных сект.
И, я думаю, миссионеру не надо здесь ничего изобретать. Веяние Духа присутствует в лучших образцах классической культуры, например, в русской литературе XIX века. Она прямо не призывает всех поголовно идти к обедне, но указывает на Церковь и Христа, напоминает о тех ценностях и заповедях, которые запечатлены веками христианства в сердце русского народа. Причем, это есть практически у любого писателя той эпохи. Даже у Тургенева, который был совсем невоцерковлен и даже зачастую бравировал высокомерным отношением к восточному христианству.