История неоязыческого движения в России имеет интересные повороты, которые рассмотрены в этом обзоре.
На данный момент в России имеется несколько неоязыческих объединений, имеющих вероучительные и идеологические различия. Истоки движения восходят к 1970-м годам, когда работы, выходящие за рамки самых смелых научных гипотез, появились в самиздате, а также, что интересно, в издательстве «Молодая гвардия». Оно начало издавать альманахи «Тайны веков» и «Дорогами тысячелетий», среди авторов которых были Валерий Скурлатов и Владимир Щербаков. Это находило поддержку со стороны ЦК ВЛКСМ, в котором считали возможным увлечь таким образом молодёжь. В 1980-1990 гг. возникло довольно большое число неоязыческих общин, которые росли, объединялись друг с другом и распадались.
Сейчас наиболее крупным является объединение под названием «Союз славянских общин славянской родной веры» (ССО СРВ), имеющий центр в Калуге. Это исторически обусловлено: ещё в 1993 г. там возникла Калужская Славянская Община во главе с Вадимом Казаковым. Он и стал впоследствии лидером ССО СРВ и отказался от этой роли лишь в 2011 г. Он вложил много сил в развитие неоязыческого движения, которое, по некоторым данным, именно с его подачи получило название «родноверие». Впрочем, не все неоязычники согласны с таким наименованием.
Ещё одно крупное объединение называется «Круг языческой традиции» (КЯТ) и также имеет достаточно долгую историю. В основном к нему принадлежат московские и подмосковные общины. Идеология КЯТ не имеет столь яркой политической окраски, как у ССО СРВ. Она, скорее, имеет экологическую направленность. Однако это не означает её безвредность не только с православной христианской точки зрения, но и при рассмотрении вопросов государственной безопасности.
Стоит отметить, что неоязыческие движения порой вступают друг с другом в конфликт. Когда в апреле 2004 г. ССО СРВ организовало в Калуге «Первый Международный Съезд Славянских Общин», в приглашении особо было отмечено, что организаторы считают нежелательным присутствие на съезде членов КЯТ. Имеет место переход общин из одного объединения в другое. В 2008 г. в ССО СРВ возник раскол: жрица Крада Велес, занимавшая с 2003 г. должность администратора интернет-ресурсов ССО СРВ, возглавила раскольническую организацию «Северный союз», при этом сохраняя символику ССО СРВ и даже его наименование — так что неискушённый интернет-пользователь может и не заметить подмены. Из этого факта, а также из анализа документов, представленных на сайте ССО СРВ, следует, что в этой организации имеют место две тенденции: бюрокартизация управленческого аппарата и передел сфер влияния (и даже борьба за власть) полномочных лиц.
Следующее объединение — «Велесов круг», имеющий во многом мистическую направленность. Его идеологи активно разрабатывают обрядность и даже имеют учебный центр в Москве. Лидеры «Велесова круга» – волхвы Велеслав, Богумил Мурин, Ставр являются авторами книг, в которых изложены обряды и другая подобная информация, претендующая на аутентичность. Полный список публикаций общин «Велесова круга» насчитывает более 50 изданий. Это позволяет утверждать, что «Велесов круг» претендует на роль интеллектуального центра славянского неоязычества. Но «Велесов круг» не ограничивается теоретизированием — полученные при обучении знания и навыки они используют на практике — проводятся регулярные праздники на капищах, практикуется ритуальная магия («волошба»).
Санкт-Петербург также является центром неоязыческого движения под названием «Схорон еж славен». Организатором его является Владимир Богумил Второй Голяк (В. Ю. Голяков). Именно этот человек, носящий шкуру волка, является «лицом» этой организации, и даже если допустить возможность существования за ним «теневых лидеров», его слова и действия определяют очень многое. Наверное, не будет преувеличением предположить, что был бы лидером «Схорон еж славен» кто-то другой — движение так и осталось бы одной из многочисленных региональных неоязыческих организаций, своего рода «эндемиком» Санкт-Петербурга. А сейчас можно говорить о международном масштабе этого движения. Согласно сведениям самого «Схорон еж славен», «верховному волхву» подчиняются «радари» краевых капищ и жрецы-родоначальники родовых капищ. В самом Санкт-Петербурге не так давно существовало Купчинское капище Перуна (на пересечении улиц Ярослава Гашека и Бухарестской); можно упомянуть «Всеславянское святилище Треглава» на углу улиц Белы Куна и Белградской, а также алтарный камень «Всеславянского святилища Перуна», установленный в 2009 г. на Поклоной горе. В 2002 г. была основана «Океанская пятина» во Владивостоке, действуют и другие филиалы, в т.ч. под Москвой, на Украине и в Белоруссии. Таким образом, движение претендует на всероссийский охват, хотя его численность меньше, чем у рассмотренных ранее.
Последнее — пятое — крупное неоязыческое объединение — так называемые «инглинги». Эта организация, долгие годы управляемая Александром Хиневичем, неоднократно меняла свои названия. Одно из них звучит так: «Древнерусская Инглиистическая Церковь Православных Староверов-Инглингов». Центр инглингов находится в Омске, однако они активно пропагандируют своё учение и свою организацию через литературную продукцию, видеофильмы, интернет. Особо следует отметить фильм «Игры богов», широко распространяемый в т.ч. и в социальных сетях, например «вконтакте». Он содержит ряд опасных мифов, в т.ч. антихристианских. Сама идеология инглингов имеет совершенно фантастические, или даже фэнтэзийные черты. При этом она довольно популярна и находит своих последователей. Этому способствует мощный «пиар», личное обаяние А. Хиневича (психосуггестивные техники, т. е. методы убеждения), его кажущаяся эрудированность, постулируемая мнимая изначальность инглиизма (это учение — «в основе других»). Важно отметить, что националистическое учение инглингов послужило причиной закрытия ряда их общин, а также суда над самим А. Хиневичем. 16 июня 2009 г. мировой судья Центрального округа Омска приговорил Александра Хиневича (ст. 282.2 ч. 1 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») к полутора годам лишения свободы условно.
Вероучительные положения неоязычников-родноверов весьма разнообразны. Не все из них считают себя политеистами — есть и пантеисты, и монотеисты, считающие почитаемых ими богов проявлениями Единого Бога. Множественность религиозных концепций оформилась в характерном утверждении: «Сколько родноверов, столько и родноверий». Наглядно в этом можно убедиться, просмотрев видеозаписи диспутов между православными христианами и родноверами. Два таких диспута имели место в Калуге осенью 2009 г., их видеозаписи доступны в сети интернет; в Миссионерском отделе также есть диск с ними. В диспутах участвовали православные священники, а со стороны родноверов — авторитетные для них лица, в т. ч. упомянутый ранее Вадим Казаков. Тема первого диспута имеет довольно частный характер: «Религия сильного человека». На втором диспуте стороны обсуждали вопросы, связанные с понятием истинности вероучения. Тогда-то сам Вадим Казаков был вынужден признать, что среди родноверов имеет место крайнее разнообразие во взглядах. Так, его оппоненты зачитали фрагмент статьи, опубликованной на официальном сайте ССО СРВ, и В. Казаков выразил своё несогласие с положениями учения, изложенного в статье. Подводя итог диспута, он говорил и о том, что сделает выводы и уже не допустит такой крайней «свободы слова». Впрочем, введение родноверами некоей внутренней цензуры публикуемых текстов вряд ли сможет препятствовать плюрализму мнений — просто они будут высказываться иным образом. Имеющееся разномыслие приводит к расколу в обществе — вопреки провозглашаемому родноверами единству. Пестрота неоязыческих концепций отнюдь не является «единством в многообразии» — отдельные кусочки никак не складываются в цельную картину.
Итак, в области вероучения у родноверов имеет место крайний субъективизм. Они делают упор (по словам участников диспута) на личном богообщении, как они это понимают. При этом их мистический, духовный или какой-то другой опыт не подвергается практически никакому анализу. Считается, что если тебя что-то «ведёт» — это уже хорошо.
Рассмотрим некоторые исторические мифы неоязычников. Моей задачей не является их опровержение. Этим должны заниматься специалисты, которые на должном уровне и при этом в доступной форме смогут дать ответ на тезисы родноверов. Необходимо создание сборника статей, направленного на разоблачение неоязыческой идеологии, приобретающей, к сожалению, довольно большую популярность, в том числе среди патриотически настроенной молодёжи.
Основной лозунг родноверов гласит, что родноверие — это исконная, «родная» вера славян. Конечно, это не так: традиция прервана. Мы можем говорить о попытке реконструкции каких-то языческих практик у тех народов, где они хотя бы в какой-то степени сохранялись (например, у марийцев и других народов Поволжья, а также в Сибири и т. д.). Но о возрождении славянского язычества говорить не приходится — оно исчезло много веков назад. Так называемое «двоеверие», о котором иногда говорится и у серьёзных исследователей, по сути является сохранением лишь некоторых обрядовых обычаев и т. п. Некоторые неоязычники это понимают и говорят, что полноценное воссоздание языческого культа невозможно. При этом они делают попытку, опираясь на отдельные данные научных исследований (как правило — только те, которые укладываются в их схему), дополнить картину, исходя из собственных соображений. Конечно, полученная синкретическая система не может претендовать на преемственность. А именно об этом постоянно говорят родноверы, называя себя наследниками «Руси изначальной».
Наряду с этим, неоязычники любят указывать на связи с древней индоарийской религией. Конечно, при этом они мало опираются на имеющиеся исторические исследования в области индоарийских языков и культуры в целом, предпочитая создавать свои собственные мифы. Так, несколько имён, взятых из индоарийской традиции, связываются с именами славянских богов, и на этом выстраивается некое учение — разумеется, совершенно неисторичное.
Примером такого учения является известная «Велесова книга». Эта книга (первоначально она называлась «Влесовой книгой») подавляющим большинством учёных была оценена как фальшивка, написанная в эмигрантских кругах в середине XX века. Подробному разбору вопроса посвящён сборник «Что думают учёные о »Велесовой книге»» (Что думают учёные о «Велесовой книге» / Сост. А.А. Алексеев — СПб., «Наука», 2004), многие статьи которого принадлежат перу филолога-медиевиста О. В. Творогова. К сожалению, его известность на порядок меньше, чем у самой «Велесовой книги». Для националистически настроенной интеллигенции, стоявшей у истоков неоязыческого движения, «Велесова книга» была неоценимо важна как якобы первоисточник, сообщающий о славянской истории и верованиях самых древних времён. У последующих неоязычников она получила статус чуть ли не «священного писания» и до сих пор сохраняет своё значение. Справедливости ради следует сказать, что не все современные неоязычники опираются на «Велесову книгу», да и для тех, кто считает её подлинной, она не является «догматическим» вероучительным текстом. Но их идеологические концепции имеют ссылки на неё.
Ещё один исторический миф некоторых родноверов — о «северной прародине» славян. Некая область, иногда чуть ли не в Заполярье, объявляется центром древней цивилизации, насчитывающей тысячи, а то и десятки тысяч лет.
У многих (но не всех) родноверов наблюдается стремление «обелить» репутацию древних славян-язычников. Утверждается, что они не совершали человеческие жертвоприношения и рабов у них тоже не было. Летописные источники, повествующие об этом, перетолковываются в выгодном для неоязычников ключе или отвергаются. Конечно, проведение исторического анализа помогло бы выявить несостоятельность подобных утверждений.
К их числу относятся и тезисы, прямо или косвенно несущие антихристианские идеи. Иногда они специально оформляются в виде ярких лозунгов, привлекательных в первую очередь для молодёжи, и получают широкое распространение. Примеры: «Мой бог меня рабом не называл!»; «Мы богам не поклоняемся, мы их славим»; «Богам славу поют — и потому суть славяне». Есть и подмены: ряд неоязычников (особенно инглинги) называют себя православными, объясняя происхождение этого самонаименования от выражения «славить правь», т. е. прославлять высшую реальность, одну из трёх частей мироздания, существующую наряду с явью и навью. Инглинги также называют себя староверами, что может вызвать путаницу. Конечно, никакого отношения к православным старообрядцам они не имеют.
Таковы лишь некоторые мифы родноверов о самих себе. Вторая группа мифов — о христианстве. Это мифы негативные, очерняющие христианство вообще и Русскую Православную Церковь со всем её историческим существованием — в частности.
Один из основных родноверческих тезисов: «христианство — это жидовская вера». В «лучшем» случае оно объявляется чисто национальной иудейской религией, в худшем — тайным проектом, направленным на порабощение всего мира. Конечно, в связи с этим провозглашается лозунг: «Христианство — религия рабов». В подтверждение этого ими вспоминается произвольно толкуемое выражение «раб Божий», а также представление о том, что христианство распространялось в первую очередь среди рабов — что с точки зрения истории является явным сужением полноты картины.
Вообще, историческую науку родноверы, как правило, отвергают, объявляя её мифологизированной. Согласно их взглядам, христианские летописцы многократно и тщательно её искажали, поэтому ни фактам, ни датировкам не следует доверять. К археологии они подходят избирательно, отбрасывая неугодное (и объявляя подделкой, фальсификацией) и беря на вооружение то, что, как им кажется, свидетельствует в пользу их представлений о древности.
Ещё один антихристианский миф, весьма популярный не только среди неоязычников — это утверждение о том, что Христос был назван Богочеловеком только на Никейском Вселенском Соборе. Якобы до него многие в Церкви Христа Богом не считали, и лишь при вмешательстве императора Константина он был обожествлён. Конечно, любой человек, мало-мальски знакомый с церковной историей, или даже тот, кто хотя бы раз читал Священное Писание Нового Завета, увидит всю смехотворность подобных утверждений. Но родноверы рассчитывают на людей религиозно безграмотных — а таких сейчас, увы, достаточно много.
Разумеется, родноверы никак не могут обойтись без мифа о том, что князь Владимир вводил христианство на Руси с помощью масштабного насилия — «крестил Русь кровью». Конечно, здесь необходим ответ историков-специалистов с привлечением всего научного аппарата и всех имеющихся результатов исследований. Такой ответ сможет убедить сомневающихся и опровергнуть этот миф. Однако можно прибегнуть также и к простой логике. Так, в ходе упомянутого диспута один из священников привёл очень простой довод в пользу относительно мирного принятия христианства на Руси. Если бы действительно имели место масштабные гонения, носившие организованный характер, то если не летописи, то хотя бы «народная память» сохранила бы сведения об этом и о тех, кто пострадал от рук гонителей. А этого не наблюдается.
Небезынтересно проследить возникновение и распространение идеологических мифов в неоязыческой среде. Обобщённо тут можно сказать следующее. Д. П. Козолупенко в работе «Миф на гранях культуры» (Козолупенко Д.П. Миф на гранях культуры (системный и междисциплинарный анализ мифа в его различных аспектах: естественно-научная, психологическая, культурно-поэтическая, философская и социальная грани мифа как комплексного явления культуры): Монография. — М.: КАНОН+, 2005). говорит о пяти значениях понятия «миф» в современных мифологических теориях. Два из них имеют важное значение для определения неоязыческого исторического мифа. Роман Шиженский так указал их в статье «Неоязыческий миф о Владимире I»:
— относительно устойчивые стереотипы массового (в нашем случае — общинного, родового) сознания, обусловленные недостаточным уровнем информированности и достаточно высокой степенью доверчивости;
— пропагандистское и общественное клише, целенаправленно формирующее общественное сознание. В плане этимологического значения длинное словосочетание «русский неоязыческий исторический миф» вполне может быть заменено словом «баснь».
Первое значение понятия «миф» применимо прежде всего к самим неоязычникам-родноверам: можно предполагать, что среди них как раз высок процент людей недостаточно информированных, но достаточно доверчивых (можно добавить — и весьма увлекающихся). Т. е. это миф, существующий и распространяющийся в родноверческих общинах.
Второе же значение «мифа» относится к его использованию в качестве пропаганды неоязыческого учения среди лиц, ещё не являющихся членами неоязыческих организаций, часто — из числа молодёжи.
На примере неоязыческого мифа о князе Владимире Роман Шиженский показывает, как однажды возникшая и сформулированная кем-то идея подхватывается, распространяется, обрастает новыми выдуманными деталями и используется в целях пропаганды. Подробно об этом сказано в его статье «Неоязыческий миф о Владимире I», опубликованной в сети интернет, а здесь можно упомянуть об одной интересной стороне этого мифа, присутствовашей уже в самиздатовской книге 1970-х годов «Десионизация». Автор этой книги — В. Н. Емельянов — не только является создателем и руководителем Всемирного Антисионистского и Антимасонского Фронта «Память» (ВАСАМФ «Память»). Он также один из основателей и главных идеологов отечественного неоязычества. В своей книге он пишет о еврейском происхождении князя Владимира: якобы его мать Малуша, ключница княгини Ольги, была дочерью раввина по имени Малк из Любеча, бывшего некогда зависимым от Хазарского каганата. Всё это вполне объяснимо в контексте общей антисемитской позиции В. Н. Емельянова. Далее миф в течение короткого промежутка времени получает своё развитие, окрашивается новыми оттенками, будучи подхваченным А. А. Добровольским (о нём ниже), В. А. Истарховым и другими. Наряду с происхождением Владимира, «выявляются» неизвестные подробности его княжения. Крещение Руси объявляется «христианским геноцидом», осуществлённым чуть ли не в результате «жидомасонского заговора».
К сожалению, на стороне неоязычников иногда действуют и лица, имеющие профессиональное историческое образование — это тоже необходимо иметь в виду. Из них в первую очередь следует выделить Л. Р. Прозорова (Озара Ворона) — автора ряда популярных книг о Древней Руси, в том числе и художественных. Они нередко критикуются за искажения и даже фальсификации исторических фактов в угоду идеологии. Озар Ворон также развивает миф о происхождении князя Владимира от хазар. И, конечно, он объявляет, что всё плохое на Руси — от христианства и Церкви; а настоящие герои — это, разумеется, язычники. Даже иноки Пересвет и Ослябя, по мнению Л. Р. Прозорова, на момент Куликовской битвы даже не были христианами — ведь Церковь, как он считает, всегда поддерживала захватчиков.
Стоит упомянуть и ещё некоторых основных неоязыческих идеологов. Один из наиболее известных — Доброслав (А. А. Добровольский). Некогда бывший диссидентом, членом НТС, неоднократно арестованный и подвергнутый заключению, уже с 1980-х годов является активным пропагандистом неоязычества и национализма, весьма авторитетным в своей среде. С начала 1990‑х гг. проживает в деревне Весенёво Кировской области, где проводит ритуалы «раскрещивания» и ведёт свою «просветительскую» деятельность. Доброслав оказал весьма существенное влияние на современное неоязычество. По косвенным данным, в 2004 г. при поддержке журнала «Атеней» (ранее — «Наследие предков») в московской корчме «Ярило» прошла «встреча молодежи» с Добровольским-Доброславом, который, по свидетельству Романа Волкова (писателя, автора книги «Клеймо Чернобога»), призвал их «мочить христиан».
Среди книг, пропагандирующих неоязычество, можно упомянуть «Удар русских богов» В. А. Истархова, получившую особую известность после того, как в 2006 г. было обнаружено, что А. Копцев, напавший с ножом на прихожан московской синагоги на Большой Бронной, держал её в качестве настольной. Впоследствии книга была включена в федеральный список экстремистских материалов.
В 2010 г. получили различные сроки заключения трое скинхедов, совершившие ряд убийств и организовавшие несколько терактов в 2008-2009 гг., в т. ч. взрыв в храме Святителя Николая в Бирюлёво (Москва) и попытку взрыва в ресторане «Макдоналдс». Как выяснилось, в основе их преступлений лежала националистическая и неоязыческая идеология.
Одна из самых активных (по данным Генеральной прокуратуры) экстремистских организаций в России — «Северное братство», также руководствуется в своей антигосударственной деятельности неоязыческим учением, соединённым с идеями национализма и сепаратизма (лозунг: «Русь против России»).
Таким образом, идеологии неоязычества и радикального национализма не только прекрасно уживаются, но и способствуют развитию друг друга. И это ещё раз показывает, насколько опасно неоязычество для современного общества.
Вне данного доклада остались оккультные аспекты неоязычества, а также анализ неоязыческих организаций с точки зрения сектоведения. Всё это заслуживает отдельного рассмотрения.
Сейчас необходимы грамотные опровержения неоязыческих мифов, которые помогут людям разобраться, понять — где правда. Хорошо было бы наряду со сборником научных статей издать что-то вроде диалога в художественной форме между родновером и православным христианином — конечно, его должен написать талантливый автор. Думается, это принесло бы весьма большую пользу.
Вообще же, подводя итог, можно сделать вывод хоть и неоригинальный, но от этого не менее важный. Наряду со всеми мерами, направленными на пресечение распространения неоязыческой идеологии, самым действенным будет более важное — правильное воспитание. Прививая с детства любовь к родине, сообщая знание отечественной истории, уважение к иным народам, а главное — воспитывая человека как православного христианина, мы можем быть уверены, что вероятность вступления его на скользкий путь неоязычества многократно снизится.
Рекомендуемая литература:
- Родноверие в России. Краткая история. http://www.rugevit.ru/vera/stat/rvr.htm
- Интернет-дневник родновера (цит. по: http://neopaganism.info)
- Что думают учёные о «Велесовой книге» / Сост. А.А. Алексеев — СПб., «Наука», 2004. Эл. ресурс:http://knigavelesa.narod.ru/knigi/Chto_dymaiyt_uchenye_o_VK/soder.html
- Васильев М. Неоязычество на постсоветском пространстве (Рецензия на сборник статей «Неоязычество на просторах Евразии»). http://www.archipelag.ru/ru_mir/religio/novie-identichnosti/heathenism/neo-heathenism/
- Гайдуков А., Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге, //Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ), С.-Петербург 1999. Интернет-ресурс:http://subculture.narod.ru/texts/book2/gaidukov.htm
- Гринько В. Неоязычество: религия или завуалированная форма политического радикализма?http://apologet.orthodox.ru/apologetika/text/yazichestvo/grinko_neoiazichestvo.zip
- Мальцев В. А. Месть мёртвых богов // «НГ-Религия» от 02.09.2009. Эл. ресурс: http://religion.ng.ru/society/2009-09-02/4_yazychestvo.html
- Мезерин П. Венеды // Сборник «Петербургское язычество» (эл. ресурс: http://religare.ru/25_7.html).
- Поваров В. Схорон еж словен // Сборник «Петербургское язычество» (эл. ресурс: http://religare.ru/25_7.html).
- Прибыловский В. Неоязыческое крыло в русском национализме // «Панорама» №49, июль 2002 г.http://www.panorama.ru/gazeta/p49yaz.html
- Шиженский Р. Неоязыческий миф о Владимире I. http://www.mesoeurasia.org/archives/8611.
- Шнирельман В. А. Возвращение арийства: научная фантастика и расизм // «Неприкосновенный запас» 2008, №6(62), http://magazines.russ.ru/nz/2008/6/sh7.html.