Главная > Материалы > Теория миссии > Опыт Калужской епархии: Проект концепции миссионерской деятельности

Опыт Калужской епархии: Проект концепции миссионерской деятельности

15 ноября 2014

В Калужской епархии ведется разработка и обсуждение Концепции миссионерской деятельности в епархии. Предлагаем вашему вниманию выдержки из проекта данной Концепции для рассмотрения. Возможно, идеи, изложенные здесь, будут полезны в вашей работе на уровне приходов и благочиний.

 

Выдержки  из проекта миссионерской концепции

Миссионерская мобилизация:

Каждый приход – миссионерский, каждый прихожанин – миссионер!

Проект Концепции миссионерской деятельности Калужской епархии разработан на основании Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и ориентирован на практическое применение изложенных в ней принципов в приходских условиях с учетом специфики Калужской области. Миссионерская концепция Калужской епархии должна учитывать возникшие с момента утверждения общецерковной Концепции информационные вызовы и их влияние на миссионерскую работу. Кроме того, в Концепции использован опыт работы Калужского православного миссионерского общества и калужских миссионерских групп с 2008 по 2014 гг.

В основе Миссионерской концепции Калужской епархии лежит анализ развития религиозной ситуации и общественных настроений, а также прогноз развития миссионерской обстановки в регионе. Концепция включает в себя только краткие выводы и практические рекомендации приходским священникам. Краткость изложения обусловлена необходимостью сделать Концепцию легко применимой в условиях миссионерской работы на приходе, доступной не только людям с богословским образованием, но и рядовым прихожанам.

 

Миссионерская обстановка и ее развитие

Миссионерская обстановка – совокупность факторов содействующих или препятствующих миссии. Факторы могут быть как внутренними, так и внешними.

Внутренние факторы миссионерской обстановки. В первую очередь миссии способствует внутренняя зрелость приходских общин. Зрелой можно считать общину, большинство членов общин полноценно воцерковлены.

Воцерковление (катехизация) – введение новообращенного в церковную жизнь с укоренением его в

1) основах христианского вероучения (Символ Веры);

2) практическим применением православных нравственных норм (Заповеди), аскетических принципов (покаяние, борьба со страстями, молитва, пост, дела милосердия);

3) полноценной богослужебной жизнью (осознанное регулярное участие в богослужении с пониманием его смысла).

Если при воцерковлении упускается хотя бы одна из 3-х (догматическая, аскетическая или литургическая) основ катехизации, то воцерковление нельзя считать полноценным.

Зрелая приходская община имеет возможность, во-первых, готовить миссионеров из числа наиболее активных и богословски  образованных прихожан, а во-вторых, создавать благоприятную миссионерскую среду.

Миссионерская среда — среда готовая принять новообращенных. Среда, где системно на регулярной основе изучается Священное Писание и Священное Предание. Приход в данном случае действует как Школа духовной жизни, а не как «бюро обрядовых услуг». При этом чем более аксиоматично (ближе к базовым истинам Священного Предания и Писания) изучение вероучения, тем больший миссионерский потенциал имеет приходская община. Особую миссионерскую значимость в данный момент приобретает интегративность прихода.

Интегративность – способность членов приходской общины к взаимопомощи в деле изучения веры, служения милосердия и свидетельства о Христе. Интегративность важна не только на уровне приходских общин, но и на уровне межприходского взаимодействия, а также на уровне реализации общеепархиальных проектов. В настоящее развитие миссионерской обстановки напрямую зависит от объединения миссионерских усилий внутри приходов, на межприходском и общеепархиальном уровне.  Можно говорить о необходимости «миссионерской мобилизации».

Миссионерская мобилизация – объединения миссионерских усилий внутри приходов, на межприходском и общеепархиальном уровне, объединение всех православных инициатив в единое православное движение с общими принципами, задачами и координацией действий. Необходимость объединения миссионерских усилий вытекает из появления мощных внешних факторов затрудняющих миссионерскую работу. К ним можно отнести агрессивные антицерковные информационные кампании и миссионерскую деятельность неопротестантов.

Контрмиссия — агрессивные антицерковные информационные кампании, направленные на дискредитацию Церкви, как механизма реализации Евангелия в жизни. Евангельские заповеди не могут быть реализованы вне Церкви. Ослабление церковного авторитета в обществе делает Евангелие набором идеальных, но невыполнимых благопожеланий.  В связи с этим, основная апологетическая задача миссии — защитить видимый институт Церкви.

Видимая Церковь должна успешно являть, что в ней реализуются Евангельские заповеди делом и словом (свидетельством об истине). Базовой особенностью современного этапа миссионерской деятельности на территории Калужской области является ее «внутренняя направленность»[1]. В условиях «внутренней миссии» методологически важно разделить Макромиссию и Микромиссию. Данное разделение дает основания для внедрения собственно миссионерских элементов во все социальные и просветительские проекты, реализуемые силами Церкви (интегративность), а также позволяет сосредоточить усилия миссионеров на собственно миссионерской работе и повышает результативность миссионерской работы.

Макромиссия — создание условий, необходимых для личного обращения ко Христу и индивидуального воцерковления людей. К макромиссии относится весь спектр социальных и просветительских мероприятий, не направленных на индивидуальную работу и воцерковление отдельного человека. Макромиссия не может считаться законченной при отсутствии личных обращений к вере в результате данной работы. В случае отсутствия личных обращений социальные и просветительские проекты сохраняют свою социальную и образовательную значимость, но могут иметь только отсроченное миссионерское значение. В рамках практической миссионерской работы отсроченное миссионерское значение социальной и просветительской деятельности Церкви учету и анализу не поддается, а потому и не может рассматриваться как существенный фактор. Макромиссия, имеющая своим итогом личные обращения к вере, может рассматриваться как завершенная. Она не теряет миссионерской значимости, даже если количество личных обращений к вере с последующим воцерковлением людей незначительно. Но даже малочисленные обращения должны сопровождаться качественной индивидуальной работой с каждым отдельным человеком.

Миссионерская экспансия — миссия должна носить характер экспансии. В результате миссии в храмах должны появляться новые люди. Без этого миссионерская деятельность не может считаться собственно миссионерской, даже если речь идет о «внутренней миссии».

Микромиссия – деятельность, направленная на личное обращение ко Христу и индивидуальное воцерковление каждого конкретного человека. Минимальная задача микромиссии – актуализировать проблему личного выбора жизненных позиций в соответствии с христианской верой. Если человек не готов принять христианскую веру как жизненную основу, то на этом работа миссионера заканчивается. Если человек изъявляет желание жить по вере, то миссионер организует воцерковление человека (максимальная задача миссионера). Наиболее значимой системной работой в рамках микромиссии на данный момент являются правильно организованные катехизические беседы перед таинствами Крещения, Венчания, а также первой Исповедью. Формальная бессистемная катехизация, как и любой формализм в духовной жизни имеет только отрицательный результат. Исторически катехизические беседы проводились с уже обращенными ко Христу людьми, желающими узнать основы веры для их практической реализации в жизни. Сегодняшняя аудитория катехизических бесед более чем на 90 % состоит из людей, которые прихожанами быть не собираются, даже если крещены (восприемники и готовящиеся к венчанию). Присутствие на огласительных беседах для них — практически единственная возможность узнать о вере и сделать выбор в пользу исполнения евангельских заповедей в жизни. В связи с этим, важнейшей миссионерской задачей является работа над качеством огласительных бесед. Их основным содержанием должно стать обращение свт. Кирилла Иерусалимского к формально оглашаемым: «Можно придти сюда и по другому побуждению; мужу можно придти для угождения жене, и обратно – то же можно сказать и о женах. Часто раб приходом хотел угодить господину, приятель – приятелю. Я бросаю уду, и уловляю тебя, хотя с худым намерением пришедшего, но благою надеждою спасаемого. Может быть, ты не знал, куда идешь, и какою сетью уловляешься. Уловлен сетьми церковными; живой в плен отдайся. Не убегай: ибо ловит тебя Иисус не для того, чтоб умертвить; но чтоб умертвивши оживить. Ибо надлежит тебе и умереть и восстать паки. Слышал Апостола говорящего: мертвы греху, живы же правде (Рим. 6:2). Умри греху и живи правде; от нынешнего дня живи для нее». Наиболее важными мерами поднятия качества огласительных бесед являются участие в огласительных беседах священноначалия (архиереев, благочинных), приглашение для участия в них наиболее известных и популярных лекторов, а также их централизация (создание центров катехизации при тех храмах, где крестится наибольшее количество людей).

Библия как методологическая основа. Основные трудности катехизации связаны с дезинтеграцией уклада приходской жизни. Оглашаемые воспринимаются как «захожане», т. е. чужие приходу люди. Отчасти это отношение распространяется и на всех вновь пришедших в храм. Преодолению данной проблемы способствует развитие системы послекрещальной катехизации на основе систематического изучения Священного Писания с выстраиванием взаимосвязи с первичными огласительными беседами. Оглашение перед таинствами, таким образом, становится первым этапом катехизации, а регулярное общеобязательное изучение Священного Писания – вторым этапом. Священное Писание в православной святоотеческой традиции – универсальная методологическая основа для послекрещальной катехизации. Она позволяет комплексно и глубоко изучать основы веры, принципы духовной жизни и содержание богослужения в наиболее удобной для повседневного применения в духовной жизни форме. Священное Писание аксиоматично и само по себе является одновременно и программой, и содержанием послекрещальной катехизации. Его изучение важно с апологетической точки зрения и является профилактикой сектантства. Кроме того, изучение Священного Писания позволяет формировать у прихожан деятельное отношение к вере, стремление реализовать веру в делах милосердия и миссии. В связи этим, изучение Библии является не только методологической основой изучения веры, но и универсальной идеологической основой для объединения самых разнородных церковных инициатив (межведомственная интеграция).

Православное библейское движение – идеологическая основа и инструмент объединения всех православных инициатив с целью миссионерской мобилизации. Для объединения всех православных инициатив (социальных и образовательных в первую очередь) необходимо регулярное изучение Священного Писания на основании святоотеческого толкования как обязательный минимум для любого православного прихода (!), а также братства, сестричества, добровольческой группы, педагогического общества, общества врачей и всех возможных объединений. Первым шагом изучения Священного Писания на приходе должно стать систематическое изъяснение его во время богослужения. Вторым шагом – создание приходской системы регулярных библейских занятий. Третьим шагом – подготовка образованных прихожан из числа мирян, способных самостоятельно вести библейские занятия. Библейские занятия являются одновременно и системной катехизацией всех мирян и базой для подготовки приходских катехизаторов и миссионеров[2].

 

Приходская община как Школа миссионерского резерва – для успешного миссионерства в рамках прихода важно воспитание миссионеров из числа самих прихожан, прошедших весь путь полноценного воцерковления в приходе. Именно они могут организовать заботливое приходское сопровождение новоначального христианина и успешно противодействовать таким негативным факторам, как агрессия к «захожанам» со стороны сотрудников и постоянных прихожан храмов[3]. Системной основой подготовки таких приходских миссионеров и катехизаторов является система приходских библейских занятий. Система начинает выстраиваться от настоятеля храма, который собственными усилиями проводит катехизацию и полноценную подготовку первой группы приходских катехизаторов и миссионеров, ведущих библейских занятий. Вовлеченность первых лиц (настоятелей, благочинных или их ближайших помощников) в подготовку миссионеров – важнейшее условие успеха миссионерской мобилизации. В некоторых случаях возможно объединение нескольких приходов в проведении данной работы. Системность подхода требует создания в каждом приходе ядра катехизаторов и миссионеров[4]. Роль настоятеля миссионерского прихода заключается в подготовке первой группы миссионеров и катехизаторов, а также последующего непосредственного участия в проведении библейских занятий и катехизации. В ходе катехизации и библейских занятий должно происходить выявление наиболее заинтересованных и способных прихожан для проведения библейских занятий и индивидуального оглашения.  Основные библейские и катехизаторские занятия должен проводить настоятель миссионерского прихода, а дополнительные и индивидуальные занятия могут проводить приходские миссионеры и катехизаторы. Они же должны организовывать и проводить встречи с представителями неправославных религиозных групп.

 

Этапы подготовки миссионера в силами приходской общины:

Прихожанин (домашняя миссия). Полноценный прихожанин, соблюдающий все церковные уставы и понимающий догматы, стремящийся их изучать и служить Церкви; каждый прихожанин должен быть миссионером и адекватно свидетельствовать о вероучении, духовной жизни и богослужении. Этапы личного духовного возрастания прихожанина:

1) ознакомление с верой,

2) реализация веры в делах милосердия,

3) свидетельство о пережитой вере – миссия.

Кандидат в миссионеры (миссия через дела милосердия) – нужно побуждать постоянных прихожан к участию в социальном служении, где человек получит возможность обратиться к людям впервые. Кандидат в миссионеры в рамках миссионерской деятельности может объяснять подопечным церковных социальных служб, как подготовиться к Исповеди и Причастию, как поститься, простейшие вопросы церковного уклада жизни. Чтобы стать кандидатом в миссионеры, прихожанину нужно иметь рекомендацию настоятеля и работать в рамках миссионерской группы или группы добровольцев.

Катехизатор — кандидат в миссионеры, под руководством священника изучивший православный катехизис, основы аскетики (о страстях, покаянии и молитве) и литургики, способный проводить огласительные беседы и практически участвующий в их проведении. Аттестацию катехизаторов проводит помощник благочинного по миссионерской работе по представлению настоятеля храма или руководителя миссионерской группы.

Миссионер – звание миссионера должно быть подтверждено аттестацией в епархиальном Миссионерском отделе. Миссионеру необходимо практическое участие в миссионерских акциях. Желательно исполнение миссионером богослужебных обязанностей (пономарство), что поднимает его статус среди прихожан и расширяет знания, опыт участия в богослужении. 1 раз в год прочитывает Священное Писание. Ведет православные библейские занятия в качестве практики и собственного изучения. Участвует в работе миссионерских станов за пределами епархии.

Старший миссионер — то же, что и миссионер, но с навыками организационной работы. Не может быть «освобожденных миссионеров», которые не проводят работу, а только организуют ее. Старшие миссионеры руководят миссионерскими группами на приходах и в благочиниях. Старшие миссионеры составляют миссионерскую коллегию в благочинии. Руководит миссионерской коллегией в благочинии помощник благочинного по миссионерской работе.

Миссионер-апологет — имеющий образование и достаточные навыки для проведения диспутов, написания статей и обращения иноверцев.

 

Катехуменат – полноценная система подготовки к крещению и дальнейшей осознанной христианской жизни. В рамках внутренней миссии – система осознанного воцерковления после крещения. В рамках приходской жизни катехуменат – это:

1) система регистрации и информирования оглашаемых, позволяющая организовывать взаимодействие с ними в рамках приходских мероприятий;

2) законченный курс бесед об основах веры;

3) система интеграции новоначальных в богослужебную жизнь Церкви, библейские занятия и социальное служение.

Эффективность миссионерской работы определяется количеством катехуменов. Эффективность катехумената определяется количеством новых постоянных прихожан, слушателей приходских библейских занятий, участников церковных социальных проектов. Катехуменат – первая задача помощника настоятеля по миссионерской работе[5]. Помощник благочинного по миссионерской работе должен организовать катехуменат на каждом приходе в благочинии.

[1] «Сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние  деструктивных культов и тоталитарных сект» Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

[2] Образцы заданий для изучения Священного Писания, применяемые в Калужском православном миссионерском обществе можно скачать в группах «Православное библейское движение» http://vk.com/biblia_kaluga и https://www.facebook.com/groups/biblia.kaluga

[3] Данный фактор является одним из самых заметных и повсеместно распространенных явлений антимиссии. Для успешного решения миссионерских задач любая агрессия к «захожанам» в приходах должна отсутствовать.

[4] Именно катехизаторы и миссионеры, а не завхозы, повара, казначеи, продавцы свечных ящиков должны стать ядром миссионерского прихода. Преподаватели воскресных школ также должны иметь опыт изучения Священного Писания, миссионерской и катехизатороской работы, а не только стаж педагогической и культурно-массовой работы.

[5] По определению катехуменат – сфера ответственности отделов религиозного образования и катехизации. Но в современной церковной действительности сфера религиозного образования включает в себя достаточно большой спектр проблем, связанной с деятельностью воскресных школ, ОПК, самых разных просветительских мероприятий. В то же время катехуменат в традиционно православных регионах имеет сугубо миссионерскую направленность в рамках внутренней миссии. В связи с этим целесообразнее отнести катехуменат к сфере ответственности миссионеров.