Катехизатор-миссионер Троицкого храма г.Электроугли Яков Аранович
Несколько лет назад общиной нашего храма было принято решение постараться сделать все зависящее от нас, чтобы люди принимающие святое Крещение становились полноценным членам Церкви Христовой и не покидали Ее стены, едва надев на себя или на своих детей крестик. По моим личным ощущениям, остаются не более чем 5%. Не лучшим образом обстоят и дела с церковным браком. Сочетавшись перед Господом, большинство семейных пар не возвращаются в храм. С грустной иронией хочется поднять извечный русский вопрос: «кто виноват, и что делать?» А если говорить серьезно, то нам, членам Святой Соборной и Апостольской Церкви, часто приходится задумываться, можем ли мы что-нибудь сделать для изменения сложившейся ситуации?
В настоящей статье мы постараемся в первую очередь ответить для себя на этот вопрос и поделится своим незначительным опытом воцерковления людей, готовящихся к таинствам Крещения и Брака в церкви Святой Троицы в г. Электроугли.
Три беседы. Сегодняшняя огласительная практика, как Вы все прекрасно знаете, сводится к трем беседам с крещаемым, его родителями и крестными. Благословление священноначалия на проведения бесед перед крещением поначалу вызвало неоднозначную реакцию на приходах. Один замечательный священник, мой друг, владеющей вдохновенным словом, увидев вышедшие рекомендации, говорил мне, что «Первую беседу я провожу по телефону, вторую при встрече в храме, а третью во время крещения». Сложившаяся ранее традиция подготовки к крещению в основном подразумевала инструкции о крестильной рубашке, крестике, крестных, дате и времени крещения, и других полезных вещах. Признаюсь, что и сам пятнадцать лет назад крестил своего старшего сына в первом попавшемся храме, не имея никакого представления о Христе и Его Церкви. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы священник тогда нам, молодым родителям, попытался донести мысль о том, что крещение это только лишь начало пути к Богу и, что Церковь никогда не станет своей для человека не ищущего личных отношений со Христом. Но могу сказать, что в следующей раз в храм я попал будучи глубоко взрослым человеком, совершившим в своей жизни множество недостойных поступков, которые оставили глубокие раны на моем сердце и причинили много страданий окружающим меня.
Непосредственно нашу миссионерскую группу, известие о трех беседах обрадовало, т.к. до утверждения и выхода рекомендаций мы проводили огласительные встречи и часто сталкивались с недоумением и сомнениями приходящих относительно необходимости какой-либо подготовки к крещению. Церковный документ, да еще и с формулировкой «не менее», позволил нам, в случае несогласия с нашей позицией, взывать к авторитету всей Церкви, а не частному мнению отдельных священников и катехизаторов. Другое дело, что все мы прекрасно понимаем, что вопрос, конечно же, не в количестве бесед и рекомендованных огласительных темах. Ни один формуляр не может сделать из человека неверующего и религиозно равнодушного, достойного члена Церкви. Три, четыре десять встреч никогда не вдохновят человека, который не захочет вдохновиться. Если многие свидетели жизни Христа, слыша Его слово как власть имеющего, прошли мимо, то что же делать нам, немощным и убогим, свидетельствующим о Нем детям неверующих родителей? Что делать, когда наши собеседники, уставшие и измотанные непростой жизнью, работой, семейными проблемами, украв время у своих близких, приходят субботними вечерами в храм, беспокойно смотря на часы, с нетерпением ожидая окончания бесед? А мы не перестаем с тревогой думать, вернутся ли они в следующий раз? Не отпугнет ли их просьба о чтении Евангелия? А как нам самим, грешным, понять, пришло ли время крестить человека или лучше не торопиться и подождать еще немного? Будем ли мы держать ответ перед Господом за то, что привели к духовной присяге неверных и непросвещенных людей? Думаю, что очень многие, как и мы, задавали себе эти вопросы.
Опыт трагических событий, имевших место в нашей стране в 20 веке, свидетельствует о том, что подавляющее большинство христиан соблазнились вызовом времени. Внешнее христианское благочестие, не основанное на настоящей вере, в один миг развеялось революционными вихрями, превратившими некогда оплот Православия в самое большое безбожное государство на планете. Милостью Божией, живой верой, кровью и подвигом мучеников, Церкви удалось выжить, но многие раны тех времен не уврачеваны до сих пор. Гитлер и Сталин, кровожадные тираны прошлого столетия, погубившие миллионы человеческих жизней, были крещеными людьми и, представьте себе, что их восприемники возглашали перед распятым Христом от имени своих крестников Символ веры. Все эти тяжелые размышления наталкивают на мысль о том, что решение о крещении не должно быть легковесным. Можно сказать иначе: учитывая опыт Церкви, мы не должны и не имеем право крестить неверующих людей, в том числе людей, не разрешивших перед крещением принципиальные вопросы веры. Мы не должны крестить детей, родители которых не собираются соединяться с Церковью. Мы не должны сочетать церковным браком супругов, которые не собираются жить христианской жизнью. Надеяться на то, что Господь найдет путь к неверующему человеческому сердцу можно, но не честно. Так как даже в житейских вопросах мы поступаем иначе. Мы учимся водить машину и только потом выезжаем на улицы городов, мы учим своих детей плавать и только потом разрешаем им самостоятельно ходить на водоем, мы не берем на работу людей, не имеющих профессиональных навыков. И если в вопросах повседневной жизни мы соглашаемся с важностью научения любому делу, то в духовных вопросах мы можем и должны помнить слова Спасителя «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».
Как и чему учить? Это один из самых важных вопросов, на который предстоит отвечать всю жизнь тому, кто имеет отношение к огласительным беседам. Первое, о чем хочется сказать, что очень важно учить, но при этом не превращаться в учителей. Думаю, многие сталкивались с ситуацией, когда к людям выходят духовные всезнайки, у которых уже готовы многочисленнее ответы, заготовлены универсальные поучения на все случаи жизни. Не успевает в их руки попасть несчастный новоначальный или оглашаемый, как такой человек стразу старается стать его духовным наставником. И не важно, стихарь на нем или ряса, он всегда и все знает, в его арсенале многочисленные притчи, истории, монашеские поучения, щедрые советы. Эти люди особой духовной важности, которые устремлены к духовной власти. Они очень быстро занимают пространство между человеком и Богом, видимо, забывая слова Господа, что «один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья» (Мф. 23:8). Давайте не будем такими учителями, помня, что свобода, дарованная человеку Творцом, одна из главных черт образа и подобия Божиего.
Нельзя забывать и том, что человек, впервые приходящий на огласительные беседы изначально находится в положении просящего, и надо быть очень деликатным и сдержанным, чтобы не оттолкнуть его. Всегда помнить о том, что мы не хозяева в храме, а работники, что мы находимся на территории Бога. Необходимо учитывать, что любая критическая оценка, исходящая от человека церкви, имеющая национальный, политический, религиозный, социальный характер, может ранить человека, и стать преградой для его веры. Об этом надо помнить всегда.
По сложившейся традиции нашей общины, огласительные встречи начинаются с молитвы. Собрания открывают миряне, имеющие опыт жизни в церкви и благословление на участие в огласительных беседах. Возможность общения новоначальных людей с церковными мирянами очень важна т.к. в первое время священник кажется им неким особенным субъектом таинственных отношений, чего нельзя сказать об обычных людях, а миряне могут являться примером того, что такие же, как они, человеки, имеющие житейские заботы, семьи, огороды, детей, далеко не безупречную жизнь, находят свое место в храме. Священники, как правило, присоединяются к нашим встречам несколько позже, когда уже беседа наберет «обороты» и люди станут более открытыми. Это способствует неформальной обстановке и появлению доверия.
От того, какой будет первая встреча, очень многое зависит. Давайте сделаем все, чтобы встретить пришедшего как возлюбленного брата, как возлюбленную сестру, как самого дорогого гостя. Человек, делающий первые шаги в храме, должен почувствовать, что его ждут и ему рады. Это важнее любой богословской темы, любого знания и информации, которые мы способны донести. Подобно Господу, который открыт для всех и принимает любого без условностей и формальностей, так и всем нам подобает встречать людей приходящих в храм. Совсем недавно, на одну из наших встреч, когда мы много говорили о любви и милосердии, пришел человек. От него пахло вином, он был неудобным собеседником, привлекал к себе внимание. Мы невольно начали показывать ему всем нашим видом, что он здесь неуместен, что ему было бы хорошо уйти. Он заплакал и ушел, никто его не остановил. И только через некоторое время нам всем стало грустно от того, что занимательные рассуждения о любви и милосердии помешали нам всем явить милость нашему ближнему, пусть и слегка подвыпившему собрату. Проснувшись наследующее утро, этот человек, возможно, ничего не будет помнить, кроме того, что его выставили из храма. Это, безусловно, не значит, что церковь должна быть собранием несчастных выпивох и опустившихся людей, но будем помнить о том, что Господь не избегал общества мытарей и грешников.
С чего начать? На наш взгляд, на первых встречах бывает очень важным поставить вопрос перед родителями, для чего они собираются крестить ребенка? И через нагромождение ангелов-хранителей, порч, сглазов, младенческих болезней, неожиданных смертей, родственных традиций, духовного наследия, постараться донести мысль о том, что главное действующее лицо в Крещении – это Христос. Не ребенок, не батюшка и не крестные, а именно Христос. С нашей точки зрения, задача первых встреч заключается в том, чтобы свидетельствовать перед оглашенными о Христе, постараться сделать все, чтобы им захотелось соприкоснуться с Ним. Не стоит бояться обсуждения таких вопросов, как, зачем мне нужен Христос и зачем я нужен Ему. Необходимо помнить о том, что у любого человека есть личный религиозный опыт, и к этому опыту следует проявлять подлинное уважение. Пусть этот опыт покажется странным или в какой-то степени нецерковным, но это именно та платформа, от которой можно отталкиваться. Когда наступит подходящий момент, имеет смысл деликатно попросить поделиться моментами Божиего присутствия в их жизни, соприкосновений с духовным миром. Именно личный опыт, как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1) ,позволяет найти путь к вере.
Особо стоит отметить, что разговор, по нашему мнению, не стоит начинать с обсуждения грехов и их видов, и уж тем более, с наказания за грехи. Замечательно об этом говорит священник Александр Шмеман: «Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не «освобождают» от мира и его соблазнов. Радость — основа свободы, в которой мы призваны «стоять»».
По нашему мнению, свидетельство о Церкви Христовой должно начинаться с вопроса о том, что же такое Церковь? Тут нам предстоит оттолкнуться от штампованных институциональных представлений и попытаться достичь Церкви, которая состоит из живых людей, собранных вокруг Спасителя. На самом деле, это чрезвычайно сложная задача. Но именно Церковь как община людей, становится понятной и доступной для ее новых членов. На наших встречах мы часто пытаемся выяснить у присутствующих, кто, с их точки зрения, является главой Церкви. И многие отвечают что Патриарх или даже Римский Папа. Но когда мы вместе приходим к выводу, что глава Церкви есть Христос, те, кто этого не предполагал, бывают глубоко тронуты.
Один из самых интересных вопросов, который можно поставить перед родителями заключается в том, почему они, будучи христианами, не имеют потребности быть в Церкви, но хотят при этом крещения для своих детей.
В конечном итоге, мы пытаемся подвести родителей к мысли о том, что если ими принято решение соединить их ребенка с Господом и Церковью, то до этого момента они сами должны войти в христианскую полноту. Поэтому решение о крещении, с нашей точки зрения, необходимо принимать, не раньше, чем родители начнут посещать богослужения, исповедоваться и причащаться святых Христовых Тайн.
Участие в богослужениях является одним из важнейших моментов оглашения. В нашем храме есть традиция приглашения оглашаемых на службы. Но зачастую, не навыкшему в богослужении человеку, бывает сложно понять, что происходит, в чем смысл того или иного действия, о чем молятся в храме, что совершает священник, что происходит в алтаре. Чтобы у людей была возможность разобраться с этими вопросами, в нашем храме в некоторые дни проводятся миссионерские богослужения. Во время этих служб, не нарушая установленного чинопоследования, есть возможность делать пояснения и необходимые комментарии, направленные на понимание смысла и порядка церковной службы.
Очень часто возникают вопросы о восприемниках, и замечательно, когда есть настоящие крестные, люди которые будут молиться о своем крестнике или крестнице, вдохновлять их примером своей горячей веры. Но к сожалению, так бывает не всегда. И мы должны отдавать себе отчет, что в большей степени ответственность за духовное устроение ребенка несут именно родители, и их отношение к вере, долгое время будет для ребенка определяющим.
Большой радостью для нас всех является приход в храм взрослых людей, которые намерены принять крещение в зрелом возрасте. Если такой человек появляется на огласительных встречах, то нет сомнений, что Господь ликует вместе с нами. Как правило, взрослые имеют свой жизненный опыт, устоявшиеся взгляды, сформировавшееся отношение ко многим вопросам.
Идти путем оглашения им бывает очень сложно, т.к. их учеба закончилась давным-давно. Зачастую предложение начать подготовку к крещению вызывает у них искренне недоумение. Но если состоявшийся человек готов искать истину и сердце его открыто, для катехизаторов он становится настоящим союзником. У него всегда есть вопросы, ему всегда есть чем поделиться, есть что рассказать. Он не готов с легкостью соглашаться, у него всегда живые аргументы, он готов спорить и отстаивать свое мнение. Но приходя к вере, открывая для себя Христа, такие люди проносят верность Спасителю через всю свою жизнь, с благодарностью вспоминая о наших встречах.
Неудобные вопросы. К счастью, или, к сожалению, нам приходится часто сталкиваться с такими вопросами. Большая часть неудобных вопросов касается поведения священнослужителей и негативного церковного опыта. Особенно больно слышать, когда люди рассказывают о хамстве, о замечаниях, сделанных в грубой форме, равнодушии, о духовном насилии, шовинизме, мздоимстве и других вещах, которых по определению не должно быть в церкви. По нашему мнению, большой ошибкой является оправдание всего этого стандартными формулами, что Господь таким способом испытывает нашу веру или смиряет гордецов.
Один из самых сложных вопросов о том, почему Господь допускает зло, почему страдают невинные? Как Бог может допустить смерть ребенка и насилие над теми, кто больше всех нуждается в Его защите и покровительстве? Следует помнить, что есть вопросы, на которые мы не можем ответить за Бога. Я неоднократно был свидетелем, как священники или миряне стараются дать ответ «любой ценой», и наш взгляд это является большой ошибкой. Иногда лучше не найти ответа, но оставить человека и Господа наедине друг с другом.
Отдельно стоит коснуться документов о прохождении бесед. Назначение их понятно и возможно люди смогут их предъявить в других храмах, как доказательство пребывания на оглашении. Но в них есть что-то возмутительно нелепое и странное. Еще жива память о справках о причастии и исповеди, имевших место в дореволюционной России. Я полагаю, что надо найти какой-то другой способ информирования и вместе об этом подумать. Возможно, это могут быть символические предметы, ограниченного выпуска или верительные грамоты, специально изданные Евангелия, но, конечно же, не справки.
Чтение Евангелия. Нам представляется крайне важным, чтобы во время огласительных бесед их слушатели прикоснулись к Евангелию. Нет более интересных и вдохновенных собраний, если люди, готовящиеся к крещению или церковному браку, обсуждают прочитанные страницы Благовестия. Прекрасной практикой является совместное чтение Евангелия на огласительных встречах. Проявление живого интереса к чтению Евангелия и глубина обсуждаемых вопросов всегда свидетельствуют о степени готовности оглашаемых или их родителей, крестных, брачующихся, к принятию святого крещения и церковного брака и их будущей верности Церкви Христовой. Представляется, что прекрасной и живой традицией может стать дарение Евангелия, всем участвующим в огласительных беседах. В нашем храме уже на протяжении нескольких лет мы стараемся придерживаться подобной традиции.
Крещение. Если все сомнения разрешены и община и священник уверены, что таинство не будет формальностью и только обрядом, Христос и Церковь действительно стали важнейшей ценностью для человека, мы с радостью назначаем день крещения. Здесь очень важно дать понять людям, что крещение – это не частное дело человека, родителей, семьи и даже рода. Но важнейшее и долгожданное событие для всей Церкви. С нашей точки зрения, присутствие близких и друзей, их участие, их молитва будут большой поддержкой и радостью для нового члена Церкви.
Не допустимым и глубоко противным духу Церкви является удаление матери из храма во время крещения. К сожалению, мы часто слышим о таких случаях.
Стоит упомянуть о том, что сам факт денежного пожертвования за крещение, может толковаться людьми неоднозначно. Поэтому нашей общиной во избежание любых суждений на эту тему принято решение отказаться от каких-либо пожертвований за совершения крещения.
В некоторых приходах есть традиция крестить взрослых людей во время литургии. Это действительно прекрасная возможность встретить новородившегося брата во Христе всей церковной общиной, когда вся Церковь молится и радуется о новом члене. Новопросвещенный приступает к причастию Святых Христовых Тайн, впервые принимая Тело и Кровь по молитвам всей Церкви, еще не сняв крестильную рубашку.
От нас с вами зависит, как новый член Церкви встретит самый главный день своей жизни, от нас с вами зависит, найдет ли он потом свое место в церковной общине, и сможет ли, получив небольшой опыт жизни в Церкви во время оглашения, пронести его через всю свою жизнь до встречи с Вечностью.