Главная > Вестник Миссионерского отдела > Основатель Высоцкого мужского монастыря преподобный Афанасий как распространитель просвещения. Иеромонах Тихон (Яковлев)

Основатель Высоцкого мужского монастыря преподобный Афанасий как распространитель просвещения. Иеромонах Тихон (Яковлев)

15 ноября 2014

Середина 14 века стала для Руси временем тяжелых испытаний. Непрекращающаяся междоусобная вражда и распри, постоянные набеги завоевателей, а главное — монголо-татарское нашествие и порабощение русских земель принесли с собой величайшие катастрофы и неисчислимые бедствия. Разоряя города, опустошая монашеские обители и храмы, монголы уничтожили множество православных святынь, в огне пожарищ бесследно исчезли неповторимые образцы русской культуры и письменности. «Агаряне церкви соборные грабили, — говорит летописец, — и алтарные места топтали и кресты святые и чудотворные иконы обдирали. Книги же в бесчисленном множестве все до единой погубили». Чужеземное иго привело к тому, что Русь практически полностью была выключена из культурного развития Европы. На долгие годы прерываются связи с братскими народами Балканских стран, Византии, Болгарии, монастырями Афона, что усилило невежество русского народа. Дрожащие при одном упоминании имени татарина, потерявшие нравственную опору, люди с надеждой осматривались по сторонам в ожидании освобождения. И таким Ангелом-Хранителем для Руси, по выражению священника Павла Флоренского, воспитателем и собирателем народного духа явился преподобный Сергий Радонежский, игумен монастыря Святой Троицы. От самого своего основания обитель преподобного Сергия делается центром обширной духовной и литературной деятельности, становится сокровищницей христианской веры. И как показала дальнейшая история нашей страны, именно силой этой веры русские люди «прогоняли полки чужих» (Евр. 11:34). Этой силой строились города, заселялись непроходимые леса и пустыни. Вера Христова вдохновляла зодчих и иконописцев. Благодаря твердой вере, трудам и подвигам многих учеников преподобного Сергия из стен Святой Троицы просвещение начало распространяться по всей Руси. Благодаря им в богословски бедной Московии были переведены и изучены лучшие книги, которыми был богат православный мир.

В 1373 году преподобный Сергий по просьбе благоверного князя Владимира Андреевича Храброго в пределах града Серпухова устрояет новый монастырь. Обойдя окрестности, преподобный Сергий и князь Владимир Андреевич в версте от города на возвышенности, которая в народе называлось «Высокое», избирают место для будущей обители. Монастырь решили воздвигнуть во имя Божией Матери в честь зачатия Её святой праведной Анной, а первым настоятелем поставить одного из ближайших учеников аввы Сергия преподобного Афанасия.

Святой Епифаний Премудрый сообщает о том, что «был Афанасий в добродетелях муж чудесный, и в Божественных Писаниях очень сведущий, и книги многие, написанные его рукой, до сих пор известны, и поэтому любил его очень старец Сергий». Но в особенности ярко раскрылись замечательные способности преподобного Афанасия после поставления его первым игуменом Высоцкой обители. Вместе с князем Владимиром Андреевичем подвизался он в устроенной по благословению преподобного Сергия обители. «И монастырь созда, и кельи устрои, и всех потребных довольно исполнив. И собралась много­чис­ленная братия в стадо добро мужа благочестивого и украшенного, этого славного Афанасия; этот монастырь по благодати Божией и до сих пор стоит, у всех на виду».

Один из самых ярких периодов просветительской деятельности новой обители под началом преподобного Афанасия приходится на первые годы ее обустройства и становления. «Возрождение живой преемственности от мира восточно-христианской духовности, возведение моста культуры между Византией и Русью — таков был масштаб деяний Афанасия» отмечает в своем труде архимандрит Иннокентий (Просвирнин).

При содействии благоверного князя Владимира Андреевича и стараниями преподобного, серпуховская обитель скоро получила возможность принимать у себя книжников, искусных каллиграфов, иконописцев, зодчих и певцов из Византии, принесших на Высокое и распространивших по всей Руси богатый опыт церковной культуры и искусства греко-славянского мира, который в это время переживал мощный духовный подъем. Под влиянием этой культуры в Высоцкой обители сформировался особый уклад монашеского жития, вобравший в себя опыт общего жительства Свято-Троицкой Сергиевой обители и строгость созерцательного молчания (исихии), принятых во многих монастырях Святой Горы Афон.

Немало подвизался преподобный Афанасий во благо своего Отечества и христолюбивого братства, отдавая все свои силы на служение Богу и людям. И прилагая труды к трудам, как повествует летописец, по благословению своего старца преподобного Сергия в начале 1387 г. он навсегда покидает Высоцкую обитель, чтобы остаток своей земной жизни провести вдали от Родины – царственном граде Константинополе. Не ради прихоти или искания лучшей жизни оставляет преподобный Афанасий свой монастырь, но Бога ради, продолжая свое нелегкое служение Русской Церкви и православному народу. В Константинополе он поселился в монастыре Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, где занимался изучением и переводом на славянский язык святоотеческих писаний. Благодаря его трудам русский народ смог приобщиться к творениям таких святых отцов, как Максим Исповедник, Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов, просвещаясь и умудряясь в страхе Божием. Находясь вдали от Родины, преподобный никогда не прерывал существующую духовную связь с Высоцким монастырем. В эту обитель Афанасий прислал семь великолепных икон Византийского письма, в дальнейшем получивших название Высоцкий чин. Лики Спаса и Богоматери, архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла написаны талантливейшим греческим мастером. Этим иконам суждено было сыграть важную роль в русской культуре, и прежде всего в сложении русской иконографической традиции. Есть предположение, что монастырь в Серпухове посещали Феофан Грек и Андрей Рублев. Современные исследователи считают, что под воздействием Высоцкого чина преподобный Андрей создал свой знаменитый Звенигородский чин и бесспорно то, что Высоцкий чин оказал серьезное влияние на работы многих московских иконописцев. Эти иконы, на сегодняшний день находящиеся в Государственной Третьяковской галерее, являются сокровищницей древней христианской культуры.

Венцом многолетних трудов преподобного Афанасия в деле просвещения русского народа и укрепления его в православной вере стал устав, известный в истории под названием «Око церковное». Во второй половине 14 века Византия переживала время духовного возрождения, и в первую очередь это коснулось богослужебной жизни. Константинопольским Патриархом Филофеем была сделана редакция Устава Церкви. Преподобный Афанасий, по достоинству оценив преобразования, сделанные православным Первоиерархом, занялся переводом и переработкой этого Устава для Русской Церкви. Работа преподобного Афанасия была не просто переводом с греческого языка на русский, но явилась вполне самостоятельным трудом – изложением или, как говорили, списанием Устава. По выражению известного литургиста XIX века проф. Московской духовной Академии И. Мансветова, «Око Церковное» имеет ярко выраженное «национальное направление» и «местно русскую окраску», что явилось сильным импульсом к большей самостоятельности и обособленности русского церковного устав от греческого. В «Оке Церковном» находит свое отражение начавшийся во второй половине XIV века рост самосознания нашего народа. В месяцеслове преподобного Афанасия появляется значительное число памятных дней, посвященных славяно-русским святым.

Новый устав, появившись на Руси, был принят в Высоцком монастыре, Троице-Сергиевой Лавре, в обители Саввы Сторожевского и других монастырях Москвы и Новгорода. Менее чем за полвека устав «Око Церковное» получил практически повсеместное распространение и лег в основу служебного устава, которым и по сей день руководствуется Русская Православная Церковь.

Посвятив всю свою жизнь на приумножение данных ему от Бога талантов – веры, молитвы, пастыря, учителя, книгописца и храмоздателя, около 1401 года преподобный Афанасий мирно отошел ко Господу и прославлен в сонме Радонежских святых. Его память торжественно совершается в Серпуховском Высоцком мужском монастыре 12(25) сентября.