Главная > Просвещение вне прихода > Социальное служение > Особенности духовно-просветительской деятельности в больничных учреждениях

Особенности духовно-просветительской деятельности в больничных учреждениях

12 сентября 2013

Материалы из дипломной работы Щербак Е.И. «Особенности катехизаторской деятельности в больнице. Теоретические и практические рекомендации для катехизаторов» с редакторской правкой и дополнениями.

 

Катехизаторская деятельность в больничных учреждениях требует специальной подготовки. Идеально будет, если катехизацией в больнице будет заниматься медицинский персонал или человек, имеющий медицинское образование или хотя бы минимально разбирающийся в медицине. Отсутствие знания медицинского дела вызывает сложности, во-первых, в получении доверия у больного (а это уже половина успеха), а во-вторых, без знания медицины трудно будет поддерживать диалог, так как человека в этот момент в основном волнует конечный результат – выздоровление.
В катехизаторской деятельности в медицинских учреждениях можно отметить ряд проблем.
Самая первая и основная проблема – недоверие со стороны больных. Да, сегодня, когда в духовной сфере, особенно вокруг таких мегаполисов, как Москва, действует множество мошенников, мало кто из людей может оказать доверие группе добровольцев «без опознавательных знаков», которые заглядывают в палаты в вечернее время и предлагают побеседовать о вере, или делают объявления о приходе священника. Медперсонал тоже смотрит на них не совсем одобрительно, и катехизаторы, если имеют возможность, вынуждены защищаться «всемогущим» именем главврача. Такое положение не только не способствует возникновению доверия к Церкви, но и отталкивает людей от Православия. Положительным решением данной проблемы является введение для больничных катехизаторов единой униформы, как это делается для православных сестер милосердия. Отметим, что во время Крымской войны на сестрах милосердия была не только одинаковая одежда, но им возлагался крест на ленте, который они носили как награду. Вот что сказал святитель Филарет Московский после возложения креста на сестер милосердия: «Вступите же радостно в сей благословенный подвиг и проходите его неослабно при содействии благодать Христовой. Для укрепления себя в оном каждый раз, когда будете возлагать на себя крест, даруемый вам в знамение сердоболия, вспоминайте сердоболие Господа нашего Иисуса Христа, Который из любви к страждущему человечеству исцелял всякий недуг и всякую болезнь и Сам волею пострадал и умер на Кресте, дабы всех нас исцелить от смертоносной болезни греха. Вспоминайте сердоболие Пречистой Богоматери, которая с пронзенным сердцем предстояла Кресту и погребению Сына своего, подавая нам пример сострадания. Сими воспоминаниями прививайте себе чистую и спасительную болезнь человеколюбивого сострадания – пусть болит ею сердце ваше; сия святая болезнь и для больных и для здоровых будет источником исцеления».
Внешний вид, по которому можно узнать больничного катехизатора, помогает людям относиться к Церкви с доверием. Не случайно священники, врачи или военные носят особую форму, по которой любой человек может легко узнать их род деятельности. В настоящее время есть положительные примеры тому, что больничные катехизаторы или сестры милосердия в торжественной обстановке посвящаются на служение больным и получают специальную форму, благодаря которой их узнают в больницах и оказывают им доверие. Этот аспект является очень важным, потому что хотим мы или не хотим, но «встречают по одежке».
Вторая проблема – отсутствие специальной подготовки катехизаторов. Конечно, можно сказать, что если человек хороший и верующий, то у него все получится. Но практика показывает другое. Неподготовленный человек, который начинает заниматься катехизаторской деятельностью, может принести духовный вред, так как не имеет твердых познаний из области Православного вероучения и не знает эффективных способов его передачи современному человеку. Без специальной подготовки больничных катехизаторов лучше не приходить к больным, иначе будет больше вреда, чем пользы. От редакции: В Московской епархии с 2011 года действуют миссионерско-катехизаторские курсы, где можно получить соответствующую подготовку.
Третья проблема – отсутствие искренней заинтересованности со стороны многих настоятелей приходов в отношении деятельности катехизаторов. К сожалению, сегодня в Церкви все еще бывает редкостью штатная единица «катехизатор-миссионер» даже в крупных приходах. Постепенно данная работа проводится, но важно отметить, что труд человека, который хочет посвятить свою жизнь проповеди Православной веры, должен представлять для него источник пропитания и существования, в противном случае его деятельность будет осуществляться по остаточному принципу – сколько останется свободного времени и желания на катехизаторское дело, столько этому и будет посвящаться сил и времени. А ни для кого не секрет, что свободного времени сегодня почти ни у кого нет. Вывод – катехизацией будут заниматься лишь небольшое количество людей, которые либо обеспечены (но таковым обычно не до катехизации), либо это неработающие пенсионеры, либо совсем молодые люди, которых пока еще содержат родители. Как мы видим, надеяться на существенные достижения в катехизаторской деятельности в таком варианте не приходится. Положение можно изменить только если на уровне крупных приходов будет утверждена штатная единица «катехизатор-миссионер» с определением круга обязанностей и обязательной оплатой его трудов, потому что «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10). Катехизатор сегодня – это не просто человек, который будет заниматься подготовкой оглашаемых ко Крещению. Кроме того, катехизатор может выполнять несколько функций: оглашать готовящихся ко Крещению, проводить занятия в Воскресной школе (не только для детей, но и для взрослых), организовывать паломнические поездки, проводить духовно-просветительские беседы в учебных и социальных учреждениях, консультировать в дневное время приходящих в храм людей и прочее. Если священник сложит с себя часть нагрузки на катехизатора, он только выиграет, и даже не столько он сам, сколько прихожане, которые получат возможность больше времени беседовать со священником. Сегодня нужен именно хороший специалист, конечно, если в таком человеке не будет христианских качеств любви и милосердия, то такой «специалист» вряд ли принесет пользу людям.
Рекомендации катехизаторам при работе с больными людьми
Если любой род деятельности христианина требует самоотдачи, то больница и больные – это область, в которой нельзя работать людям без сердечной заинтересованности, без желания помочь.
Во-первых, катехизатору необходимо очень хорошо знать основы Православного вероучения.
Во-вторых, необходимо запастись любовью и терпением к людям, потому что человек во время болезни зачастую становится раздражительным, капризным. Не нужно воспринимать весь негатив на свой счет, необходимо продолжать помогать больным, служить им, «ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45).
В-третьих, больного необходимо воодушевлять своим радостным отношением к жизни, уверенностью в выздоровлении. Например, известный всем нам доктор Е.С. Боткин советовал студентам: «Радостное и приветливое настроение – драгоценное и сильное лекарство, которое зачастую помогает гораздо лучше, чем микстуры и порошки. Только сердце для этого нужно, только искреннее сердечное участие к больному человеку. Так не скупитесь же, приучайтесь широкой рукой давать его, тому, кому оно нужно…». Очень верное и очень ценное замечание.
Безусловно, от человека верующего, особенно от посвятившего себя на служение больным, требуется самоотверженная любовь к страдальцам, любовь, в которой человек видит в первую очередь ближнего и в последнюю очередь – себя. О такой любви писал св. праведный Иоанн Кронштадтский: «Слово утешения от сердца, исполненного Христианскою любовию, как поток жизни, проливается в сердце страждущего; самый взор с таким сердцем как луч света проникает в душу, омраченную печалью. Если точно сия любовь управлять будет вашим служением страждущему человечеству, то и телесные дела сего служения по тайному благословению Верховного человеколюбца – Бога спасительны будут для тела болящих и душевные ваши расположения будут приносить им душевное облегчение, вожделенное само в себе и опять естественно благотворное для здравия телесного, но что еще важнее, ваше Христианское человеколюбие будет для них непрестанным Христианским поучением – ваше упование на Бога может подкреплять их против уныния и страха смерти, молитва веры вашей может быть целебнее всякого врачевства и для тела и для духа их. Для сего Апостол, дав заповедь, болящему призывать пресвитеры церковные, да молитву сотворят над ним, дабы не подумали, что сим исключается молитва прочих, тотчас присовокупляет общее наставление: Молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5:16)».
Кронштадтский пастырь писал также о том, что если у верующего будет сострадание, то это уже половина успеха: «Чем искреннее будете вы человеколюбивы и Боголюбивы в сердце, тем менее трудности будете вы находить в делах служения вашего, тем более успеха, тем более блаженства!»
Болезнь не всегда дается человеку с возможностью выздоровления. Это страшно, больно, мучительно, но бывает так – люди умирают, несмотря на усилия врачей, священнослужителей, несмотря на горячие молитвы родных. Это не фатализм или неумолимость Бога, просто «судьбы Твои – бездна великая!» (Пс.35:7). Смерть – это не конец всего, это начало другой жизни, переход в вечность. Важно катехизатору достойно приготовить больного к этому таинству – таинству расставания с земной жизнью. Необходимо помнить, что если мы сознательно лжем и говорим человеку, что все хорошо, что он скоро поправится, а в действительности он при смерти, то через эту ложь мы лишаем человека сугубого покаяния, которым он мог бы очистить свою душу за всю свою жизнь. Необходимо помнить пример Благоразумного разбойника, который за несколько минут перед смертью обратился к Богу и получил скорейший ответ Человеколюбца: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
В подобных случаях нельзя впадать и в другую крайность – нельзя быть жестокими в отношении больного, нельзя говорить о смерти, как о чем-то обыденном, нельзя показывать пренебрежения по отношению к больному, которому немного осталось времени наслаждаться общением с людьми. Необходимо это время наполнить вниманием и любовью к страждущему. Например, в одной из онкологических детских больниц г. Москвы имеется возможность для неизлечимо больных детей исполнить какое-нибудь заветное желание. Средства жертвуют различные организации и частные лица, поэтому дети получают возможность посетить различные страны, интересные места, приобрести дорогостоящую игрушку, покататься на автомобиле. Да, потом они умирают, и это неизлечимая рана на сердцах их близких, которые хотели их видеть живыми и радостными. Но эти дети уходят из жизни, испытав немного счастья, получив тепло и участие от родных и знакомых, а нередко и от совершенно незнакомых людей. Их жизнь и смерть делает находящихся рядом с ними людей чище и добрее. К сожалению, таковы в реальности наши души и сердца – нас мало что трогает, пока беда не коснется нас самих или наших близких.
В Священном Писании Господь строго предупреждает, что «если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными» (Втор. 28:58-59). Сколь необходимо нам знание Закона Божия и жизнь по этим заповедям, чтобы увидеть нам благо на земле живых.