Главная > Вестник Миссионерского отдела > Пастырский опыт в реабилитации нарко- и алкоголезависимых. Игумен Серафим (Николин)

Пастырский опыт в реабилитации нарко- и алкоголезависимых. Игумен Серафим (Николин)

15 мая 2013

Игумен Серафим (Николин). Настоятель Казанского храма с. Гридино-Шувое Егорьевского района

Прежде чем начать рассказ о практическом опыте в работе с наркозависимыми и алкоголезависимыми, хочу сказать о взгляде Церкви на эту современную социальную и очень острую проблему.

Святейший Патриарх Кирилл в одном из выступлений по этой проблематике высказал такое мнение: «Все должны работать, чтобы остановить это истребление народа, потому что без радикальных мер воздействия невозможно остановить все увеличивающееся пьянство. Речь идет о выживании нашего народа. Никаких шуток, никаких кривотолков быть не может, мы перед лицом реальной опасности. А перед лицом реальной опасности наш народ всегда умел сплачиваться. Дай Бог, чтобы сегодня мы смогли сплотиться и победить в этой борьбе».

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, гласят: «С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь».

Наркомания – это хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Для того чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуются, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей.

Церковь свидетельствует, что употребление наркотика является грехом, направленным на разрушение собственной богозданной природы (Быт. 1:27). Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознает, что злоупотребление психоактивными веществами может иметь для его жизни трагические последствия. Прежде всего, это нарушение нормального функционирования организма, развитие пагубной болезни – наркотической зависимости, разрушение социальных связей.

Греховным является и стремление достичь с помощью психоактивных веществ «измененного сознания»: ухода от реальности для получения удовольствия, «просветления» или «разрешения» духовно-нравственных проблем.

Формирующаяся зависимость часто толкает человека на совершение других греховных деяний: распространение наркотиков, мошенничество, воровство, разбой, проституцию, нанесение увечий ближнему, вплоть до убийства. Нередко наркозависимый завершает жизнь тяжким грехом – самоубийством. В периоды употребления наркотиков человек может совершить такие преступные деяния, на которые в обычном состоянии никогда не решится. Человек, приобретающий наркотики с целью употребления, вступает в связь с криминальными структурами и становится звеном в цепочке преступного бизнеса.

На любой стадии зависимости человек с помощью Божией может прекратить наркотизацию. Нежелание или отсутствие решимости отказаться от того, что разрушает его жизнь и жизнь его близких, также является грехом.

Наркомания – это проблема не только отдельного человека, но и его близких. Зачастую наркомания является следствием разобщенности членов семьи, нарушения эмоциональных связей, пренебрежения важнейшими основами семейной жизни, таким как взаимное уважение, забота, любовь и верность. В тоже время, члены семьи наркомана, как правило, сами становятся созависимыми, приспосабливаясь к патологической деформации в межличностных отношениях, и нуждаются в помощи специалистов.

Широкое распространение наркомании является следствием духовного неблагополучия всего общества – усиливающегося эгоизма и отчуждения между людьми, утраты фундаментальных духовных ценностей и нравственных ориентиров.

Наркомания – грех, но вместе с тем, наркоман – это больной человек, попавший в беду. Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). «Нет воли Отца Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12-17). Любой человек способен изменить свой греховный образ жизни и встать на путь спасения. Добровольное желание зависимого человека прекратить наркотизацию и согласиться на реабилитацию есть необходимое условие успеха реабилитационного процесса. Вне зависимости от тяжести и срока наркотической зависимости, Господь силен излечить страждущего данным недугом при искреннем желании последнего. Зависимый человек должен быть активным и сознательным участником реабилитации, готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости. Служители Церкви могут и должны оказать помощь человеку, решившемуся прекратить употребление наркотиков, участвуя в процессе исцеления в качестве соработников Божиих.

В нашем реабилитационном центре, созданном на базе центра реабилитации «Чайка», существует отделение реабилитации подростков, злоупотреблящих психоактивными веществами. Центр «Чайка» является структурным подразделением Министерства социальной защиты Московской области, поэтому финансирование осуществляется из областного бюджета. Идея создания отделения возникла 5 лет тому назад и была инициирована польской ассоциацией МОНАР, которая уже давно работает в области реабилитации наркозависимых. Отделение работает по методу терапевтического сообщества, в основу которого положены достижения русского и советского педагога А.С.Макаренко. Работа с созависимыми (родственниками наркозависимых) ведется по методике нашего современника – психотерапевта из Нижнего Новгорода С.Н.Зайцева.

Под реабилитацией или лечебно-реабилитационным процессом в наркологии понимается медико-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса. Для достижения этой цели используется комплекс медицинских, психологических, психотерапевтических, воспитательных, трудовых, социальных мер и технологий.

Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации больных и используя методы, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной задачи. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех. Для попавшегося в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится необходимым шагом на пути спасения.

Поэтому администрация реабилитационного центра «Чайка», в лице своего директора В.М.Романюка, решила пригласить для духовного окормления центра священнослужителей нашего благочиния. Этим занялся я, и результатом нашей совместной деятельности стало создание домового храма в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского на территории центра в январе 2011 г. В результате этого, наша совместная деятельность вышла на более высокий и качественный уровень. Если раньше мы совершали молебны о страждущих, проводили беседы духовного характера, принимали участие в совместных спортивных мероприятиях, то теперь у нас появилась возможность в самом центре совершать таинства Исповеди и Св. Причащения. До этого, реабилитируемые для того, чтобы причаститься Тела и Крови Христовой приезжали в городской храм, где я проходил свое служение, но это было не всегда удобно, т.к. некоторые не могли выезжать за пределы центра в силу различных обстоятельств.

В настоящее время духовное окормление наркозависимых строится следующим образом:

  1. Ежемесячная исповедь и причащение Тела и Крови Христовых (для желающих), мы стараемся мотивировать всех, но т.к. уровень воцерковленности очень низкий, приходится работать и в этом направлении.
  2. Участие реабилитируемых в Литургии, молебнах, самостоятельное совершение утреннего и вечернего молитвенного правила.
  3. Беседы духовно-нравственного и просветительского характера. Мы говорим не только о вере, но и об истории, географии, затрагивая другие интересные темы.
  4. Совместно с реабилитируемыми, я участвую в спортивных играх, проявляя заботу не только о духе, что первостепенно, но и о теле, которое является жилищем Духа.

Кроме того, жители реабилитационного центра частые гости на приходе, где я являюсь настоятелем. Здесь они посещают святой источник, принимают участие в различных хозяйственных послушаниях.

Кроме того, организация реабилитационного процесса включает в себя:

  • первичное консультирование, которое проводится в кабинетах первичного приема или заочно – по телефону;
  • детоксикацию, проводимую в лечебных учреждениях;
  • мотивационный период, который проводится в центре, когда вновь прибывшие знакомятся с центром и его работой;
  • основной период реабилитации, который предполагает участие реабилитанта в церковной жизни и проводится в самом центре, желательно в значительном удалении от крупных городов (наш центр находится в 14 км от города);
  • ресоциализация, которая проводится вне центра, и в ходе которой прошедший реабилитацию человек подыскивает себе жилье, трудоустраивается, имеет возможность получать консультативную помощь специалиста и пастырское окормление священника;
  • постреабилитационное сопровождение, которое осуществляется с согласия прошедшего реабилитацию человека и включает поддержание связи с центром, где проводилась реабилитация;
  • работу с родственниками наркозависимых: помощь семье наркозависимого в выходе из состояния созависимости, в разрешении проблем, которые провоцируют одного из членов семейства на наркотизацию; в отдельных случаях, наркозависимому может быть рекомендовано по окончании реабилитации жить отдельно от семьи, иногда на значительном расстоянии; работу с членами семьи зависимых лиц следует начинать на этапе первичного консультирования.

Начиная с мотивационного периода, церковная реабилитация включает деятельное раскаяние, участие реабилитантов в Таинствах, молитву церковную и домашнюю, пост, трудовое послушание, индивидуальное духовное руководство. В процессе реабилитации следует заниматься также культурным развитием наркозависимых, обучать ремеслу (если есть для этого возможности), развивать творческие способности. При работе с родственниками наркозависимых людей достижению благоприятного результата содействуют индивидуальные консультации, групповая работа и беседы с духовниками.

На уровне приходов, благочиний и епархии в программу отрезвления, помимо запретительных, включаются меры культурно-просветительные, экономические и прочие. В частности необходимо:

  1. Организовывать специальное противоалкогольное (трезвенное) просвещение, школьное и внешкольное (курсы, лекции, противоалкогольная литература, учебные пособия и проч.)
  2. Содействовать организации борьбы с нетрезвостью (спортивные мероприятия, певческие хоры, народное творчество).
  3. Вести борьбу с питейными обычаями и предрассудками, распространение безалкогольных изделий, введение их в обиход вместо алкогольных.

Кроме того, для улучшения подготовленности самих пастырей для оказания консультативной и пастырской помощи страждущим, нами сейчас по благочиниям Московской епархии проводятся пастырские семинары, имеющие своей целью обучить священнослужителей основам пастырской помощи алкоголезависимым и наркозависимым. Ведь алкоголь также является наркотиком и употребляется, как одно из средств уничтожения русского народа, то есть нашей с вами паствы.