Главная > Материалы > Культура > Пророческая роль Церкви в культуре
petrov-vodkin-umilenie-zlih-serdec

Пророческая роль Церкви в культуре

06 августа 2009

petrov-vodkin-umilenie-zlih-serdecМы знаем, что Церковь продолжает нести служение Христа в нашем мире. Если это верно по отношению к служению Христову в целом, то верно и относительно Его пророческой миссии. В чем же она состоит? Как утверждает православная догматика, – в узнавании и возвещении людям воли Божией [31, с. 91], касающейся жизни и человека, и всего мироздания. Пророчество опознает, выявляет следы присутствия Божества в окружающей нас истории, в прошлом ли, в настоящем или в будущем. Так и в мировой культуре Церковь может отыскать свое по духу, даже если это – не собственно церковное творчество.

«Христианская культура – не обязательно та, которая прямо говорит или рассуждает о Христе» [30, с. 57]. Если художника волновали вопросы добра и зла, не давали покоя проблемы поиска истины, – он уже стоял на пути, где его мог встретить Спаситель. И по тому же самому пути он поведет своих читателей, слушателей, зрителей… «Именно поэтому все чистое, глубокое, благородное и художественное, что когда-нибудь появилось на земле или дошло до нас, испытывается нами, христианами, как близкое, родственное нам по духу, как подлинно великое и драгоценное, незримо навеянное силой веруемого нами Господа, еще не открывшегося человеческому сознанию, но таинственно вдохновлявшего человеческие сердца» [15].

О русской культуре можно сказать особо, что «вся она, словесная во всяком случае, свидетельствует о Христе. И причем это не только свидетельство о Христе, но еще и мученичество» [35, с. 313].

Утверждая, что источник вдохновения многих деяний культуры – Сам Господь, мы опираемся на апостольское слово, что «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17), и на Господню волю о том, чтобы из того, что дано Ему Отцом, ничто бы не погибло (Ин. 6:39). Посему наша задача – сберечь для Христа все, что стремилось к Нему в этой жизни, бережно относясь к мировому культурному достоянию, подобно тому как и Господь всякую плодоносящую ветвь очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15:2).

Воцерковление произведений искусства – тоже способ миссии. Приведем пример такого рода из приходской жизни.

Традиционно на Рождество в приходе поздравляли детей. Сперва это были привычные вертепы и песнопения, изображавшие события праздника. Все это было красиво и правильно, но все же трудно было отделаться от мысли, что действия, разворачивающиеся перед детскими взорами, происходили где-то далеко от нас, и когда-то давным-давно. Таким образом, мы погружались в прошлое, и очень непросто было осознать, что на самом деле то, что мы празднуем, происходит всегда и, в каком-то смысле, находится вне времени. Тогда и возникла мысль взять современную сказку и превратить ее в рождественскую. Попалась книжка итальянского писателя-коммуниста Джанни Радари «Путешествие Голубой Стрелы». В ней речь шла о том, как игрушки из магазина, узнав, что у бедных детей на новогодние подарки просто нет денег, решили сами придти к ним в праздничную ночь, сбежав от хозяйки-феи. Повесть была социально заостренная, в ней резко подчеркивался конфликт между богатыми и бедными, простыми и власть имущими. Счастливый финал заключался в том, что бедный (и уже потому хороший) мальчик Франческо был принят на работу в магазин игрушек, где ему подарили вожделенный заводной поезд.

Прочитав книгу, участники приходского театра решили поставить по ней спектакль. Социальные аспекты были смягчены, герои стали противостоять не друг другу, а тому, что есть недоброго в себе самих. Получилась настоящая сказка о самопожертвовании, где игрушки дарили себя нуждавшимся в них детям, и в конце концов никто не остался без рождественского подарка. Каждый из героев совершил нравственный поступок, после которого стал достоин уважения… Спектакль играли семь раз от Рождества до Сретения, зрители были в восторге, спрашивали, откуда такой сюжет. И мало кто мог поверить, что его почти не сочиняли, его увидели.

Глаза, привыкшие искать Христа, увидели в обычной сказке то, чего другим было не разглядеть.