Главная > Вестник Миссионерского отдела > Сотрудничество со светскими СМИ. А нужно ли это нам? Протоиерей Игорь Гагарин

Сотрудничество со светскими СМИ. А нужно ли это нам? Протоиерей Игорь Гагарин

16 мая 2012

Сейчас, слава Богу, появилось очень много церковных изданий: газет, журналов, альманахов и пр. В интернете масса православных сайтов. Cтоит ли продолжать выступать в светских газетах и журналах, когда своих полно. Тем более, что многие такие издания бывают очень далеки от Церкви, и зачастую наши публикации соседствуют с совершенно неприемлемыми для православного человека материалами. Прошли ведь те времена, когда мы были вынуждены пользоваться любой возможностью сказать что-то о вере и не очень-то были щепетильны в выборе издания. Больно невелик-то и выбор был. Сейчас все иначе. Возможности писать и печатать у нас широки как никогда. Только успевай! И ведь не всегда успеваем. Нужно ли продолжать сотрудничать со светскими СМИ, тем более с теми, которые явно не выглядят нашими союзниками?

Я убежден, что это очень нужно и очень важно. Работа с церковными и светскими СМИ ― совсем не одно и то же. Наши, церковные, газеты и журналы издаются для нас же самих. Православные там пишут, православные же и читают. Те, кто за оградой Церкви, наших газет и журналов не покупают и раскрывают их редко и чисто случайно. Если же такой нецерковный человек, раскрыв светскую газету, наткнется на хорошую статью о вере, если он даже просто из любопытства начнет читать, не станет ли это первым шажком на пути ко Христу. Впрочем, понимаю, что все может быть с точностью наоборот. Прочитает, плюнет и окончательно решит не иметь ничего общего с нами. Тут зависит от того, как написано. Материал должен быть подан так, чтобы, бросив на него даже случайный взгляд, читатель не перелистнул бы поспешно страницу, не обещающую ничего интересного, а захотел хотя бы пробежаться по первым строкам. А начав читать, уже не смог бы оторваться. Понимаю, что говорю о ситуации идеальной и очень редкой. Но любой пишущий в светских СМИ должен стремиться к этому. Я лично знаю несколько человек, путь в Церковь для которых начался с чтения хорошей, интересной статьи. Сейчас они вполне воцерковленные люди и благодарны той статье, тому автору, той газете, с которых начался новый этап их жизни, а лучше сказать, началась подлинная жизнь. Публикации в светских СМИ носят миссионерский характер и, может быть, это самый действенный вид современной миссии. Ведь порой это единственная возможность сказать что-то важное тому, кто пока еще не с нами.

Так случилось, что, начиная с 1993 года, мне довелось практически еженедельно писать статьи и проповеди для электростальской газеты «Молва», а затем «Новости Недели». Поскольку работа эта продолжается уже около двадцати лет, накопился некоторый опыт, которым хочется поделиться.

В 1993 году нам предложили написать несколько статей для Электростальской газеты «Новости Недели». Однако первая же публикация положила конец сотрудничеству. Когда мы увидели ее в газете, были горько разочарованы. Статья вышла с измененным заголовком и в урезанном виде. Причем сокращено было самое важное. Да и новый заголовок совсем не соответствовал тому, что мы хотели сказать. Мы попытались протестовать, но в редакции было твердо заявлено, что право редактировать статьи — их законное право. Редакции виднее, что интересно будет читателю, а что нет, какой заголовок уместнее и что необходимо сократить. Мы бы не возражали, если бы правка касалась только языка, но затронуто и искажено было содержание. Согласиться с этим мы не могли, и на долгие годы сотрудничество с этой газетой было прервано. Похожая ситуация случилась позже с другой газетой, уже в другом городе. Да и вообще, как мне известно, попытка редактировать нас тем или иным образом повторяется то там, то здесь. Причем редактированием часто занимаются люди, очень слабо знакомые с предметом. Думаю, нам необходимо отстаивать свою позицию и не допускать искажения того, что вышло из-под нашего пера.

Совсем иначе повела себя редакция газеты «Молва». Здесь сразу же согласились, что никаких изменений в наши материалы вноситься не будет, а если все же это потребуется, все будет согласовано с нами. В результате в газете появилась еженедельная  рубрика «Скрижали», просуществовавшая около пятнадцати лет, и, как признавались люди, для многих электростальцев чтение публикаций этой рубрики стало началом их воцерковления.

Любая наша публикация, снова повторю, должна быть не только полезна и содержательна, но и интересна. Я бы даже сказал ― увлекательна. Мы ведь обращаемся к читателю, далеко не всегда расположенному нас слушать. Привлечь внимание можно удачным, неожиданным заголовком, яркой иллюстрацией, подходящим эпиграфом… Поэтому наши статьи не очень-то должны по форме походить на те проповеди, которые читаем с амвона. Первая же фраза должна «зацепить» внимание читателя, возможно даже удивить его. Это не всегда приветствуется всеми «правильными» православными. Как-то я взял эпиграф из Марины Цветаевой. И тут же получил от некоторых собратьев упреки. «Что ж ты, отец, творишь! Она же ведь самоубийца! — позвонил мне один старший сопастырь, — неужели у нас мало Святых Отцов, чтобы цитировать!» Мне, однако, думается, что привлекать примеры из светской литературы очень уместно, когда обращаешься к читателю, воспитанному на светской художественной литературе и совершенно пока еще не готовому воспринимать святоотеческую.

Что же может быть интересно современному человеку? Порой думают, что самое интересное ― различного рода чудеса и необычайные явления. А поскольку рядом с церковным преданием пышным цветом расцветает околоцерковная мифология, и не всегда умеет человек отличить одно от другого, то и дело появляются публикации о многочисленных мироточениях, сенсационных предсказаниях и других «чудесах двадцатого и уже двадцать первого века». Я не возражаю против чудес. Они, конечно, были и будут. И все же серьезный, думающий человек не к этому тянется в своем духовном поиске. Самым интересным всегда является человеческая душа, человеческая жизнь. Многие из нас слышали очень верные, на мой взгляд, слова: «Никто никогда не уверует в Бога от всего сердца до тех пор, пока не увидит хотя бы на одном лице сияние вечной жизни». Вот главное чудо, самое яркое и убедительное! В идеале, конечно, таким лицом должно бы стать наше лицо. В этом случае не надо уже никаких слов. Но если с нами такого преображения пока еще не случилось, то все же есть немало людей, жизнь которых стала сиянием, способным многих увлечь. Рассказы о таких людях, написанные увлекательно и убедительно, являются всегда самыми удачными публикациями. «Словеса опровергаются словесами, но чем можно опровергнуть жизнь?» (свт. Григорий Палама)

Существует, как известно, три вида текста:

  • повествование,
  • описание,
  • рассуждение.

Если мы бываем порой склонны порассуждать, далеко не каждый читатель склонен читать рассуждения. «Ну вот! Развел философию!» — слышишь от такого читателя, обрывающего чтение, ставшее для него скучным. Это же во многом относится к описаниям. Большинству интересно читать повествование, рассказ, и нам необходимо это учитывать. Часто какая-то яркая жизненная ситуация, интересный пример, яркое событие, замечательная биография говорят сердцу гораздо больше самой убедительной проповеди-рассуждения. Самыми удачными публикациями я считаю статьи о новомучениках и исповедниках, свидетелях веры наших дней, о таких ярких светильниках Церкви как архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, мать Мария (Скобцова), Великая Княгиня Елизавета Федоровна и многих других. Воистину «… чем можно опровергнуть жизнь?» При этом надо сказать, что гораздо интереснее читать о людях, живших недавно, чем о древних святых, рассказы о которых неподготовленному современнику представляются чем-то мифологическим.

Если мы порой не успеваем откликнуться на то или иное событие церковной жизни, запаздываем с проповедью или статьей на тему какого-то, например, праздника, часто находятся люди, с радостью готовые нам «помочь». Есть немало любителей написать что-то для газеты и радующихся любой возможности напечататься. Помню, как-то «закрутился» и не успел написать статью к празднику Троицы для Ногинской газеты «Богородские Вести». И вот в день праздника в газете появилась пространная статья, написанная незнакомым автором. В ней подробно рассказывалось обо всех народных приметах, связанных с Троицей, о том, как поступать с березовыми веточками, принесенными из храма в этот день, о целебных свойствах отвара из листьев березы, и огромное множество прочей суеверной чепухи, не имеющей никакого отношения к Церкви. На наши упреки редактор ответил тоже упреками, по совести говоря, вполне справедливыми: «Но ведь вы ничего не написали, а тут человек пришел и принес, на наш взгляд, интересный материал!» Что тут возразишь! Там где мы «не успеем» сказать то, что необходимо сказать, вместо нас, к нашему стыду, скажут другие. Если редакция далека от Церкви, такое легко проходит в номер. Это в худшем случае. В лучшем бывает иначе. При отсутствии материала от нас редакция обращается за помощью к интернету, где можно найти статью или проповедь практически на любую тему. Иногда действительно получается удачная публикация. Часто, однако, такие перепечатки оказываются устаревшими и не интересными. Место в газете заполнено, однако едва ли такая статья кого-нибудь вдохновит.

Одной из интересных форм работы мне кажутся ответы на вопросы. Ведь когда просто пишешь статью, не знаешь наверняка, не будет ли она «гласом вопиющего в пустыне». Каждая наша публикация претендует на то, чтобы утолить в какой-то мере ту самую прекрасную человеческую потребность, которую называют духовной жаждой. Получится это или нет, зависит не только от нас. Надо еще, чтобы были жаждущие. Когда появляется вопрос, это значит, что появился «жаждущий». Значит, моя статья будет прочитана хотя бы одним человеком, тем, кто задал вопрос. На самом деле часто бывает, что вопрос, заданный кем-то одним, интересует не только его одного. Отвечая одному, отвечаешь многим. Вопрос может выглядеть наивным, несуразным, праздным. Но даже такой вопрос может послужить прекрасным поводом начать серьезный разговор.

У многих нецерковных людей сложились устойчивые стереотипы по отношению к верующим. Для них стать православным означает необходимость отказаться от множества жизненных радостей. Христианская религия, как, впрочем, и любая другая, представляется им суммой запретов и предписаний, причем запретов гораздо больше. «Если я стану верующим, мне станет многое нельзя из того, что сейчас можно. И зачем мне это нужно!» — рассуждает такой человек. «Вот вы себя своей религией ограничили со всех сторон, всего боитесь, а я хочу жить свободно и радостно!»- говорил мне один школьный учитель. Но мы-то знаем, что по-настоящему свободно, радостно, творчески возможно жить только с Богом и в Боге. Запреты, конечно, есть. Их, однако, не намного больше, чем у любого порядочного человека, в том числе и у неверующего. С невоцерковленными людьми нужно говорить не столько о запретах и предписаниях веры, не о ритуальной стороне христианства, а о любви, красоте, свободе, творчестве, которые так прекрасно просияли во Христе, в святых, в тех, кто посвятил свою жизнь Богу и Церкви. Необходимо показывать в наших публикациях, что жизнь христианина не только спасительна, но чрезвычайно интересна и радостна.

Никто не любит, когда его пытаются учить жить, когда ему что-то навязывают, куда-то подталкивают. Вообще, как известно, любая попытка подтолкнуть к вере ― самый действенный способ оттолкнуть от нее. Свободному человеку всегда претит любое давление извне. Мы никому ничего не навязываем, мы просто знаем нечто необыкновенно интересное и прекрасное, и хотим рассказать об этом другим. Кто-то пожмет плечами и пойдет дальше своим путем, а кто-то, быть может, и отзовется, захочет узнать об этом побольше и поподробнее. Вот для них, я думаю, мы и пишем. Таких, откликнувшихся, никогда не будет очень много, их всегда будет меньшинство, но это не должно смущать и огорчать нас. Если за Самим Христом последовало далеко не большинство слышавших Его, то разве может быть «ученик  выше Учителя». В конце концов, сказано, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5:20). Даже если это произойдет с одним единственным из наших читателей, стоит писать и печататься везде, где только готовы с нами сотрудничать.

В этой же связи хочу пожелать, чтобы поменьше было в наших публикациях различного «негатива». Конечно, бывает порой необходимо и обличать, и критиковать, даже пригрозить. Но не с этого должно начинаться знакомство человека с миром веры. Если же и возникает необходимость писать о чем-то горьком, постыдном, недостойном, делать это в духе любви, не столько гневаясь, сколько огорчаясь и не теряя надежды на то, что любая неправда, любое зло могут быть преодолены силой веры и любви. Как сказал один древний мудрец, «чем проклинать тьму, лучше зажечь хотя бы одну маленькую свечку». Пусть каждая наша статья и будет такой свечкой.