Настоятель Покровского храма с. Перхушково Одинцовского района
Доклад основан на опыте душепопечения в стационарах Одинцовского района и не претендует на охват всех возможных вариантов сотрудничества Церкви и лечебных учреждений.
Важность работы в больницах обусловлена особым временем для души христианина, находящегося там. Это время, когда надо подкрепить душу страдающего человека в уповании на Господа, во время испытания болью, страхом смерти. Необходимы утешение и благодать Божия, которые подаются через священника. Безусловно, присутствует духовная польза и для человека, помогающего больным.
Правовые аспекты служения
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в т.ч. на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N125-ФЗ, религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, … по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей (п. 3 ст. 16).
Правовая база для организации душепопечения также основана на документах, совместно принятых Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения. Главный такой документ – это соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подписанное 8 июля 2011 г. Соглашение подписали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А. Голикова.
Согласно ст. 3 Соглашения о сотрудничестве, к сфере сотрудничества отнесена «организация домовых храмов в стационарных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, подведомственных Минздраву России».
Однако при практической реализации положений законодательства нередко возникают затруднения, связанные, в том числе, с отсутствием формализованных правоотношений между медицинской и религиозной организациями, особенно в случаях, когда последняя совершает на территории или в помещениях первой богослужения или другие религиозные обряды и церемонии.
С целью устранения указанных затруднений, Минздравом России во взаимодействии с Отделом по церковной благотворительности Московского Патриархата и Юридической службой Московской Патриархии, разработан типовой договор о сотрудничестве, предусматривающий предоставление религиозной организации соответствующих зданий (помещений) и осуществление иной деятельности религиозной организации на территории учреждения здравоохранения[1].
На практике, сначала заключается договор о сотрудничестве Местной православной религиозной организации и Государственного учреждения (в данном случае больницы).
В том случае, если руководство лечебного учреждения выделяет помещение для проведения служб, дополнительно заключается договор между Местной православной религиозной организацией (Храмом) и Государственным учреждением о безвозмездном пользовании имуществом. Это договор регистрируется в местной администрации. Список необходимых документов для заключения договора обозначает местная администрация, и он может изменяться в зависимости от района.
Образцы договоров между больницей и приходом представлены на сайте Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению отдела http://diaconia.ru/ в разделе «Методических материалы».
Иногда встречаются отказы от допуска священника к больным, чаще в реанимационных отделениях. Комментируя такие случаи, бывший министр здравоохранения Татьяна Голикова в официальном письме в Московскую Патриархию от 15.08.2012 году подтвердила, что, в соответствии со статьей 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения. Поэтому, по словам министра, отказ администрации лечебных учреждений пускать священника недопустим. «В этой связи, отказ администрации лечебных учреждений в допуске священнослужителей к пациенту противоречит не только нормам закона, но и нормам морали — это очень важно для многих пациентов, так что это вопрос не только медицинского права, но и медицинской этики», — подчеркнула Татьяна Голикова. Министр отметила, что между Минздравсоцразвития и Русской Православной Церковью было подписано Соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает сотрудничество в сфере создания условий для деятельности православных религиозных организаций и православных социальных служб, включая осуществление богослужений и организацию домовых храмов в стационарных учреждениях здравоохранения и социального развития. Кроме того, по словам министра, подготовлен проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В 19 статье законопроекта закреплено право пациента на допуск к нему священнослужителя в больничном учреждении и обязанность администрации лечебного учреждения на предоставления условий для отправления религиозных обрядов в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
Место служения.
Душепопечение в больнице может проходить при любых условиях, но оптимальным является создание внутри больницы домового храма. Если храм будет отдельно стоящим, не соединенным переходом с главным зданием, то это существенно затрудняет попадание туда больных. Выделение помещения достаточной площади является часто серьезной проблемой. Поэтому надо привлекать верующий медперсонал для ходатайства перед руководством больницы в решении этого вопроса. Желательно иметь помещение площадью не менее 20-25м2, иначе недостаток кислорода, кашель будут затруднять нахождение больных на службе. Если комната мала, то можно пытаться делать выносные динамики, и части больных во время службы находиться в коридоре, что все же не очень удобно.
В случае отсутствия помещения, можно пытаться совершать богослужения в тупиковых коридорах, непроходных местах, комнатах для собраний медперсонала.
Если существует больничный храм, очень желательно, чтобы он был открыт, если не каждый день, то хотя бы в определенные часы 1-2 раза в неделю. В храме необходимо иметь библиотеку, святую воду, крестики. Перед храмом на доске объявлений должен быть размещен телефон дежурного священника для экстренных вызовов. Объявления должны быть также вывешены на сестринских постах и в столовых.
Формы служения
Главной формой душепопечения, если позволяют условия, является совершение Божественной Литургии. Время ее начала должно быть таким, чтобы больные успевали на анализы и обход врача. Имеет смысл совершать Литургию в сокращенном виде, чтобы не отягощать больных. Практика сокращать Литургию ранее существовала в боевых условиях. Как вариант, можно предложить следующий:
- часы читать или до прихода больных, или вовсе их оставить;
- Антифоны не полностью;
- Блаженны без тропарей;
- по малом входе тропарь, слава и ныне…, кондак;
- один Апостол и одно Евангелие;
- после Евангелия – ектения «Рцем вси», на которой можно вставить прошение или молитву о болящих («Врачу душ и телес…»);
- возглас взять с последней ектении верных (остальные ектении опустить, их тайные молитвы надо прочесть заранее, например, на антифонах);
- как вариант, сразу за Евангелием может следовать Херувимская (без ектений);
- «Верую» и «Отче наш» читать.
Сократить последнюю ектению( перед «Отче наш») можно до 3 прошений.
Многие, не утвердившиеся в вере, боятся причащаться одной лжицей, особенно среди больных. Выход простой – причащать маленькой лжицей (из Дароносицы), вкладывая частицу, просить закрывать рот после того, как лжица будет убрана, не облизывая ее. Желательно проводить разъяснение по данному поводу, но поскольку контингент больных постоянно меняется, с этим могут быть определенные сложности.
В случае невозможности совершения Литургии, можно причащать больных запасными Дарами (сухими или взятыми с последней Литургии в храме, что удобнее). Перед причастием можно прочитать молитвы перед причастием болящих (или изобразительны, обедницу). Перед исповедью обязательно надо сказать несколько слов о частых, смертных грехах, помочь прийти в покаянное устроение. Желательно, чтобы исповедь больными готовилась заранее, по возможности, записывалась. Данный совет может даваться через объявления, а также в беседах дежурных по больничному храму. В случае первой исповеди особенно важно помочь больного осознать совершенные им смертные грехи. В больнице возможно еженедельное причастие, частота исповеди регулируется священником. Частая исповедь может быть полезна больному, но настаивать на ее обязательности перед каждым причастием вряд ли стоит.
Единого мнения о сдаче крови на анализ после причастия нет, вопрос этот не однозначный, как некоторые считают (например, архимандрит Софроний (Сахаров) был против), но, по крайней мере, в нашей епархии, благословляется донорство и в день причастия. Требовать в больнице обязательного поста перед причастием, чтения правила перед причастием не следует, оставив это на усмотрение больных. Между тем, о важности этого нужно говорить. При необходимости, до причастия можно принимать лекарства и пищу (например, при сахарном диабете, язвенной болезни). Предупредить, чтобы после причастия не чистили зубы, не лечили их в этот день, не выплевывали несколько часов, не глотали диагностический зонд. Причащать непосредственно в сам день операции (плановой или срочной) или манипуляции под наркозом нельзя (возможна рвота, установка зондов, интубация). Также нельзя причащать больных с наружными свищами гортани, глотки и пищевода, с непроходимостью пищевода, с желудочными зондами и пищеводным кровотечением, с некупирующейся рвотой. Им можно рекомендовать понемногу давать святую воду. Инфекционные больные, распространяющие инфекцию, должны причащаться в палатах, а не в храме. Если причастие происходит не утром, то желателен перерыв в пище в течение 3-4 часов (при отсутствии противопоказаний).
Если говорить о помощи именно в лечении, то главным здесь является таинство Елеосвящения. В больнице имеет смысл совершать краткий чин елеосвящения, принятый Священным Синодом на заседании 26 декабря 2012 года «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору» (размещен на сайте Московской Патриархии). Оно совершается, когда сложно служить более длительный чин (реанимация, большое количество больных). Можно, если позволяет ситуация, совершать полный чин Елеосвящения, а помазывать в конце 1 раз, как было в России до второй половины 20 века и сейчас совершается в Греции, на Афоне. Такие разрешенные сокращения вполне уместны, так как сделают таинство Елеосвящения более реальным для совершения в условиях большого количества нуждающихся в нем.
Из опыта, большую пользу приносит беседа священника с больными накануне причастия. Хотя это отнимает у священника немало сил, требуется лишний раз встречаться с больными, но число причастников становится гораздо больше. Можно поручить такие беседы дежурным по храму или показывать несколько отобранных просвещающих фильмов. Так как для многих больных представляет сложность сразу прийти на исповедь и причастие, после подобных бесед для этот путь облегчается. На беседах объясняется необходимость исповеди и причастия, рассматриваются смысл и пагубность грехи, развенчиваются суеверия, даются наставления о духовной жизни, разбираются многочисленные вопросы больных. Надо подсказать больным, как молиться, в том числе за врачей, какие можно взять на себя духовные труды для излечения. Напомнить, что для болящих главными молитвенными трудами являются «благодарения и воздыхания», по словам святителя Тихона.
Причастие тяжелобольных осуществляется или по просьбе их родственников или соседей по палате. Где есть штат требных сестер (сестер милосердия), они могут обходить палаты и собирать информацию о желающих причаститься, объяснять им, что для этого требуется. Есть факторы, которые способствуют тому, чтобы больной начал исповедоваться и причащаться:
1) предложение требной сестры (хотя бы и отвергнутое вначале);
2) посещение и приветствие священника, обращенное к нему лично;
3) исповедь других больных.
Если есть возможность, при больничном храме образовывается сестричество. Устав одного из таких, Свято-Димитриевского сестричества, можно увидеть на сайте http://diaconia.ru/. Там же размещено практическое пособие для требных сестер в электронном виде. В Одинцово при 123 больнице существует похожее сестричество. Сестры дежурят в храме, обходят палаты. Кто желает, учится уходу за больными и предлагает свои услуги в качестве патронажной сестры. Подобный опыт существует и у больших городских храмов.
В условиях невоцерковленности нашего общества надо стараться тактично разрешать случаи непонимания с медперсоналом, зачастую нерелигиозным, не обостряя ситуацию. Например, бывший министр здравоохранения, ныне директор института гематологии академик Воробьев негодовал, что священники приходят в черных одеждах и этим пугают суеверных врачей и пациентов. В таком случае лучше священнику иметь светлый подрясник, схожий по цвету с медицинским халатом, что сразу разрешит эту проблему.
В случае большого количества медицинских учреждений в городе, окормление их городскими клириками бывает затруднительно. Тогда возможно использовать опыт, например Одинцовского благочиния, где все священники благочиния задействованы в служении в городских медучреждениях по утвержденному графику.
Особенности душепопечения в различных отделениях больницы – это тема отдельного разговора.
[1] http://p2.patriarchia.ru/2013/04/02/1236929493/Domovye-Hramy.pdf