Священник Сергей Жигало, клирик Преображенского храма г. Люберцы
Душепопечение в Церкви, по сути своей, можно назвать духовным акушерством. Как после физического рождения младенец первыми видит медиков-акушеров, так при рождении духовном, после молитвы покаяния, молитвы примирения с Богом, первыми встречают человека служители душепопечения – церковные пастыри. Поэтому будет уместно ключевой проблемой данного сообщения сформулировать следующий вопрос: что бывает, когда эти две стези, душепопечение и акушерство, духовное и сугубо мирское делание встречаются вместе? Каким образом они могут содействовать друг другу, и какие положительные результаты могут принести?
Душепопечение в акушерстве можно разделить на три этапа: дородовой, предродовой и послеродовой.
Особенности душепопечения беременных в дородовой период касаются участия в Таинствах Церкви, соблюдения поста и совершения особых церковных молитв священником для беременной женщины.
Особенности участия в Таинствах Церкви беременных женщин.
- Беременной женщине рекомендуется чаще прибегать к таинствам Исповеди и Причастия. Беременная (непраздная) женщина освобождается от поста, возможно облегчение молитвенного правила при частом причащении, другие послабления. Особым моментом, который необходимо учитывать при беременности – возможный токсикоз и тошнота, в период обострения которого может быть, стоило бы воздержаться от Причастия.
- Краткость пребывания на богослужении. Не устанавливается определенных временных рамок пребывания на богослужении – насколько хватает сил, все определяется физиологическим состоянием женщины.
- Сидение во время богослужения. Очень многие молодые женщины стесняются садиться в храме, уступают место пожилым прихожанам, тем более что на ранних сроках еще не видно беременности. Надо стараться убедить женщину, что лучше по причине физиологического состояния вовремя сесть, чем дожидаться обморочного состояния.
- Вкушение небольшого количества пищи после богослужения. Хорошо, чтобы в храме была возможность подкрепить силы после службы – попить чая, перекусить. Многим женщинам до храма бывает непросто добраться, иногда приходится ждать, пока муж доедет, чтобы забрать, иногда приходится добираться самостоятельно.
- Возможность внеочередного соборования в случае угрозы не вынашивания беременности и других осложнений протекания родового периода.
Как видно из вышеперечисленного, все особенности участия беременных женщин в Таинствах Церкви носят предельно щадящий характер. Невоцерковленные женщины, не зная об этих особенностях, часто совсем не обращаются за духовной помощью: не ходят в храм во время беременности, а приходят непосредственно перед самими родами, в основном, чтобы получить благословение на благополучные роды. Хорошо было бы сделать и разместить в храме листовку, в которой рассказывалось бы о том, в чем заключается духовная подготовка к предстоящим родам, что делать после рождения ребенка.
Особенности соблюдения поста беременными женщинами.
- Освобождение от соблюдения всех годичных постов и постов по средам и пятницам от момента установления беременности до окончания кормления грудью. В разумных пределах, ведь некоторые женщины кормят и до 6 лет. Обычно установленный разумный срок освобождения от соблюдения поста при кормлении грудью – год после рождения ребенка.
- Освобождение от евхаристического поста перед причастием. Обычно человеку перед причастием благословляется пост от 1 недели до 3 дней, беременные женщины от этого освобождаются, главное, чтобы выдерживался нравственный пост, и было покаянное чувство.
- В случае выраженного токсикоза или осложнений беременности разрешение причастия не натощак.
Совершения особых церковных молитв беременной и священником.
- Молитвы беременной женщины, которые можно встретить в разных молитвословах.
- Молебны перед иконой Божией Матери «Помощница в родах» — это особая икона, которая дарована нам Богородицей.
- Благословение на роды и чтение особых священнических молитв о благополучном протекании родов и рождении ребенка.
Особенности душепопечения беременных в предродовой период
В отличие от дородового периода, к этой категории относятся те женщины, которые непосредственно поступили в родильные отделения медицинских учреждений.
- Исповедь, причастие, молебны в роддоме. Воцерковленная женщина старается заблаговременно подготовиться к моменту родов: берет благословение и причащается в своем родном храме. В тоже время есть те маловоцерковленные женщины, которые в домовой церкви при роддоме делают свои первые духовные шаги. Надо отметить, что роды являются очень сильным толчком для многих женщин, чтобы они своим сердцем почувствовали необходимость Божией помощи в этот ответственный момент своей жизни. Но и женщины, которые причащались в своем храме, в случае необходимости могут прибегнуть к церковным Таинствам в роддоме.
- Еженедельное проведение молебнов также сподвигает женщину задуматься о духовном, потому что в родильном доме женщины находятся не только непосредственно перед родами, но и на сохранении на разных стадиях беременности.
- Непосредственное чтение молитвы священником роженице перед родами.
- Важный момент — обучение рожениц молитвам во время схваток и родов. Когда роженица во время родов молится короткими молитвами, она имеет внутреннюю духовную опору и, как правило, хорошо переносит схватки и роды. С момента начала схваток до окончания родов, если хватит сил, традиционно рекомендуется читать молитву «Богородице Дево, радуйся».
Особенности душепопечения беременных в послеродовой период
Необходимо отметить, что первая часть богослужебной книги «Требник» начинается как раз с молитв о женщине, разрешившейся в родах и о её ребенке.
- Молитвы в первый день после рождения. При условии, что священника, скорее всего не допустят к роженице сразу после родов, особенно если она пребывает в общей палате, но если он знает женщину, то по ее просьбе может прочитать эти молитвы в храме.
- Самой значимой церковной проблемой в роддоме является возможная смерть новорожденных младенцев без крещения. Для решения этой проблемы необходимо обучение рожениц, сестер милосердия и медперсонала Крещению младенцев «страха ради смертного» в угрожающих для жизни ситуациях. Даже если ребенок находится в кювете, достаточно намочить руку в обычной чистой (проточной) воде и троекратно окропить младенца рукой со словами: «Крещается младенец (нарекается имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». Для этого чина не требуется святая вода. С этого момента ребенок является крещеным. Также надо отметить необходимость прикрепления определённого священника к родильному дому, и желательно, чтобы он жил или служил рядом, чтобы он мог незамедлительно прибыть в роддом в любое время дня и ночи для проведения таинства Крещения «страха ради смертного». И если младенец после погибает, то его можно отпевать, и он подлежит дальнейшему каноническому церковному погребению и поминовению – это большое утешение для матери. Горе женщины нередко усиливается, когда она узнает, что ее погибшего некрещеного младенца нельзя поминать в Церкви.
Вместе с тем, врачи и медперсонал, которые несут свое служение в роддомах, часто свидетельствуют о резких положительных изменениях в состоянии младенцев после Крещения «страха ради смертного». Многие из этих детей выживают вопреки неблагоприятным медицинским прогнозам. На этом этапе душепопечение рожениц заканчивается, и возобновляются уже после выписки из родильного дома
- Молитвы на восьмой день после рождения ребенка, наречение имени младенцу. По церковной традиции, на восьмой день ребенок приносится в храм, и ему нарекается имя. На практике, к сожалению, родители не утруждают себя прибытием в храм, и по обычаю эта молитва читается непосредственно перед чином крещения в храме.
- Молитвы матери и ребенку на 40 день после рождения. Это очень важный момент, так как является завершением периода естественной послеродовой нечистоты матери. Срок окончания этого периода приблизительный, у некоторых женщин может быть 35 дней, у других — более 40 дней, в зависимости от этого и совершается данная молитва. Она дает женщине право прикасаться к иконам, святыням и причащаться Святых Христовых Таин.
- Молитва женщине в случае извержения чада (выкидыша). Эта молитва говорит о том, что убийство младенца может произойти вольно или невольно, и называет женщину, у которой случился выкидыш, «невольно в убийство впадшею». Причиной непроизвольного выкидыша по вине женщины может быть излишняя ее физическая активность, подъем тяжестей, неправильное питание, интимные отношения и др. Для того, чтобы женщина оказалась в чистоте после такого эпизода в ее жизни, и читается данная молитва.
Своевременное крещение и воцерковление ребенка.
- Чем быстрее будет крещен ребенок, тем лучше. Согласно наиболее распространенной сейчас церковной традиции, крещение здоровых младенцев осуществляется в ближайшее время после сорокового дня после родов. Но если родители обеспокоены состоянием здоровья ребенка, были какие-то осложнения во время родов или хирургическое вмешательство у ребенка после родов, то родители имеют право крестить ребенка в любой день, когда захотят.
- Первые три года жизни после родов молодая мама не может из-за ухода за ребенком полноценно принимать участие в церковных службах, возникают трудности для причастия и исповеди. Физическое переутомление, бессонные ночи и бытовая семейная нагрузка затрудняют молитвенную жизнь, и исполнение молитвенных правил дома. Это один из самых трудных периодов жизни, когда молодая христианка оказывается практически на 2-3 года вырванной из обычной церковной жизни, и поэтому особенно нуждается в поддержке духовника. В этот момент духовники обычно благословляют женщине щадящий уровень участия в церковных службах и домашних молитвах, дают конкретные рекомендации – когда быть с ребенком, когда попросить бабушек и дедушек о помощи, а самой прийти в храм и т.д.
Подводя итог, необходимо отметить, что в Православной Церкви издревле духовному попечению о матерях уделяется особое внимание, выраженное в пастырском окормлении и специальных молитвословиях. Этим опытом нельзя пренебрегать.