Главная > Иноверие и инославие > Расколы в Православии > «Истинно-Православная Церковь России» юрисдикции «архиепископа Московского митрополита Всероссийского» Рафаила (Прокопьева). Протоиерей Александр Смолиевский

«Истинно-Православная Церковь России» юрисдикции «архиепископа Московского митрополита Всероссийского» Рафаила (Прокопьева). Протоиерей Александр Смолиевский

17 ноября 2011

 

  1. Основные исторические сведения.

«Истинно-Православная Церковь России» юрисдикции «архиепископа Московского митрополита Всероссийского» Рафаила (Прокопьева) является одной из многочисленных неканонических религиозных раскольнических организаций, претендующих на «истинность» и позиционирующих себя в качестве правопреемниц так называемого «иосифлянского» раскола или движения (в зависимости от того, как его рассматривать с точки зрения церковной истории и церковного права), названного так по имени митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых), который и ввел термин «Истинно-Православная Церковь», употребив его в 1928 году в одном из своих писем. На самом деле претензии этих раскольнических организаций на вышеуказанное правопреемство основаны на спекуляциях вокруг трагических страниц истории Русской Православной Церкви в XX веке. Реально история иосифлянского движения оканчивается серединой 1940-х годов. Значительная часть из немногих выживших в лагерях известных иосифлянских деятелей в этот период примиряется с Московской Патриархией, другая же  часть полностью сливается с катакомбниками.

Катакомбное движение, зародившись уже в первые послереволюционные годы в силу исторических обстоятельств и по политическим мотивам, в конечном итоге или вливается одной своей частью в состав Московской Патриархии, или другой своей частью вырождается, приобретая при этом подчас очень причудливые формы. Вот как описывает эти тенденции петербургский историк церкви М.В. Шкаровский: «Со временем заметной становилась тенденция вырождения части катакомбников в секту. Длительное существование в подполье, необходимость конспирации, невозможность для епископов поставить себе канонических преемников порождали внутри катакомбного движения обстановку взаимного недоверия и сектантской замкнутости, в результате чего это движение обретало черты, свойственные сектам: дробление на группировки, сознание собственного превосходства, самоизоляция не только от мира, но и от остальных поместных Православных Церквей» [1, с.263]. К 1970-м годам катакомбное движение почти полностью лишилось старого духовенства канонической преемственности. Последними каноническими катакомбными епископами были Петр (Ладыгин) († 1957), Варнава (Беляев) († 1963) и Димитрий (Локотко) († 1970-е), после смерти которых не осталось в живых ни одного «катакомбного» архиерея, чьё преемство восходило бы к епископату указанных общин и не подлежало бы сомнению.

Более того, 1950-1960-е годы – это время появления в катакомбах «самозванных» епископов, в силу чего современные раскольнические организации, в том числе и «Истинно-Православная Церковь» юрисдикции «митрополита» Рафаила (Прокопьева), называя себя самовольно и без всяких на то оснований  «истинно-православными», на самом деле не имеют никакого канонического преемства, восходящего к «Истинно-Православной Церкви» иосифлянской традиции, при этом опираясь на очень смутную историю собственного возникновения.

Поэтому слова «митрополита» Рафаила (Прокопьева), данные им в интервью газете «Московские новости» от 04 июня 2002 года (http://krotov.info/spravki/persons/21person/prokopev.html), о том, что основателем данной «церкви» является митрополит Иосиф (Петровых), стоит поставить под сомнение.

 

  1. Рафаил (Прокопьев-Мотовилов) – «архиепископ Московский митрополит Всероссийский».

 

О том, каковы на самом деле канонические основания данной раскольнической организации, можно понять из биографии самого «предстоятеля» «Истинно-Православной Церкви» «митрополита» Рафаила (Прокопьева). Она интересна еще и потому, что в какой-то мере описывает состояние дел в современных раскольнических структурах.

Леонид Семенович Мотовилов («митрополит Рафаил») родился 18 сентября 1947 года в деревне Ерал Челябинской области. По собственному утверждению, является по материнской линии праправнуком Николая Александровича Мотовилова, «служки» преподобного Серафима Саровского.

После окончания школы поступил в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище. В 1967 г. женился и взял фамилию жены Прокопьев. В 2009 году Прокопьев вновь сменил свою фамилию на Мотовилов, о чем существует документ, с которым можно ознакомиться на сайте «Истинно-Православной Церкви» (http://ipckatakomb.ru/pages/576/).  Служил в Северной группе войск в Польше, в Забайкалье и Закавказье. Закончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. Впоследствии был направлен на службу в Главное разведывательное управление. В 1981 году в качестве военного советника был командирован в Ливан, где в 1984 году подорвался на мине, потерял правую ногу, повредил левую, перенес  множество операций, пережил состояние клинической смерти.

После лечения по решению министра обороны был направлен в военный институт преподавателем тактики, где под воздействием экстрасенса Кашпировского проводил свои первые «целительские» опыты над курсантами. В 1990 году, выйдя в отставку, он организовал собственный «Целительский центр», впоследствии получивший название «ПРОИС». Подробно об оккультном характере «целительского» центра можно узнать из книги доктора медицинских наук иеромонаха Анатолия (Берестова) и Алевтины Печерской ««Православные колдуны» – кто они? Что необходимо знать о современных магах, экстрасенсах и других служителях оккультизма» (М.: Сретенский монастырь, «Новая книга», «Ковчег», 1998 г.). Также центр «ПРОИС» был квалифицирован как деструктивная оккультно-религиозная организация в  изданной Государственной Думой РФ в 1998 году книге «Религиозная среда обитания: Оценка угроз и поиск мер защиты» и в экспертном заключении Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №45-э от 12 августа 1999 г. на характер вероучения и деятельности оккультно-религиозной организации «ПРОИС».

Вот что сам Прокопьев пишет о «целительстве» в своей книге «Стяжатели Духа Святаго» (издательство «Демиург-Арт», М., 2003), в автобиографической ее части, в главе под названием «Откровения Рафаила»:

«Хотя бабушка была революционеркой, но с верой православной не порывала, занималась целительством…

<…> Я сам видел результаты. Приносили скрюченую радикулитом женщину. Бабушка что-то делала, а потом появлялась дама с подарками.

Бабушка и меня приобщала к целительству, показывала, что и как делать, просила: принеси горячей водички, засеки время, подай зверобой, полынь, сходи в лес, нарви мать-и-мачехи, насобирай шиповника. Она, как могла, старалась передать свое целительское искусство, как и полагается на Руси, старшему внуку…

<…> Она учила меня разговаривать с живыми и неживыми предметами и слышать их ответы…

<…> Она умирала на моей постели от инсульта…

<…> Прячась за сарай, проплакал дня три и все корил себя, что не хотел учиться целительству, расстраивал ее своим глупым упорством. Твердо решил искупить свою вину. Рядом жила сестра деда, Анна Григорьевна, тоже занимавшаяся целительством. Зашел к ней посмотреть, что и как она делает. Но меня там не поняли, я вроде был помехой» [2, c. 141-142];

«И все же решил уйти из армии. Это было непростое решение. Принял его, когда почувствовал, что во мне раскрылся дар целителя. Бабушка все же сумела передать это великое таинство, и я понял, что на поприще врачевания человеческих недугов смогу принести больше пользы людям, чем преподаванием тактики…

<…> У человека три основных тела: физическое, духовное и энергетическое. Обслуживанием духовных потребностей людей по праву занимается Церковь. У каждого человека должен быть свой духовный наставник, которому можно покаяться, снять боль души. Болезни физического тела лечит врач. А энергетическую структуру человека оберегает целитель. В идеале это триединство и помогает каждому пройти свой земной путь.

С февраля 1994 года я уже твердо стал на путь целительства. Но затем понял, что быть целителем и не быть священником больше не могу» [2, c. 156];

«21 декабря 1995 года обратился с письмом к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II с предложением взять народное целительство под свое окормление. Несколько месяцев ждал ответа, но так его и не получил…

<…> Отношение к целительству у служителей церкви неоднозначно. Сами они этим даром не обладают и подозревают всех в шарлатанстве…

<…> Никто не вправе запретить дар Божий. Я в детстве воспринимал в штыки попытки бабушки приобщить меня к своему искусству, хотя потихоньку подсматривал, как она врачует. Бабушка лечила людей в основном травами, сама изготавливала мази. Нашептывала и старинные заговоры…

<…> Я всегда ощущал в себе большой энергетический потенциал, мог на спор поднять температуру тела до 38 градусов. Но для того, чтобы эта энергия могла послужить другим людям, ее потоки нужно перестраивать. Вот это духовное преображение завершилось монашеством. Только совершив этот круг, я смог по-настоящему заняться целительством» [2, с. 157-158].

Не получив ответа от Патриарха Алексия II, Леонид Прокопьев обратил свой взор к  таким одиозным личностям, как Лазарь Каширский (Константин Алексеевич Васильев), Иоанн Береславский (Вениамин Яковлевич Янкельман) и Тихон Филиппов, которыми, после развода с женой, был последовательно рукоположен во «диакона», «священника» и «епископа», приняв еще и «монашеский постриг» с именем Рафаил, что в переводе означает «целитель Божий». Константин Васильев – запрещенный в служении священник Русской Православной Церкви, получивший «епископский» сан (под именем «епископа» Лазаря) у «архиепископа» Иоанна Бондарчука, в то время перешедшего из Московского Патриархата, но запрещенного в служении и лишенного всех степеней священства и монашества, в неканоническую «Украинскую Автокефальную Православную Церковь» (УАПЦ). В дальнейшем Лазарь Каширский организовал религиозную организацию деструктивного характера «Церковь Откровения» и провозгласил себя «Агнцем Откровения». Иоанн Береславский, основатель тоталитарной секты «Богородичный Центр», принял монашеский постриг и священническую хиротонию от «схимитрополита» Кавказского Феодосия (Гуменникова), «иерарха» «серафимо-геннадиевской» ветви «Российской Катакомбной Церкви», названной так по именам двух деятелей катакомбного движения  — полулегендарного «архиепископа» Серафима (Михаила Алексеевича Поздеева), на самом деле, авантюриста и самозванца, выдававшего себя то за великого князя Михаила Александровича Романова, брата последнего русского императора, то за рукоположенного Патриархом Тихоном архиерея, о чем хорошо свидетельствуют материалы следственных дел Поздеева [3], и «схимитрополита» Геннадия (Секача), получившего «епископское» посвящение, причем совершенное единолично, от лжеархиепископа Серафима и создавшего самую многочисленную катакомбную «иерархию» (всего он рукоположил 39 «архиереев»). По фамилии «схимитрополита» Геннадия эта ветвь называется еще «секачевской». «Епископство» Иоанна Береславского получено от того же Иоанна Бондарчука. Тихон (Филиппов) рукополагался в диаконы опять же у «секачевцев», «священство» получил от Лазаря Каширского, а «епископство» – от все тех же Иоанна Бондарчука и Лазаря Каширского в 1990 г. Таким образом, первое рукоположение во «епископа» Л.С.Прокопьева не может считаться законным.

Далее, при своем «Целительском центре ПРОИС», расположенном в Москве по улице Радио, дом 12, строение 1, в 1996 году Прокопьев создал религиозную организацию «Община Архангела Рафаила», открыв подворья в Санкт-Петербурге, Красноярске, Астрахани, Новгороде, Саранске, а также в ближнем зарубежье, в Минске и Чернигове во главе с рукоположенными им самим наместниками, своими учениками-экстрасенсами.

В том же 1996 году, порвав с Васильевым и отобрав у него все юридические реквизиты, Прокопьев вместе со своими «викариями» и Коломенским «епископом» Тихоном (Филипповым) вступил в общение с еще одной раскольнической организацией «Украинской православной церковью Киевского патриархата» (УПЦ КП) «патриарха» Филарета (Денисенко), получив при этом титул «епископа Красноярского».

19 декабря 1996 г. в Богоявленском соборе подмосковного города Ногинска «епископ» Рафаил (Прокопьев) участвовал в церемонии коронации авантюриста Николая Николаевича Дальского, именовавшего себя «Императором Всероссийским Николаем III». Сама церемония вызвала скандал, в результате которого Филаретовский Синод в начале 1997 года предпочел публично отречься как от самого «действа», так и от Рафаила и иже с ним.

Покинув ряды УПЦ КП, Рафаил (Прокопьев) в 1997 году присоединился  к «Российской Истинно-Православной Церкви» (РосИПЦ), новосозданной неканонической раскольнической организации, возводящей линию своего преемства к «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ).

Возникновение «Российской Истинно-Православной Церкви» (РосИПЦ) относится к 1996 г., когда инициативная группа бывших сторонников «Русской Православной Церкви Заграницей» обратилась к «предстоятелю» «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) «патриарху Киевскому и всея Украины» Димитрию (Яреме) с просьбой о содействии в учреждении новой церковной структуры на территории России. Во главе этой инициативной группы стояли бывший иподиакон РПЦЗ (а с 1995 г. «диакон» УАПЦ) Александр Сергеев-Зарнадзе, бывший иеромонах РПЦЗ Стефан (Линицкий), инок Иоанн (Модзалевский) и чтец Леонид Измайлов. Получив согласие «патриарха» Димитрия, инициативная группа приступила к формированию «Российской Истинно-Православной Церкви» в составе УАПЦ. С этой целью в июне 1996 г. «иерархами» «Украинской Автокефальной Православной Церкви» Иоанн (Модзалевский) был рукоположен во «епископа Московского и Коломенского», а в декабре того же года «архимандрит» Стефан (Линицкий) был хиротонисан во «епископа Санкт-Петербургского и Старорусского».

В начале 1997 г. «епископат»  РосИПЦ пополнился за счет присоединения лишенного в 1992 году священного сана за неподобающую деятельность на стороне Звиада Гамсахурдиа, известного своей ультранационалистической политикой и развязавшего войну в Грузии, бывшего клирика Грузинского Патриархата архиепископа Никорцминдского Амвросия (Катамадзе). При его непосредственном участии в марте того же года «епископы» Иоанн (Моздалевский) и Стефан (Линицкий) породили раскол в Грузинской Православной Церкви, рукоположив архимандрита Моисея (Ходжаву) во «епископа Гайнатского и Имеретинского», «иерарха» новообразованной «Грузинской Истинно-Православной Церкви».

В мае 1997 г. «Российская Истинно-Православная Церковь» прошла процедуру официальной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

К середине 1997 г. «патриарх Киевский» Димитрий (Ярема) выразил недовольство «епископатом» РосИПЦ, стремившимся к выходу из-под контроля руководства «Украинской Автокефальной Православной Церкви». По этой причине верный УАПЦ «епископ» Иоанн (Модзалевский) созвал в июне 1997 г. Собор РосИПЦ, на котором подверг запрещению в священнослужении всех остальных «иерархов» данной неканонической религиозной организации. Реагируя на произошедшее, «архиепископ» Амвросий (Катамадзе) и «епископ» Стефан (Линицкий) провели 26 июня 1997 г. Архиерейский Собор на котором провозгласили отделение РосИПЦ от УАПЦ, признали Московский Патриархат «безблагодатным» сообществом,  а также заявили о лишении священного сана «епископа» Иоанна (Модзалевского).

21 сентября 1997 г. в эту уже отделившуюся от УАПЦ и подвергнутую  прещениям юрисдикцию посредством перерукоположения или «дополнительной хиротесии» был принят Рафаил (Прокопьев), получивший титул «епископа Волоколамского», викария Московской епархии. В его повторном рукоположении приняли участие «митрополит Крутицкий» Амвросий (Катамадзе), «архиепископ Дмитровский» Стефан (Линицкий) и «епископ Гайнатский и Имертинский» Моисей (Ходжава).

Одновременно с этим новоперерукоположенный «архиерей» возглавил фальшивый Мальтийский Орден, зарегистрированный в Минюсте РФ под названием «Православная Миссия святого Иоанна Иерусалимского», присвоив при этом себе титул «Блаженнейший хранитель дверей Гроба Господня».

В 1998 году в «Российской Истинно-Православной Церкви» встал вопрос об учреждении должности «Местоблюстителя Патриаршего Престола и Первоиерарха» РосИПЦ, что породило конкуренцию и обострило противоречия среди «епископата». После того, как в результате голосования «Первоиерархом» РосИПЦ был избран уже «архиепископ» Рафаил (Прокопьев), наделенный титулом «митрополита», от данной неканонической религиозной организации отделились некоторые  «архиереи» во главе с «митрополитом» Амвросием (Катамадзе), которые весной 1999 г. образовали новую религиозную организацию, названную «Российской Истинно-Православной Церковью» и возглавленную «митрополитом» Амвросием (Катамадзе) — РосИПЦ (Амвросия). В 2003 г. РосИПЦ (Амвросия) фактически прекратила свое существование, а в 2004 г. после прохождения чина покаяния Амвросий (Катамадзе), лишенный за раскольническую деятельность священного сана, был принят в юрисдикцию Грузинской Православной  Церкви в качестве монаха.

13 марта 1999 г. «Синод» «Российской Истинно-Православной Церкви» низложил своего «первоиерарха» «митрополита» Рафаила (Прокопьева) и вывел его за штат, а 27 ноября 1999 г. – изверг из священного сана. Причиной тому послужило обвинение его в нарушении церковных канонов и занятии экстрасенсорикой. Изгнанного из РосИПЦ «митрополита» Рафаила поддержал «епископ Санкт-Петербургский» Сергий (Моисеенко). Названные «архиереи» вскоре учредили новую неканоническую религиозную организацию, известную под наименованием «Истинно-Православная Церковь» (ИПЦ (Р)).

Обострение внутренних конфликтов в «Российской Истинно-Православной Церкви» привело к тому, что 11 декабря 1999 г. состоялось заседание «Синода» РосИПЦ, на котором было принято решение о переходе епархий на самоуправление. Фактически это означало распад рассматриваемой религиозной организации, которая уже в начале 2000 г. перестала существовать, а на ее «обломках» возникли еще две новые неканонические религиозные организации – «Апостольская Православная Церковь» и «Истинно-Православная Церковь — Московская Митрополия».

Надо сказать, что истории образования современных раскольнических организаций во многом типичны: претензии на особую «святость» и «истинность», сомнительные канонические основания, амбиции раскольнических лидеров, в силу чего идет процесс дальнейшего дробления этих раскольнических организаций, редкие попытки воссоединения некоторых осколков тех или иных расколов, постоянные переходы раскольнических деятелей из одной раскольнической организации в другую, наличие в раскольнических структурах лиц с сомнительной биографией и т.д.  В связи с этим интересны признания одного из бывших «истинно-православных» Александра Однорала, выложенные в сети Интернет (http://temerzidi.livejournal.com/734.html): «На протяжении многих лет я слышал о том, что «катакомбники» — практически святые люди, вынужденные терпеть гонения и лишения. Искренне верил в святость «катакомбной идеи». А на деле оказывалось совсем по-другому. «Катакомбные» пастыри оказались обычными аферистами и честолюбцами».

 

  1. История «Истинно-Православной Церкви» (ИПЦ (Р)).

 

Итак, неканоническая религиозная организация, известная под названием  «Истинно-Православная Церковь» была основана в 1999 г. «митрополитом Московским» Рафаилом (Прокопьевым) после низложения его с должности «Первоиерарха» «Российской Истинно-Православной Церкви» (РосИПЦ) и исключения из ее состава.

27 мая 2003 г. «Истинно-Православная Церковь» была зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации как «Централизованная религиозная организация Истинно-Православная Церковь» (ОГРН № 1037746004977), а 30 мая 2003 г. за № 631 выдано свидетельство о государственной регистрации «Священного Синода Истинно-Православной Церкви».

Важной вехой в истории ИПЦ (Р) стал так называемый «Объединительный Архиерейский Собор Истинно-Православной Церкви в России», состоявшийся 13 июля 2003 года. В нем приняли участие тринадцать «иерархов», принадлежавших к таким раскольническим структурам, как «Истинно-Православная Церковь» юрисдикции «митрополита» Рафаила, «Истинно-Православная Церковь» юрисдикции «митрополита» Амвросия (Катамадзе), «Апостольская Православная Церковь», «Казанская митрополия Русской Истинно-Православной Церкви» и «секачевская» ветвь «Катакомбной Церкви».  «Объединительный Собор» имел ряд итогов:

  1. Он декларировал объединение вышеуказанных организаций в единую «Истинно-Православную Церковь в России», результатом чего стал переход некоторых «иерархов» из вышеназванных неканонических религиозных организаций в состав ИПЦ (Р). Значительным стимулом присоединения к «ИПЦ в России» для многих неканонических «архиереев» стало и то, что ИПЦ (Р) имела официальную регистрацию, так что членство в ней позволяло заниматься легальной религиозной деятельностью.
  2. «Митрополит» Рафаил (Прокопьев) был избран «Патриаршим Местоблюстителем» «Истинно-Православной Церкви».
  3. «Митрополит» Рафаил официально объявил об отмене указа Патриарха Тихона №362, сославшись на «восстановление» высшей церковной власти в Поместной Российской Церкви. Надо сказать, что именно на этот указ, изданный в условиях Гражданской войны и жестоких гонений на Православную Церковь, пытались и пытаются опираться раскольнические организации, возникшие в России в XX веке, дабы подтвердить свою каноническую легитимность.
  4. «Собор» также постановил изыскивать пути по воссоединению всех не вошедших в «Священный Синод Истинно-Православной Церкви» «частей исторической Православной Российской Церкви».
  5. «Собор» декларировал также, что договаривающиеся стороны отказываются от взаимных прещений, как то: лишение сана, анафематствование и т.д.

Утверждение решений «Объединительного Собора» состоялось на «Поместном Соборе»  «Истинно-Православной Церкви». На первой сессии «Собора», проходившей 16 февраля 2004 г., «Истинно-Православная Церковь» присвоила себе самоназвание – «Православная Российская Церковь» (ПРЦ), объявив себя «единственной настоящей наследницей, правопреемницей исторической досоветской Православной Российской Церкви», при этом ИПЦ (Р) стала позиционировать себя в качестве «верной хранительницы» идей  Поместного Собора 1917-1918 гг. Даже официальный печатный орган ИПЦ (Р) стал называться «Поместный Собор» с изображением на первой странице участников Поместного Собора 1917-1918 гг. Однако, в Министерстве юстиции новое название зарегистрировано не было.

На второй сессии «Собора», состоявшейся 15 ноября 2004 года, были высказаны пожелания о утверждении «института патриаршества», правда, решено было перенести решение по нему на следующие заседания.

Во время третьей сессии «Собора» 24 июня 2005 года был избран «Первосвятитель» «Православной Российской Церкви» («Истинно-Православной Церкви»). Им стал подавляющим большинством голосов «митрополит» Рафаил, которому (от патриаршества решено было отказаться) был присвоен, тем не менее, «скромный» титул «Святейшего архиепископа Московского, митрополита Всероссийского» с правом ношения патриаршего куколя.  26 июня 2005 года в «храме во имя Пресвятыя Троицы Ставропигиального женского Свято-Троицкого монастыря, что в с.Острово Орехово-Зуевского района Московской области» состоялась «интронизация», причем во время службы возглашалось многолетие Патриархам Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому, а также «предстоятелям» раскольнических «церквей»: «митрополиту» Борису (Богоеву), главе неканонической «Болгарской Православной Церкви», «митрополиту» Михаилу (Дедеичу), главе неканонической «Черногорской Православной Церкви» и «митрополиту Киевскому и всея Украины» Мефодию (Кудрякову), главе неканонической «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ). На этой же сессии «Собора» был выбран «Высший Церковный Совет» в составе трех мирян, трех представителей от «священства», трех от «монашествующих» и трех от «епископата».

Несмотря на некоторые успехи «Объединительного Собора» в деле консолидации разрозненных неканонических юрисдикций и неканонических «иерархов», уже весной 2004 г. некоторые «архиереи» покинули «Истинно-Православную Церковь в России». Да и дальнейшее историческое развитие ИПЦ (Р) характеризуется крайне нестабильной кадровой ситуацией. Нередки случаи как ухода, так и обратного возвращения «архиереев» под начало «митрополита Московского и Всероссийского» Рафаила (Прокопьева), при этом некоторые «архиереи» иногда умудрялись одновременно принадлежать к нескольким юрисдикциям.

Так, пребывая в составе ИПЦ (Р), «митрополит» Арсений (Киселев), «архиепископ» Александр (Миронов) и «архиепископ» Тихон (Киселев) формально сохраняли созданное ими еще в 1997 г. «Высшее Церковное Управление Православной Российской Церкви» (ВЦУ ПРЦ), Председателем которого числился «митрополит» Арсений. В декабре 2005 г. Арсений и Тихон (Киселевы) вышли из состава ИПЦ (Р), заявили о низложении «митрополита Московского и Всероссийского» Рафаила (Прокопьева) и заявили об учреждении структуры «автономных митрополичьих округов». Впоследствии новоучрежденная структура получила наименование «Синод митрополитов», поскольку в декабре 2005 г. в ее состав вошел пребывавший на независимом положении после скандального  выхода из ИПЦ (Р) «митрополит» Кириак (Темерциди) (несмотря на декларируемый «Объединительным Собором» отказ от взаимных прещений «митрополит» Кириак был запрещен в служении «Синодом» ИПЦ (Р), а совершаемые им «таинства» объявлены безблагодатными (http://ipckatakomb.ru/?s=news&newsgroup=2&nid=15)), а «архиепископ» Тихон (Киселев) получил титул «митрополита». Возможной причиной решения братьев Киселевых о выходе из состава ИПЦ (Р)  и низложении «митрополита» Рафаила было решение «Священного Синода» ИПЦ (Р) от 30 сентября 2005 г., согласно которому страдавший алкоголизмом «митрополит» Арсений (Киселев) был отстранен от управления епархией и отправлен на принудительное лечение в наркологическую клинику.

В июле 2007 г. целый ряд «иерархов», рукоположенных в ВЦУ ПРЦ, перешел в юрисдикцию ИПЦ (Р), а спустя два месяца после этого «митрополит» Кириак (Темерциди) покинул ВЦУ ПРЦ, перейдя на независимое управление возглавляемого им «Южно-Российского автономного митрополичьего округа». Весной же 2010 г. в ИПЦ (Р) вернулся «митрополит» Тихон (Киселев),  будучи прият в звании «архиепископа», т.е. с тем титулом, который он носил в этой неканонической религиозной организации до отделения в декабре 2005 г. и провозглашения «Синода митрополитов». Правда вскоре это звание было ему присвоено и в ИПЦ (Р).

Другим характерным случаем перебегания в другую юрисдикцию является следующий: в 2005 г. «митрополит Запорожский и Камский» Венедикт (Молчанов) от лица всей «Истинно-Православной Церкви» подписал договоренность об установлении богослужебного общения с неканонической «Украинской Православной Церковью в Америке». Как выяснилось впоследствии, «митрополит» Венедикт сделал это по собственной инициативе и без согласования с «Первоиерархом» ИПЦ (Р) «митрополитом» Рафаилом. Данное деяние повлекло за собой осуждение «митрополита» Венедикта, который был вынужден перейти в юрисдикцию «УПЦ в Америке». Более того, вместе с «митрополитом» Венедиктом в состав «Украинской Православной Церкви в Америке» вошел «архиепископ Одесский и Измаильский» Лука (Николаенко).

Некоторые отколовшиеся от ИПЦ (Р) организации носят совсем экзотический характер. Так в 2008 году отделившимся в 2005 году от «Истинно-Православной Церкви» «епископом» Дамианом (Акимовым) была основана «Готская Поместная Церковь». В ходе провозглашения «Готской Поместной Церкви» «епископ» Дамиан усвоил себе титул «архиепископа Херсонеса Таврического и всея Готии» (http://www.anti-raskol.ru/grup/332).

Это всего лишь несколько характерных страниц бытия современных раскольнических организаций. Реально же кадровая ситуация в современных расколах представляет «темный лес», причем «темнота» обозначает не только практическую сложность  разобраться, кто и когда в какой раскольнической организации состоял и состоит, но и присутствие в этих организациях лиц с откровенно «темной» биографией, часто уже запрещенных в служении в других юрисдикциях за откровенно аморальные поступки.

Так, в начале марта 2010 г. «Истинно-Православная Церковь» приняла в свою юрисдикцию «иерархов» «Русской Православной Катакомбной Церкви в Латинской Америке», в результате чего титул «митрополита Центральной и Южной Америки» ИПЦ (Р) получил Осиос (Кариага), человек крайне сомнительной репутации.  Получивший «епископство» сначала в «Белорусской Автокефальной Православной Церкви в изгнании», а потом еще и в «Бразильской Католической Апостольской Церкви», «митрополит» Осиос имеет в своей биографии целый ряд весьма скандальных эпизодов: так в Бразилии на него было заведено уголовное дело по обвинению в совращении мальчиков-подростков, в силу чего «митрополит» Осиос был объявлен бразильской полицией в розыск. В 2011 г. лжемитрополит был арестован в испанском аэропорту Барахас г. Мадрида в связи с нахождением в его багаже запрещенных веществ, и в данное время он находится в испанской тюрьме, а ранее преследовался полицией еще и за мошенничество (http://www.anti-raskol.ru/pages/1405).

В результате этого присоединения произошло и еще одно скандальное деяние: 7 марта 2010 г. было проведено перерукоположение «епископа» Серафима (Герреры), одного из латиноамериканских «иерархов», в свое время уже получивший «епископское» посвящение, будучи при этом женатым. А 13 июня 2010 г. он принял еще и «великую схиму» (http://www.anti-raskol.ru/pages/448). В 2011 году оба вышли из состава «Истинно-Православной Церкви». По решению «Архиерейского Собора» ИПЦ (Р) от 16-17 июля 2011 г. оба «архиерея» были исключены из состава «епископата».

Опыт принятия в свою структуру иноземной неканонической раскольнической организации свидетельствует о наметившейся в ИПЦ (Р) тенденции выхода на международный уровень. Другим, более серьезным проявлением этой тенденции явился подписанный 13 июля 2011 года в подмосковном селе Денежниково, где располагается Иоанно-Предтеченский монастырь ИПЦ (Р), «Томос о евхаристическом общении» между следующими неканоническими раскольническими организациями:

«Истинно-Православной Церковью» во главе с «митрополитом Московским и Всероссийским» Рафаилом (Прокопьевым),

«Священным Митрополичьим Синодом Отеческого Календаря Церкви ИПХ Греции» во главе с «митрополитом Авлонским и Виотийским» Ангелосом (Анастасиу), являющимся одной из многочисленнейших ветвей многоликого старостильного раскола,

«Автономной Православной Митрополией Северной и Южной Америки и Британских островов» во главе с «митрополитом Северной и Южной Америки и Британских островов» Иоанном (Ло Бю),

альтернативной «Болгарской Православной Церковью» (ПЦБ (Г)) во главе с «митрополитом Софийским и всея Болгарии» Гервасием (Патыровым).

Здесь правда следует отметить, что при всей внешней громкости и значительности данного события все вышеперечисленные организации, являясь «осколками» различных расколов, достаточно незначительны: «Митрополичий Синод» состоит из 5 «епископов», около 40 приходов, 10 монастырей с общим числом монахов 130 человек, «Автономная Православная Митрополия» имеет 3 «епископов», 14 приходов, 9 монастырей, к ПЦБ (Г) принадлежит всего 2 «архиерея» (по количеству приходов и монастырей информации нет).

Самая значительная из вошедших в «евхаристическое общение» раскольнических организаций – это собственно «Истинно-Православная Церковь» «митрополита» Рафаила.

 

  1. Статистические и справочные данные по «Истинно-Православной Церкви».

 

Надо сказать, что статистические данные об «Истинно-Православной Церкви» известны только со слов самих представителей ИПЦ (Р), тем не менее, некоторые выводы они сделать позволяют.

 

Год «Епископы» «Священники» «Диаконы» «Монастыри»

(«монашествующие»)

Приходские общины (зарегистрированные) Численность
2004 21 65 23 5 (110) 65 (36) 75000
2009 24 95 8 (150) 102 (58) 100000-110000
2011 28 8 (200) около 100 около 1 млн.

 

Первые две строки составлены на основании докладов «митрополита» Рафаила, опубликованных в официальном печатном органе ИПЦ (Р) – газете «Поместный Собор», третья строка – данные, приведенные «Предстоятелем» ИПЦ (Р) на пресс-конференции по случаю подписания Томоса (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=85254&type=view). Особое внимание на себя обращают две позиции. Во-первых, конечно, удивляет увеличение численности людей, ассоциирующих себя с «Истинным Православием» за два года в 10 раз при том, что до этого эта численность за пять лет увеличилась незначительно, да и сама цифра в один миллион человек вызывает большие сомнения. А если учесть, что количество приходов ИПЦ (Р) около 100, то получается  какое-то фантастическое среднее число прихожан одного прихода. Если исходить из реальных данных, то количество прихожан каждого прихода исчисляется количеством в несколько десятков, в лучшем случае сотни человек. Таким образом, мы можем говорить в лучшем случае где-то о 10 000 человек, принадлежащих к ИПЦ (Р).

Вторая позиция, это количество «архиереев». Здесь вроде ничего подозрительного – количество немного увеличилось. Правда, маленький нюанс – из участников «Объединительного Собора» в составе «епископата» к 2011 году остались только 5 человек из 13 (плюс  «митрополит» Епифаний (Каминский) на покое), а из списка 2004 года —  9 из 21. Статистика лишний раз подтверждает «текучку кадров» в расколах.

Кстати, в альтернативной «Русской Истинно-Православной Церкви» (РИПЦ) юрисдикции «архиепископа» Тихона (Пасечника) представителей ИПЦ (Р), как, впрочем, и всех раскольнических организаций, ведущих свое начало от УАПЦ, презрительно называют «тараканниками» по причине как раз таки фантастически быстрого размножения у них «епископата» и его «неуловимого бегства по разным углам», т.е. расколам (http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=954).

На сайте ИПЦ (Р) можно увидеть схему «иерархического преемства» «епископата»: http://ipckatakomb.ru/pages/78/.

Количество «епархий» — 32. Из них на территории России – 16, Украины – 8, Белоруси – 1, Латинской Америки – 6, Европы – 1. Количество приходов, находящихся в каждой епархии, незначительно (обычно 2-3, редко 5-8).  Административный центр ИПЦ (Р) располагается по тому же адресу, где раньше находился «Целительский центр «ПРОИС»»: г. Москва, ул. Радио, д. 12, стр. 1.  По этому же адресу находится «Кафедральный собор» ИПЦ (Р) – «Храм святого архангела Рафаила», здесь же зарегистрирована и «Миссия св. Иоанна Иерусалимского».

Подмосковная «Крутицкая епархия» возглавляется «митрополитом Крутицким и Можайским» Стефаном (Линицким) и состоит из 3 приходов. В качестве адреса «управляющего» указан Дмитровский р-н, г. Яхрома, ул. Перемиловская, д.100.  На территории Московской области расположены два «монастыря»: «Ставропигиальный Свято-Троицкий Островской женский монастырь» в с. Острово Орехово-Зуевского района и «Ставропигиальный Свято-Иоанно-Предтеченский Денежниковский женский монастырь» в поселке Денежниково Раменского района.

Кроме этого, на базе «Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря» в поселке Денежниково с 2005 года существует «Духовное училище им. cщмч. митрополита Иосифа (Петровых)». Количество учащихся, указанных на сайте ИПЦ (Р), составляет 15 человек (http://ipckatakomb.ru/pages/1330/). Смотрителем «Духовного училища им. сщмч. Иосифа (Петровых)» «Архиерейским Собором» 16-17 июля 2011 г. назначен игумен Андроник (Селезнев). Прежний смотритель училища «игумен» Петр (Царьков-Скуз) решением этого же «Собора» был уволен со всех церковных должностей, лишен священного сана и почислен за штат ИПЦ с формулировкой «за самовольное оставление монастыря, самоустранение от обязанностей смотрителя Духовного училища и потерю связи со Священноархимандритом» (http://ipckatakomb.ru/pages/1374/).

В связи со «Свято-Иоанновским Предтеченским монастырем» особо нужно рассмотреть и деятельность основанного ИПЦ (Р) некоммерческого «Благотворительного фонда «Дети православного Отечества».

 

  1. Деятельность фонда ИПЦ (Р) «Дети православного Отечества».

 

Сам «Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь» был построен на участке земли площадью 10,5 га, купленном в марте 2000 года Религиозной организацией «Православная Соборная Миссия Святого Иоанна Иерусалимского», входящей в состав «Истинно-Православной Церкви».  На этом месте раньше находилась база отдыха Московского прожекторного завода, рассчитанная на 700 мест, от зданий которой остались только стены.

В 2002 году ИПЦ (Р) был организован «Благотворительный фонд «Дети православного Отечества», поставивший своей первоочередной задачей «создание реабилитационного социально-милосердного комплекса, обусловленного наличием земельного участка площадью в 10,5 га (с подземным источником и прудом), являющегося собственностью учредителя Фонда» (http://st-i-predtecha-mon.narod.ru/) .

Для этой цели было запланировано долгосрочное строительство, предполагающее возведение следующих объектов:

«•  русский православный храм,

  • колокольня,
  • туристический комплекс (паломничество),
  • школа сестер милосердия на 100 чел.,
  • скит,
  • средняя школа – интернат на 200 чел.,
  • реабилитационно-медицинский комплекс,
  • хоспис на 50 коек,
  • жилой дом на 16 квартир,
  • трапезная,
  • рыборазводный пруд,
  • сельскохозяйственный мини-комплекс,
  • мини конезавод,
  • цех по производству прессованных брусьев по финской технологии для сборных домов, часовен и храмов,
  • проектирование и изготовление бытовой и церковной мебели,
  • производство церковной утвари, изготовление иконостасов, реставрация и написание икон, обработка полудрагоценных камней и изготовление изделий из них,
  • гараж и ремонтные мастерские для транспорта,
  • бензоколонка и склад хранения ГСМ» (http://st-i-predtecha-mon.narod.ru/).

Размеры строений и сроки их возведения были поставлены в зависимость от объема собранных Фондом средств, которые предполагалось получать за счет: «привлечения Фондом благотворителей к благотворительному пожертвованию, взносу; ссуд; организации товарно-посреднической и иной коммерческой деятельности Фонда; предоставления услуг (консалтинговых по вопросам сохранения здоровья человека и его духовного потенциала, сохранения окружающей среды, в области маркетинга, юридических, связанных с удовлетворением спроса населения в перевозках и турах); оказания медицинских услуг населению».

Объем собранных Фондом средств позволил освоить к сегодняшнему дню лишь небольшую часть  имеющейся территории, в частности был построен «храм Иоанна Предтечи», размер которого не имеет аналогов в среде раскольнических  организаций России,  «крестильный храм пророка Илии», «храм великомученика Георгия», монастырский корпус. Кроме того, здесь учатся и проживают студенты Духовного училища, работает свечная мастерская, идут сельскохозяйственные работы.

Что касается собственно социальной программы Фонда, то планы строительства хосписа и дома для престарелых в Денежниково были отмечены на выставке «Лучшие проекты России» в Совете Федерации в 2008  году. Данное мероприятие носило неофициальных характер и проходило под патронажем Александра Тягунова, зампреда комитета по культуре Госдумы РФ (http://www.novayagazeta.ru/data/2008/36/34.html).  В 2008 году в «Российской газете» прошла информация, что дом для престарелых в Денежниково должен открыться в 2009 году (http://www.rg.ru/2008/03/28/pansion.html), причем его постройкой будет заниматься известная французская компания Senior Group (http://seniorgroup.ru/), занимающаяся комплексным патронажным обслуживанием, но данные не подтвердились, никакого строительства произведено не было.

А в 2010 году ИПЦ (Р) была предложена концепция «Лавры» в Денежниково, в состав которой войдут:

«–  Троицкий Собор,

–     Храм святого Николая Угодника,

–     Храм Иоанна Предтечи,

–     Храм Архангела Михаила,

–     Храм Илии Пророка,

–     Храм Георгия Победоносца,

–     Собор Пресвятой Богородицы,

–     Храм Рождества Христова,

–     Семинария и духовная Академия,

–     Женский монастырь,

–     Мужской монастырь,

–     предусмотрены лечебные корпуса для инвалидов и престарелых,

–     объекты энергообеспечения и проживания персонала,

–     сельхоз зона с птичником и коровником,

–     монастырская гостиница для паломников,

–     и другие объекты».

(http://ipckatakomb.ru/?s=news&newsgroup=2&nid=292)

 

  1. Экономическое положение ИПЦ (Р).

 

Реализация этой программы требует безусловно достаточно серьезных финансовых вливаний, при этом мы отчасти можем понять, откуда берутся эти денежные средства. К слову, экономическая деятельность ИПЦ (Р) в сети Интернет практически не отражена, в официальных материалах, которые представлены на сайте раскольников, упоминания об указанной деятельности встречаются крайне редко. Здесь можно вспомнить лишь общие по своей сути пункты Устава «Истинно-Православной Церкви» и Положения об ИПЦ (Р). Тем не менее, косвенное представление об экономическом положении ИПЦ (Р) дает уже цитировавшийся выше рассказ Александра Однорала о его пребывании в «Истинно-Православной Церкви» и ряд интервью «митрополита» Рафаила.  Однорал пишет о достаточно стабильном финансовом положении этой раскольнической организации, обусловленном, прежде всего, «целительской» деятельностью Рафаила и деятельностью созданных Прокопьевым учреждений. Это, кстати, по мнению Однорала, во многом является побудительной причиной пребывания в ИПЦ (Р) части «архиереев».Дальше Однорал пишет: «По четным дням митрополит Рафаил проводит свои «целительские» сеансы, получая по 1500 рублей с каждого посетителя за получение 15 минут благодати» (http://temerzidi.livejournal.com/734.html).  Правда, следует отметить, что после получения Свидетельства о регистрации в 2003 году, упоминания о «целительских» и «сверхъестественных» способностях Прокопьева стали заметно скромнее, так как раскольники публично исповедуют «истинное», «каноническое Православие».

Тем не менее, в специальном номере «Поместного Собора» за сентябрь 2007 года, посвященном 60-летию Прокопьева, о его «необыкновенном целительском даре»  пишется исключительно в восторженных тонах – говорится о «сотнях тысячах исцеленных». Со временем, по причине указанной выше, «целительские» сеансы Прокопьева приняли замаскированный под «православные службы» вид. Сам Рафаил в своем интервью СМИ, опубликованном в газете «Поместный Собор» за март 2008 года и который можно назвать своего рода «апологией целительства», сказал следующее: «Проводятся молебны, которые раньше у нас не проводились, а сейчас проводятся. Раньше, я имею в виду лет 15 назад. Сейчас от тех практик, которые ранее применялись, не осталось ничего. Теперь у нас православное целительство, основанное на осознании своего греха, покаянии, православных молитвах». Особой популярностью у Рафаила пользуется «Молебен об изгнании духов нечистых» (по чину митрополита Киевского Петра (Могилы)) и «Водосвятный молебен о болящих», плюс практикуются индивидуальные «сеансы».

Что касается таксы за совершаемые действа, то об этом «митрополит-целитель» в том же интервью сказал так: «Те средства, которые здесь жертвуются, зарабатываются, нужны не мне. Это нужно людям, которые приходят. Им нужно платить за то, что они получают. Жертва должна быть… Жертва за совершенный ими грех, от которого они готовы очиститься.… Но эта жертва должна быть не символическая, она должна быть ощутимая, так как это ведь жертва. Однако, еще раз подчеркну, мне деньги не нужны,…а все жертвоприношения мы направляем в монастырь».

 

  1. Организационная структура ИПЦ (Р).

 

Согласно «Положению об Истинно-Православной Церкви», принятом на заседании «Архиерейского Собора» от 24 января 2011 года (http://ipckatakomb.ru/pages/1242/)  «высшим законодательным органом, а также органом управления, суда и контроля» (п.2.1) ИПЦ (Р) является «Поместный Собор», созываемый «не реже одного раза в пять лет» (п.2.1), и состоящий из «архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, избираемых от приходов, в количестве и порядке, определяемых инстанцией, созвавшей Поместный Собор» (п.2.3).

«Полномочием на созыв Поместного Собора обладает только Архиерейский Собор Истинно-Православной Церкви» (п.2.2).

«В период между Поместными Соборами все вопросы решаются Архиерейским Собором, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом» (п.2.10).

«Архиерейский Собор», членами которого являются «все действующие епископы Истинно-Православной Церкви» (п.3.2) созывается «не реже одного раза в год и является высшим органом церковного законодательства, управления, суда и контроля Истинно-Православной Церкви» (п.3.1).

«В период между созывами Поместного Собора руководство текущей деятельностью Церкви осуществляет Высшее Церковное Управление в составе Священного Синода и Высшего Церковного Совета, осуществляющих свою работу под председательством Предстоятеля Церкви по отдельности в пределах исключительной компетенции каждого них, или же в соединенном присутствии» (п.4.1).

«Священный Синод является исполнительным органом Архиерейского Собора и органом высшего церковного управления в междусоборный период. Синод состоит из Председателя, каковым является Предстоятель Истинно-Православной Церкви, Секретаря Синода, Председателя ОВЦД и четырех членов Синода. Секретарь Синода и прочие члены Синода избираются Собором Епископов из числа наличного епископата на срок между Поместными Соборами, то есть на пять лет» (п.4.a.1).

Есть и другой вариант состава «Синода»: «Священный Синод» состоит из Председателя – «Предстоятеля» ИПЦ, трех постоянных (по кафедре – «митрополиты Киевский и Галицкий»; «Экзарх всея Белоруссии»; по должности — председатель «Отдела внешних церковных связей») и трех временных членов – епархиальных «архиереев», вызываемых для присутствия на одной сессии (http://ipckatakomb.ru/pages/62/).

Существует некоторое противоречие и в тексте Положения, касающееся должности «Секретаря Синода». Согласно п.4.а.1, «Секретарь» избирается из числа «наличного епископата» на срок «между Поместными Соборами, то есть на пять лет», в то время, как п.6.1. говорит, что «Секретарь Священного Синода избирается Архиерейским Собором из числа клириков ИПЦ на срок, определяемый Собором Епископов, с правом голоса».

Несмотря на некоторую путаницу в пунктах положений об ИПЦ (Р), можно утверждать, что на сегодняшний день в «Священный Синод» ИПЦ (Р) входят следующие лица:

Председатель – Рафаил (Прокопьев-Мотовилов), «Архиепископ Московский Митрополит Всероссийский»,

Секретарь «Священного Синода» ИПЦ – игумен Иннокентий (Павлов),

Председатель «Отдела внешней церковной деятельности» — Сергий (Моисеенко), «митрополит Подгорицкий и Черногорский»,

Андрей (Трегуб),  «митрополит Киевский и Галицкий»,

Сергий (Саркисов), «митрополит Владимирский и Орехово-Зуевский»,

Иоанн (Абраменко), «архиепископ Санкт-Петербургский и Велико-Новгородский»,

Евгений (Старостин), «митрополит Корсунский».

«Высший Церковный Совет» является «консультативным совещательным органом» (п.4.б.1) при «Предстоятеле» и «Высшем Церковном Управлении» и состоит из «не менее чем трех архиереев по избранию Священного Синода и из избранных представителей духовенства (не менее трех человек), монашествующих (не менее трех человек) и мирян (не менее пяти человек), кандидатуры которых определяет Поместный Собор» (п.4.б.2). «Высший Церковный Совет» собирается «по мере необходимости, но не реже одного раза в год» (п.4.б.3).

«Предстоятель» ИПЦ (Р) «избирается Поместным Собором пожизненно» и носит титул «Архиепископ Московский Митрополит Всероссийский» (п.5.1).

Кроме этих структур решением «Архиерейского Собора» от 18-19 июля 2010 года при «Священном Синоде» был учрежден «Миссионерский отдел» ИПЦ (Р), который возглавил Алексий (Бойко), «архиепископ Донской и Кубанский», а решением «Архиерейского Собора» от 23-24 января 2011 года «Отдел внешней церковной деятельности» (ОВЦД), возглавлять который было поручено Сергию (Моисеенко), «митрополита Подгорицкому и Черногорскому» (сайт ОВЦД — http://www.sinodipc.ru/).

Говорится и о других «Синодальных комиссиях и отделах» (http://ipckatakomb.ru/pages/62/), которые почти в точности повторяют систему Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, от которой ИПЦ (Р) всячески идеологически открещивается, но создать таковые «Истинно-Православная Церковь» пока не смогла.

 

  1. Идеология ИПЦ (Р).

 

Что касается идеологических основ ИПЦ (Р), то для начала приведем некую классификацию расколов. В статье преподавателя Московской Духовной Академии диакона Георгия Максимова, опубликованной на портале «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru/diakon-georgij-maksimov-dve-lzhi-o-cerkvi-kak-osnova-dlya-fileticheskix-raskolov/) и озаглавленной  «Две лжи о Церкви как основа для филетических расколов», приводится такая классификация и такая характеристика идеологий современных расколов: «Расколы бывают разных типов. Среди тех, что особенно терзают Церковь в последние десятилетия, можно выделить расколы зилотского типа, и расколы филетического типа. У них разное отношение к канонической Церкви, и различные системы самооправданий. Например, «зилоты» объявляют только самих себя Церковью, а каноническую Церковь таковой не считают, для чего выдумывают разные «ереси», якобы заразившие её. А филетисты, добивающиеся лишь признания незаконно провозглашённой по национальному признаку «автокефалии», напротив, вполне признают каноническую Вселенскую Церковь и себя стараются позиционировать в глазах своих прихожан как её органическую часть, имеющую лишь временную неопределённость в административных отношениях».

Надо сказать, что ИПЦ (Р), формировавшаяся во многом путем вливания в себя, особенно в результате «Объединительного Собора», достаточно разнородных элементов различных раскольнических групп, в этом смысле не может достаточно четко классифицироваться как принадлежащая к той или иной форме раскола. Можно сказать, что она, имея в себе больше «зилотских» черт, достаточно причудливо совмещает в себе элементы и другого типа, зачастую противореча сама себе. Вообще идеологию ИПЦ (Р) нельзя описать как что-то цельное и непротиворечивое. Это скорее набор различных штампов, возникших и возникающих в различных раскольнических структурах, которым должна следовать ИПЦ (Р) в силу своей принадлежности к «истинному Православию».

Первым и главным идеологическим штампом является негативное отношение к Русской Православной Церкви, которая упрекается во всех смертных грехах, главными из которых являются подчинение государственной власти и экуменизм, причем тема взаимоотношений Церкви и государства видится в ИПЦ (Р) как вообще «ключевая проблема всей истории Православия» (слова, приведенные как главный девиз на официальном сайте ИПЦ (Р)).

Но это обман. По словам диакона Георгия Максимова: «Ложь – что Церковь есть служанка государственных и народных интересов. Что высшее и благороднейшее её предназначение – объединять народ, обеспечивать идеологическую базу государству, учить покорности властям, вести социальную деятельность и т.п. У верующего православного человека такие идеи вызывают, по меньшей мере, улыбку. Да, Церковь немало хорошего сделала и делает для многих народов и государств, но она существует вовсе не ради них. Главное предназначение Церкви – воссоединять человека с Богом, делать людей святыми, богоподобными и христоподобными. Как сказал один из афонских старцев – Церковь это фабрика по производству святых. Этим она занимается везде, где появляется, и всегда, сколько существует. Народы приходят и уходят, государства создаются и разрушаются, а Церковь остается и совершает свою спасительную миссию в мире, разъедаемом грехом».

Зацикленность на земном приводит соответственно к поискам не Царства Небесного, а правильного государственного устроения, правильной власти, обожествлению того, что было правильным в прошлом, и недоверие всему новому, отрицание всего того, что кажется неправильным сейчас.  Отсюда все те идеи, которые характерны для различных внецерковных раскольнических движений, но которые во многом представляют опасность и для людей, принадлежащих к Церкви, и излишне сочувствуют им. Говоря об идеологии ИПЦ (Р), мы можем упомянуть в ней следующие характерные для раскольнического менталитета положения:

  1. Чаяние особого церковно-государственного устройства, которое описывается Рафаилом следующим образом: «Вера в грядущего Мессию (помазанника Божия) поднимает дух народа. Русскому народу ожидание праведной власти помогает выжить. И не в династии суть, а в царской власти. Династия Романовых у нас кончилась, она стала маргинальной. Мы говорим о царской власти вообще. Мир таким образом устроен, что существует помазанник Божий. Не наместник Бога на земле, а тот помазанник, который отвечает за все перед Богом. О том, что творится в его уделе. С другой стороны, он, будучи православным по вере, православным человеком, является хранителем Православия. Является здесь, на земле, первым человеком, ответственным за целостность, за состояние, ответственным перед Богом за все те неправды, которые творятся. Как он будет ответствовать, это другое дело. Этого мы, может быть, и не знаем. Очень строго будет отвечать за все это. Царская власть – это удерживающий. Царь – это удерживающий от насилия, удерживающий от неправды, удерживающий от врагов внешних, удерживающий от врагов внутренних и это созидатель. Это хозяин в доме, будем так говорить. Как отец в доме, он все должен делать, все успевать должен. Это большой дом. И здесь в этой связи, мы говорим, что сама православная церковь априори, не люблю иностранные слова, но, тем не менее, он по определению, во-первых, должен быть помазан церковью на царство, с одной стороны, и с другой стороны он берет на себя груз быть удерживающим в церкви. Вот эта симфония, которая должна бы существовать, разделилась. То есть та православная церковь, которую имеем сейчас, нелегитимна. Она не имеет фундамента, не имеет почвы без царя. Она не благословлена царем» (http://www.ipckatakomb.ru/pages/851/). Здесь нужно отметить два настораживающих факта: во-первых, говорится о вере в грядущего Мессию, что для любого православного человека значит вовсе не ожидание земного царя, а чаяние Царя Небесного – Христа, а, во-вторых,  легитимность Церкви ставится в зависимость от «благословения царя».  Конечно, мы можем говорить о симфонии Церкви и царства, но легитимность Церкви, ее основная миссия спасения людей, воссоединения их с Богом никоим образом не зависит от существующего в данный момент государственного устройства.
  2. Почитание последнего русского царя Николая Второго не как Страстотерпца, а как «Искупителя Клятвы Земли Российской» (постановление «Священного Синода» ИПЦ (Р) от 07 февраля 2006 года).
  3. Почитание псевдоиконы «Воскрешающая Русь» — самой почитаемой «иконы» ИПЦ (Р).
  4. Запрет на прием индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) (решение «Священного Синода» от 2004 года).
  5. Почитание «святого старца» Григория Распутина (http://www.ipckatakomb.ru/pages/851/).

Вообще, причина раскольнических настроений – нарушения в системе ценностей человека. То, что является по сути второстепенным (хотя это не значит, что оно совсем не имеет важности), становится самым главным, отодвигая на второй план действительно самое существенное.

В связи с этим и само пребывание в расколе, в отрыве от всего сообщества Православных Церквей не представляется трагическим для того, кто в расколе находится. Как пишет диакон Георгий Максимов: «Вторая ложь о Церкви – то, что раскол не является чем-то серьёзным, и духовно пагубным, что это мелочь, – неприятная, досадная, но всё же мелочь».

Под обоснование этого факта подведена соответствующая идеологическая база и в ИПЦ (Р). Согласно «Положению об Истинно-Православной Церкви»: «Призванные свидетельствовать незамутненную Истину Православия, мы, в то же время, относимся с братским терпением и любовью ко всем православным, даже в том случае, если они, по человеческой слабости, допускают какие-то ошибки в понимании общего для всех православного учения. Мы признаем, что по безмерной милости Божией тайносовершительная благодать продолжает действовать во всех церковных объединениях (конфессиях), которые признают православные Догматы, сохраняют апостольскую преемственность епископата и правильно совершают Божественную Литургию». То есть в этих словах идет речь о принципиальной невозможности такого понятия, как раскол. Этим же принципом оправдывается и собственная каноническая несостоятельность. «Митрополит» Рафаил описывает этот механизм таким образом: «Тайносовершительная харизма дается архиерею от Бога при соблюдении канонического апостольского преемства, и она может быть отнята только постановлением такой церковной власти, которая сама имеет харизму управления. Такую власть имел патриарх Тихон, но ее не имел ни один из последующих Патриархов. Единственное, на что имеет право нынешний Московский Патриарх, это исключить какого-либо епископа или священника из рядов Патриархии и запретить ему действовать от ее имени. Точно таким же правом обладает Предстоятель любой из катакомбных Церквей, избранный Собором этой церкви. Но никто в Православной Российской Церкви не обладает сегодня властью лишить епископа тайносовершительной харизмы, полученной им при хиротонии» (http://ipckatakomb.ru/UserFiles/file/Gazeta_Pomestniy_Sobor/2007/PS_24-2007.pdf). Вот такая странная раскольническая экклезиология. Здесь, кстати, следует отметить, что она не помешала «Священному Синоду» ИПЦ (Р) предать суду «митрополита» Кириака (Темерциди) и признать «таинства», совершенные им, не спасительными, а «хиротонии» безблагодатными (http://ipckatakomb.ru/?s=news&newsgroup=2&nid=15).

Из этого экклезиологического принципа вытекает отношение ИПЦ (Р) к Русской Православной Церкви Московского Патриархата: несмотря на постоянные обвинения РПЦ МП в «еретичестве», «экуменизме», «отступничестве» и т.д., однозначно признаются таинства и хиротонии, совершенные в Русской Православной Церкви (правда, переходящий из РПЦ в ИПЦ (Р) должен отречься от «неправд» РПЦ), иногда говорится об уважении к некоторым персоналиям, принадлежащим к РПЦ (например, Рафаил говорит о своем уважении к архимандриту Кириллу (Павлову)),  а в официальных СМИ ИПЦ (Р) используются материалы, принадлежащие перу представителей РПЦ (например, митрополиту Антонию Сурожскому). Этим принципом объясняется и странная практика поминовения за богослужением «митрополитом» Рафаилом всех Восточных Патриархов, исключая, однако, Патриарха Московского и всея Руси.

Что касается обвинений Русской Православной Церкви в экуменизме, то, здесь имеет место быть скорее следование общей традиции всех «Истинно-Православных» организаций, нежели строгая антиэкуменическая позиция ИПЦ (Р). Так, Секретарь «Священного Синода» ИПЦ (Р) игумен Иннокентий (Павлов) согласно выложенной на собственном сайте автобиографии (http://www.inn-pavlov.narod.ru/biogrp.htm) совершает служения в общине во имя  Святителя  Филиппа,  митрополита Московского Российской Католической Церкви Славяно-Византийского обряда и известен своими прокатолическими взглядами. Да и сам «Предстоятель» ИПЦ (Р) в своем интервью «Радио Свобода» от 22 декабря 2005 года сказал следующее: «Когда мы говорим, в чем разница между православным, католицизмом, в чем разница между Московской патриархией и Истинно православной церковью, еще ряд конфессий существует, мне хочется сразу, возражая всем, задающим такие вопросы, сказать, давайте лучше переменим акцент и скажем, а что нас объединяет».

Так что здесь, наверное, можно говорить о том, что ИПЦ (Р) в своей доктрине должна следовать некой общей «истинно-православной» концепции.

 

 

  1. Перспективы ИПЦ (Р).

 

Интересно анализируется ситуация в «истинно-православных церквях» и оцениваются перспективы развития этих раскольнических организаций в блоге представителя неканонической организации «Архиерейское Совещание Российской Православной Автономной Церкви» — «епископа Петроградского и Гдовского» Григория (Лурье).

Он пишет следующее: «ИПЦ организуется как ответ на «новшества», и этим определяется ее идеология: консерватизм во что бы то ни стало. Нужно «всё оставить, как было» —  как было до некоего момента Ч, который является очевидным для народа моментом внесения новшества… Консерватизму ИПЦ приходится «консервировать» всё то, что привело к «моменту Ч»».

Собственно, рассматривая историю ИПЦ (Р), мы и отмечали, что эта раскольническая организация, фактически не имеющая отношения к «Истинно-Православной Церкви» иосифлянской традиции, позиционирует себя как наследница и правопреемница этой традиции, соответственно и   идеология ИПЦ (Р) вынуждено обращена в то время.

Дальше, используя компьютерные термины, Григорий (Лурье) пишет: «Очевидно, что ИПЦ v.1.0 — это форма выживания Церкви лишь на краткое (в исторической перспективе) время, измеряемое десятилетиями, а не столетиями. Это видно хотя бы из того, что за какое-то время неизбежно появляются новые вопросы, подлежащие общецерковному решению. но в ИПЦ v.1.0 невозможно предусмотреть механизма для решения таких вопросов — ведь любой вариант их решить будет изменой ее конституирующему принципу «всё законсервировать». Значит, будет неизбежно раскол (т.к. отказ от принятия решения — это тоже решение)… В исторической перспективе ИПЦ v.1.0 — это скоропортящийся продукт, который будет или просто портиться, или из него надо что-то специально готовить» (http://hgr.livejournal.com/1114783.html).

Что происходит с ИПЦ v.1.0 дальше: «Версии ряда 1.х образуются в результате процессов групповой регрессии… Первым и главным результатом регрессии становится образование регресивных групп типа fight-flight («нападения-бегства») по Биону. Далее происходит образование еще более регрессивных dependency groups («групп зависимости»)…Групповая регрессия характеризуется особыми процессами отбора лидеров и деформации поведения рядовых членов…

Группы fight-flight устроены по принципу «дружбы против кого-то» — в отличие от исходного принципа ИПЦ v.1.0, где конституирующим принципом было все-таки «за» — «за» консервацию старого. Но теперь, с прошествием времени и появлением новых требований жизни, оказалось, что простой лозунг «за» в его старой версии — за сохранение того, что было прежде «момента Ч», — уже не может работать. Нужно быть не только «за» и даже — вот наступает главный момент, — не столько «за», сколько «против». Причем, «против» можно быть только какого-то вполне актуального противника. Тут еще одна ловушка: таким вполне актуальным противником не может быть господствующая церковь, с которой было разделение еще у ИПЦ v.1.0: она пусть и противник, но уже довольно далекий и поэтому не вполне актуальный. В собственном мире ИПЦ наиболее актуальным противником оказывается кто-то из бывших своих — т.е., понятно, тот, кто иначе отреагировал на какие-то из новых требований жизни. этим объясняется характерная закономерность: если из среды ИПЦ v.1.0 — 1.x какая-то группа реагирует на какие-то обстоятельства способом А, то обязательно найдется другая группа, которая будет на них реагировать способом В, противоположным способу А. Дело в том, что востребованным оказывается любой повод для разделения.

По мере «прогресса регрессии» количество поводов, возникающих извне, перестает удовлетворять потребности группы к дроблению. Поводы приходится выдумывать самим, и в качестве таковых используются уже любые высказывания или даже просто чихи и почесывания антипатичных лидеров. Это связано с природой лидерства в fight-flight группах.

Лидеры эти имеют относительно малый личный авторитет, но доказывают своим группам собственную значимость лишь в качестве вожаков стаи, которой обязательно нужно иметь врагов, чтобы на кого-нибудь набрасываться. Поэтому им нужно культивировать в членах своей группы агрессию против всех своих потенциальных конкурентов. В то же время, они не застрахованы от того, что кто-то из членов их группы настолько преуспеет в агрессии, что его аппетит не удовлетворится соседними группами, и он постарается съесть собственного лидера…

Второй процесс — образование еще более регрессивных dependency groups. они возникают в среде, где fight-flight группы уже стали привычными, и, по контрасту, производят первое впечатление «тиши, глади и Божьей благодати». Но, на самом деле, если там — дикие звери, то здесь — растения. Впрочем, у этих групп тот плюс, что они не способны к расколам (хотя какие-то совсем уж локальные лидеры от них периодически отделяются, что никак не сказывается на обстановке ни внутри группы, ни за ее границами).

Такие группы образуются вокруг садистического лидера (обычно с диагнозом злокачественного нарциссизма по Кернбергу) с параноидной регрессией. Эти медицинские термины означают, что данный лидер стремится к тотальному контролю, и только в таком осуществлении своей власти имеет возможность к удовлетворительному состоянию, но, в то же время, он всегда всех подозревает в умыслах против него и не доверяет никому; поэтому он еще живет в постоянном страхе и с депрессивным фоном. К такому лидеру искренне присоединяются различные люди с такими психическими патологиями, при которых на первый план выходит мазохизм. Сами по себе, эти патологии могут быть и не очень глубокими, оставаясь в невротическом регистре, но поведение этих людей в группе будет крайне инфантильным и патологичным. Кроме них, в ту же группу легко и охотно входят жулики, которые прикидываются такими дебильноватыми мазохистами, а на самом деле добиваются своих чисто корыстных целей (это сделать просто: нужно выказывать преданность и обожание лидеру, с показной радостью терпеть от него унижения и с показной ревностью выступать против всех его врагов)» (http://hgr.livejournal.com/1115371.html).

Пишет «епископ» Григорий и о версиях 2.0 и 3.0, признаваясь, правда, что эти рассуждения носят уже чисто теоретический, не описательный в отличие от раскольнических версий 1.0, 1.х, характер: «Итак, в пределах православия живого примера для создания ИПЦ v.2.0 было взять не с кого. Оставалось брать либо примеры книжные (из истории православия), либо из религиозной жизни соседних христианских деноминаций. Можно было и вообще ни с кого примера не брать, а просто выбрать из теоретических возможностей».

Таким образом, процессы, происходившие и происходящие в современных раскольнических организациях, а также и ближайшее будущее этих структур – это достаточно точно описанные процессы развития версий 1.0 и 1.х.

 

Список используемой литературы:

  1. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. Издательства «Лепта», «Вече». М., 2010.
  2. Стяжатели Духа Святаго. Издательство «Демиург-Арт». М., 2003.
  3. Алексеев В.А, Нечаева М.Ю. Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России ХХ века. Ч. 2. — Челябинск: Изд-во Южно-Уральского гос. ун-та, 2002.

 

Использованы материалы:

  1. Информационно-справочного портала «Анти раскол» (http://www.anti-raskol.ru/).
  2. Портала «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru/).
  3. Информационного ресурса «Портал-Credo» (http://www.portal-credo.ru/).
  4. Официального сайта «Истинно-Православной Церкви» (http://ipckatakomb.ru/).