В 2012 году храм Иверской иконы Божией Матери при ГБУЗ МО «ПБ №8» отмечал пятилетие своей деятельности. Сам факт существования на территории больницы действующего православного храма не мог не затронуть важные стороны жизни пациентов, их родственников, а также учреждения в целом.
Священник Антоний Рыжаков, Настоятель Покровского храма села Старый Покров Орехово-Зуевского района.
Любой приход объединяет своих прихожан. Это происходит, в первую очередь, во время молитвы, богослужений. Кроме этого, помощь и участие в жизни душевнобольных людей делает всех членов нашего прихода единомышленниками − братьями и сестрами.
Ни у кого не вызывает сомнения, что человек, оказавшийся в психиатрической клинике, нуждается не только в медицинской или психологической помощи, но и в целостном восстановлении. Наш приход принимает в этом самое активное участие, при этом понятие «реабилитация» наполняется более широким смыслом. В реабилитации-восстановлении участвует длинная цепочка людей, внутренний мир которых должен отвечать определенным «духовным требованиям». Сбой лишь в одном звене этой цепи ставит под угрозу весь процесс реабилитации, он может разрушить начинающий восстанавливаться хрупкий душевный мир пациента. К сожалению, сегодня в реабилитации нуждаются не только сами пациенты, но и их окружение.
Приведем наглядный пример: проблема курения. Нас регулярно шокируют цифры, приводимые специалистами в этой области, но мы должны признать, что в ближайшее время ситуация точно не изменится. Допустим, с этим столкнулся ребенок, в его проблеме участвуют: сам он, семья, школа, врач и т.д. Если в этих окружающих его людях он не почувствует духовной опоры, справиться с проблемой не удастся. В семье курят, учителя курят, доктора курят, творческие люди курят, при этом никто этого даже не стесняется, к тому же все это постоянно демонстрируют СМИ. В такой ситуации у ребенка и мысли не возникает защищаться как от курящих взрослых, так и от самого курения. Большое число людей курящих, выпивающих и употребляющих «легкие наркотики» с уверенностью думают, что это нормально!
Пять лет существования храма в больнице изменили в лучшую сторону отношение сотрудников к Церкви и вообще к религии. Многие нашли в храме ответы на важные жизненные вопросы.
Правильное отношение к вере персонала является огромным подспорьем в служении священника, так как врач, видя в человеке не только душевные, но и духовные проблемы, может правильно разграничить сферы компетенции, чтобы дать действовать в области духовной священнику.
В настоящее время для пациентов действует духовно-просветительский проект «Клуб путешественников», основу которого составляют паломнические поездки. Важно, что маршруты разрабатываются, опираясь на запросы пациентов. Теперь организация поездок часто уже проходят без участия священника, так как сотрудники самостоятельно готовят информацию и сопровождают участников.
Когда я говорю о том, что «священник не участвует» это не значит, что он ничего не делает, это значит, что работа происходит на принципиально ином уровне. Система духовной реабилитации работает сама по себе, как и должна, без толчка извне.
Во всех отделениях больницы устроены молитвенные уголки. Многие пациенты, родственники и сотрудники понимают, что без молитвы очень трудно вести больного по жизни, и что это необходимо для его выздоровления.
Остановлюсь еще на таком важном аспекте работы с участием больничного Храма, как проведение мероприятий по противодействию деятельности тоталитарных сект. С целью противодействия, нами были подготовлены телевизионные передачи, систематически проводятся беседы с пациентами и родственниками душевнобольных. Уже есть примеры выхода людей из сект. Понятно, что человек, вооруженный информацией, впервые встречающий сектанта, понимает, что перед ним не представитель «молодежной организации», приглашающий его на заседание «клуба интересов», а член религиозной тоталитарной секты, агрессивно связывающей волю и свободу человека.
Особое место в деятельности храма отводится участию в организации трудовой занятости пациентов. Храм – место, где человек по-иному воспринимает физический труд. Работа при храме выводит человека на другой уровень ответственности за выполненный труд, труд для Бога. Этот аспект тоже направлен на собирание некогда раздробленной личности.
В заключении мне хотелось бы сказать, что больничный храм – это святое место, ведь мы работаем с душевнобольными, к которым у Церкви всегда было особое отношение. Святые отцы говорили, что здоровье – это ценный дар Божий, а болезнь – бесценный. Часто бывает, что здоровье отвлекает нас от духовного мира, а болезнь к нему возвращает. Больничный храм как раз и может стать местом, где это возвращение произойдет.
Материал опубликован в «Вестнике миссионерского отдела» №7 2013 г.